ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ
4 сентября 2010                       Материал с сайта:   http://veterany.com.ua/archives/1473
“Не проехав из столицы до Дальнего Востока,
нельзя будет называться подлинным русским…”

 

Возможно поэтому Председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В. совершил недавно поездку на Дальний Восток по новой автотрассе Чита – Хабаровск. В связи с этим не лишне вспомнить как совершал путешествие на Дальний Восток Император Николай II, будучи еще наследником российского Престола. Тем более, что в этом году этому событию исполняется 120 лет.

Цесаревич Николай Александрович

Когда наследнику российского престола цесаревичу Николаю Александровичу, будущему Императору Николаю II, 6 мая 1984 г. исполнилось 16 лет, он поступает на действительную военную службу  и  принимает присягу. В этом возрасте он имеет звание поручика. Годом позже он заканчивает среднее образование и приступает к изучению ряда дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета – юридического и экономического. Получение высшего образования заняло у цесаревича еще пять лет.

Занимался Цесаревич Николай много. К пятнадцати годам Он имел более 30 уроков в неделю, не считая ежедневных часов самоподготовки. В процессе обучения наставники не могли ставить ему оценки за успеваемость и не задавали вопросов с целью проверки знаний, но в целом их впечатление было благоприятным. Николай отличался усидчивостью, педантизмом и врожденной аккуратностью. Он всегда внимательно слушал и был очень исполнителен. …Наследник, как и все дети Александра III, обладал прекрасной памятью. Легко запоминал услышанное или прочитанное. Ему хватало мимолетной встречи с человеком (а таких встреч в его жизни были тысячи), чтобы запомнить не только имя и отчество собеседника, но и его возраст, происхождение и служебный стаж.

Вторую половину всех дисциплин занимали военные науки. Для приобретения практических навыков цесаревич Николай провел два лагерных сбора в Преображенском полку: первый год исполнял обязанности взводного командира, а второй – ротного командира.

Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества

Следующие два летних лагерных сбора он провел в Лейб-гвардии Гусарском полку, приобщаясь к кавалерийской службе – вначале младшим офицером, а затем  – командиром эскадрона. И, наконец, наследник проводит один лагерный сбор в рядах артиллерии. В 19 лет он получил чин штабс-капитана, в 23 года – капитана.

Цесаревич Николай

По свидетельству современников, Николая любили в гвардейских полках, отмечая удивительную ровность и доброжелательность в отношениях с товарищами-офицерами, независимо от чинов и званий. Цесаревич не относился к числу тех, кого пугали тяготы походной жизни. Был вынослив, крепок, неприхотлив в быту и по-настоящему любил армию. Военная карьера Николая достигла своей вершины 6 августа 1892 года, когда Он был произведен в полковники. Из-за преждевременной кончины Александра III Николаю не суждено было стать генералом российской армии, которыми были все его предшественники на Престоле и большинство Великих князей. Императоры не присваивали воинских званий самим себе. Но генеральские звания ему были присвоены в армиях союзников.

Военная  служба цесаревичу пришлась по сердцу. Почти каждый день заканчивался попойкой офицеров полка. Есть такая запись в дневнике от 31 июля 1890 года: “Вчера выпили 125 бутылок шампанского”.  Порой доходило до того, что Николай опаздывал к началу полковых мероприятий на следующий день. С этого времени он старался не пропускать встреч в офицерских собраниях, но пьяницей не стал.

По укоренившейся традиции, все русские наследники, начиная от Павла I и до Александра III, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое – по России, чуть поменьше – по Европе. На этот раз для Николая планировалось совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Причем та, и другая части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич, исключая только последнюю часть пути.

Путешествие готовилось тщательно, так как ему придавалось большое государственное значение. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и наследник Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства во Владивостоке  и свезти первую тачку грунта для насыпи железнодорожного пути. Ну и помимо познавательных целей Николай также должен был пообщаться и установить личные отношения с царствующими особами государств по маршруту путешествия. В общем, на мир посмотреть и себя показать. Матушка-императрица Мария Федоровна преследовала и другую цель – проветрить мозги наследнику от слишком пылкой страсти к балерине Матильде Кшесинской.

Николая сопровождали руководитель всего путешествия генерал-майор свиты князь Барятинский В.А., а также флигель-адьютант князь Н.Д. Оболенский (лейб-гвардии Конный полк), князь В.С.Кочубей (Кавалергардский Его Высочества полк), Е.Н. Волков (лейб-гвардии Гусарский Е. В. полк).  Для написания книги о путешествии был прикомандирован чиновник Министерства  внутренних дел князь Ухтомский Э.Э.

23 октября 1890 г. Цесаревич Николай и пять его спутников отправились в длительное путешествие. В Вене он побывал в резиденции Габсбургов, в Венской опере и оттуда отправился в Триест – город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. Там его ждали три русских корабля – фрегаты «Память Азова», «Владимир Мономах» и канонерская лодка «Запорожец», а также брат, 18-летний мичман Георг, который продолжил с ним путешествие дальше.

Полуброненосный фрегат «Память Азова»

Из Триеста 26 октября 1890 г. наследник поднялся на борт фрегата «Память Азова» и морским путем проследовал в Грецию. Там к нему присоединился кузен, принц греческий Георгий и в начале октября русская эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку. В то время как корабли шли по Суэцкому каналу, цесаревич со своей свитой совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.

От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь наследник со своими спутниками сошли на берег и в период с 11 по 31 декабря 1890 г. совершили длительный сухопутный поход по Индии по маршруту: Бомбей, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).

Цесаревич (слева) в гостях у махараджи Бенаресского

Они встречались с местными правителями – раджами, охотились, осматривали достопримечательности, приобретали сувениры и получали подарки.

Цесаревич Николай со спутниками в Индии

Покинув Цейлон 31 января, «Память Азова» с «Владимиром Мономахом» через Сингапур и Батавию (о. Ява) следуют до Бангкока. Там цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна. Наследнику был оказан исключительно теплый прием, он был награжден высшим сиамским орденом, получил от короля личные подарки.

Цесаревич Николай (слева) в гостях у сиамского короля

Попрощавшись с гостеприимным королем, Николай Александрович 13 марта последовал в Нанкин. Из этого города он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» до города Хань-коу, где находился крупный завод по производству чая, принадлежащий русскому торговому дому «Токмаков, Молотков и Компания»

15 апреля 1891 г. в сопровождении 6-ти кораблей русского флота Николай Александрович прибыл в Японию. Была организована радушная встреча высокого гостя, на которую прибыл принц Арисугава-но-мия Тарухитэ. Однако визит Николая Александровича вызвал и большое беспокойство, тревогу среди японского населения. Далеко не все в Японии с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке.

Посещение Японии началось с г.Нагасаки, где Николай со спутниками пробыл 9 дней. Цесаревич инкогнито знакомился с городом и вместе с офицерами эскадры неоднократно бывал в пригороде Нагасаки Инасамура или Инасу, которую называли русской деревней. Здесь в 1870-е годы проживали некоторое время около 600 моряков с потерпевшего крушение фрегата “Аскольд”. Именно тогда здесь возникли русско-японские семьи, а также русское кладбище. Поэтому местное население доброжелательно относилось к русским, а местные торговцы были рады им. Как упоминает Э. Э. Ухтомский, здесь было питейное заведение с символическим названием “Кабак Кронштадт”.

23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и 27 апреля прибыла в порт Кобэ. В тот же день наследник с сопровождающими лицами отправляется в Киото, где они останавливаются в отеле “Токива”. В этот же день у гостиницы собралась толпа и раздавались враждебные выкрики. В русскую дипломатическую миссию поступил документ угрожающего характера, подписанный кровью. 29 апреля Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли рикши, из Киото в город Оцу. Там они посетили почитаемый японцами храм Миидэра, любовались красотами озера Бива, посетили базар, где Николай приобрел много мелочей сувенирного характера, многие из которых легко отождествляются с предметами, представленными на выставке.

Николай Александрович в Японии

Возвращаясь обратно в Киото, длинная процессия из 40-ка джин-рикш медленно двигалась по улице, запруженной народом. В это время полицейский по имени Цуда Сандзо, который отвечал за порядок и находился в толпе кланяющихся горожан, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове. От смерти его спас греческий принц Георг, сопровождавший цесаревича, отбивший тростью очередной удар. Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося, причем один из них мечом полицейского привел Сандзо в бесчувственное состояние, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Николай был быстро доставлен в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где ему подготовили постель. Однако Николай отказался в неё ложиться и после перевязки сел у входа в магазин, спокойно куря. По словам Э.Э.Ухтомского, первыми словами цесаревича были: “Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может что либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие”. Затем под охраной наследника препроводили в здание префектуры г. Оцу, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь. Несколько часов спустя его незаметно отвезли в Киото.

30 апреля туда прибыл сам император Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича. Эта встреча состоялась утром 1 мая, причем император предлагает направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент во главе с принцем Арисугава-но-мия, но цесаревич отказывался от этого.

4 мая пришла срочная телеграмма от Александра III с приказом срочно отбыть во Владивосток. До отплытия “Память Азова” посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии. 6 мая на фрегат были приглашены рикши, помогшие задержать нападавшего и которым наследник был обязан жизнью. Николай лично наградил их орденами св. Анны, кроме того, каждый из них получил в награду единовременно 1500 долларов и им была назначена пенсия в 500 долларов в год.

6 мая Николаю исполнилось 23 года. В связи с этим он получил подарки от императорской четы и жителей г. Осака. Император подарил ему живописный свиток, а императрица – книжную полку-сёдана из черного лака (она присутствовала на выставке 1893-1894 гг., но местонахождение её в настоящее время неизвестно.). В день отплытия состоялась последняя встреча цесаревича с императором Мэйдзи на “Памяти Азова”. Во время этой последней встречи и был поднесен Николаю ковер “Инуомоно”.

Владивосток. Адмиральская пристань. Вдали триумфальная арка цесаревича Николая, уничтожена в 1927 г.
Вид на бухту Золотой Рог с пристани
Старинная открытка с видом на бухту Золотой Рог
Владивосток. Триумфальна арка цесаревича Николая, восстановленная в 2003 г.

Отплыв из Кобэ 7 мая, цесаревич 11 мая прибывает во Владивосток. Именно здесь начинается главная государственная задача деятельности наследника – начало строительства Великой Сибирской железной дороги.

Наконец наступил торжественный день – 19 мая, воскресенье. С раннего утра горожане поспешили за город к месту закладки земляных работ. Здесь был уже сооружен специальный павильон. По левую сторону от него устроена небольшая платформа, у которой стояли локомотив и вагон, украшенные флагами и зеленью. В 10 ч. прибыли наследник престола, сопровождавший его и поездке греческий принц Георг, приамурский генерал-губернатор барон А. Корф, губернатор Приморской области генерал- майор П. Унтербергер, командир порта контр-адмирал П. Николаев, комендант крепости генерал-майор Ю. Аккерман, начальник эскадры вице-адмирал П. Назимов, начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Л. Юнаков, лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор Д. Арсеньев, начальник Окружного инженерного управления генерал-майор К. Геммельман, начальник войск на о. Сахалин генерал-майор В. Конопович. Наследник и сопровождающие его лица были встречены салютом батарей крепости и эскадры. У павильона были подготовлены тачка и лопата. Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей дороги. Затем они заняли места в вагоне, и поезд медленно двинулся к городу. По свежей насыпи он двигался медленно и тысячи людей шли рядом. По прибытии в город к строящемуся вокзалу Николай Александрович заложил в камень серебряную доску, свидетельствовавшую о том, что 19 мая 1891 г. началось сооружение Великого Сибирского пути.

20 мая Николай торжественно попрощался с экипажем “Памяти Азова” и со всеми кораблями и 21 мая он покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург, куда он прибыл 4 августа 1891 года. За время путешествия было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 – по железной дороге, 5 000 – в экипаже, 9 100 – по рекам, 21 900 – по морям.

Это сейчас поездом можно добраться от Москвы до Владивостока за неделю, а тогда на обратную дорогу у цесаревича ушло около двух месяцев. Путь по России пролегал через Хабаровку (будущий Хабаровск), Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург и занял около двух месяцев. По традиции того времени в каждом населенном пункте, в котором наследник российского престола останавливался хотя бы на несколько часов, сооружались триумфальные арки. Чаще всего – из дерева.

Молебен по случаю начала строительства восточной части Транссибирской магистрали
Карта Транссиба
Цесаревич Николай среди бурят

Это путешествие наследника было достойно увековечено в истории во многом благодаря Э.Э.Ухтомскому, который был включен в свиту Николая Александровича за несколько дней до отъезда. Первый том его сочинения под названием “Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича.1890-1891” вышел в свет в 1893 году; второй и третий тома – в 1895 и 1897 гг. Сразу же после выхода в свет “Путешествие” было издано на английском, немецком и французском языках. Прекрасный литературный язык книги сочетался с интереснейшими сведений по истории, быту, религии многих восточных народов. Недаром Ухтомский после возвращения их путешествия был избран членом Русского географического общества,. Немало успеху книги способствовали многочисленные иллюстрации (свыше 700 шт.) Н.Н. Каразина – художника, писателя-этнографа, путешественника.

В составе команды фрегата “Память Азова” находился В.Д. Менделеев, сын известного химика, фотограф-любитель. Именно он сумел составить своеобразную фотографическую летопись путешествия. В Российской национальной библиотеке хранится уникальная коллекция, включающая свыше 200 снимков, созданных во время плавания русской эскадры на Восток.

Ссылки по теме:
Визит в Японию цесаревича Николая
Под флагом наследника

Сингапурское чаепитие русского царя

Возвращение цесаревича

Инцидент в Оцу
Цесаревич Николай в Забайкалье
Император Николай II в Иркутске

Транссибирская магистраль. Путеводитель

Сколько «Царских ворот» на Дальнем Востоке? Память о путешествии Николая II

Запись опубликована в рубрике Великий путь России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.