ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН (ПУШКАРЬ): «Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, и святой Царь страстотерпец – вот пример и образец служения своему Отечеству»

СЛОВО

Митрополита Владивостокского и Приморского

Вениамина (Пушкаря)

ко Дню памяти святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба

1326219723_l00018438

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Первых святых, прославленных Русской Православной Церковью. Этот майский день – перенесение святых мощей Бориса и Глеба.

Они, будучи христианами, воспитанными в благочестии и чистоте своим святым отцом Равноапостольным князем Владимиром, приняли мученическую смерть от своего родного брата Святополка. У князя Владимира было двенадцать сыновей, но Борис и Глеб сияли среди них своей духовной чистотой как две звездочки на небосклоне.

Святой равноапостольный князь Владимир, умирая, хотел, чтобы Киевский престол достался его любимому сыну – Борису. Но старший сын Святополк так разгорелся желанием владеть Киевом и всей Русью, что решил убить своего брата князя Бориса, а затем и еще одного возможного претендента на престол – князя Глеба.

Гордыня, жажда власти, господства – причина того, что князь Святополк решается убить своих братьев. Как Каин, позавидовавший Авелю и проливший первую кровь человеческую, братскую кровь на Земле.

Из истории Руси и Русской Православной Церкви мы знаем, как произошло это кровавое злодеяние.

Князь Борис, мудро правивший в Ростове, отправился в поход против печенегов, по просьбе своего отца – великого князя Владимира. Уже когда князь Борис возвращался из похода, стало известно, что Владимир скончался. Старший сын Святополк самовольно захватил киевский престол, объявив себя великим князем Киевским. Борис, узнав об этом, распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако гордый Святополк, действуя против воли своего покойного отца, против воли Божией, доходит до такого умопомрачения, что подготавливает убийство Бориса и Глеба, чтобы избавиться от тех, кто мог бы оспорить его пребывание на Киевском престоле.

Князь Борис, узнав о том, что его должны убить, не стал прятаться, не стал вступать в борьбу. Он добровольно принял мученическую кончину, причастившись накануне Святых Христовых Таин.

Князь Глеб, мирно правивший тогда в Муроме, тоже знал, что к нему уже направлены убийцы. Но, не желая междоусобной брани, также добровольно принял мученическую кончину.

Казалось бы, и Борис, и Глеб могли бы оказать сильное сопротивление Святополку. Они могли бы, наверное, вместе разгромить его войско и уничтожить своего старшего брата, который вероломно захватывает престол скончавшегося отца – князя Владимира.

Но святые князья мужественно принимают смерть от рук убийц, посланных своим братом. Они принимают мученические венцы и через страдания входят в райские обители. Возможно, кто-то подумает: «Да как же так, сидеть, сложа руки, и ждать когда придет убийца и проткнет тебя копьем?!» Мол, какие же эти князья — воины, если они не приняли бой, не подняли свои мечи на противников?

Святые князья страстотерпцы явили высочайшие вершины воинского духа. Они воины Христовы. Любя всем своим существом свое Отечество – Русь, они уберегают русскую землю от страшной междоусобной брани. Они не смеют преступить заповедь Божию – чти отца и мать своих. Ведь старший брат после смерти отца становится сам как отец для младших. Из любви христианской они не мыслят о том, чтобы поднять руку на своего брата, на его дружину, на свой народ. Любовь ко Христу и к ближнему своему возводит их на высочайшую ступень мужества, истинного мужества. Такого мужества, которого ждет от нас Христос, призывая идти за Собой.

И разве не такое мужество, не такую христианскую любовь явил наш Государь Мученик Николай!

Вот наша Русь – она в сердцах наших святых, в тех, кто навсегда выбрал Христа! Она в наших первых святых властителях, не желавших земной власти, но обладавших ею по своему происхождению и по своему смирению. Святая Русь в образе нашего святого властителя — Царя Николая II.

Удивительно то, что первые святые, прославленные Русской Церковью, Борис и Глеб – князья страстотерпцы, и наш последний Государь Николай II, Помазанник Божий на престоле Рюриковичей и Романовых – тоже сподобился вместе со своим Святым Семейством мученических венцов. Есть невидимая глубокая связь в истории Руси между мученической кончиной святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба и святых Царственных страстотерпцев.

Мысль о подвиге святых Бориса и Глеба невольно становится напоминанием о выборе нашего Государя Николая II.

И порой с горечью думаешь о том, что сегодня среди православных христиан немало тех, кто считает, что наш Царь Мученик должен был уничтожить всех своих врагов и предателей, жестоко наказать требовавших его отречения. А вместо этого Царь прощает своих клеветников и обидчиков и добровольно идет на Крест. Царь – Помазанник Божий. Попробуем осознать это! Сердце Царя в руце Божией. Он следует за Христом, а не за собственными желаниями и не за желаниями толпы. Государь Николай II принял скипетр и державу по своему смирению, как тяжелейший Крест. И он пронес этот Крест до конца. До Голгофы. Уподобляясь в этом Самому Христу. Тому, Кто дал царю власть. Царь не стал «топить в крови» бунтовщиков, не стал огнем и мечом утверждать свою власть. Он действует не по нашей земной, людской справедливости, часто являющейся выбором страсти, желанием мести и наказания. Царь действует по небесной Любви. Также как святые князья страстотерпцы Борис и Глеб. Также как Господь наш Иисус Христос.

Чтобы нам достичь понимания этого, требуется истинное покаяние, ведущее к преображению души.

Но посмотрите, как сегодня идет борьба за власть! Нередко уже даже не борьба, а настоящая война. Но, подумай, зачем ты рвешься к власти? Разве тебе ее дал Господь? Разве ты настолько смиренен и имеешь княжеское достоинство, чтобы принять власть над людьми? Что будешь делать ты с этой властью? Неужели ты хочешь обрести покой и счастье, устремляясь по трупам ради богатства и славы, устремляясь к господству над ближними? Так ничего не обретешь ты, кроме того, что обрел ненавидимый всеми князь Святополк, убивший своих святых братьев ради власти и получивший на века прозвище Окаянный.

Или ты хочешь блага своему Отечеству, о чем так громко вещаешь людям? Благо Отечеству в нашем самопожертвовании. В готовности не властвовать, а служить. Служить, принося всего себя в жертву ради любви Христовой.

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, и святой Царь страстотерпец – вот пример и образец служения своему Отечеству, пример высочайшей ответственности за свою страну, за свой народ!

Так пусть же через духовное осознание подвигов наших святых князей и царей страстотерпцев, через покаяние, наш народ и его властители преобразятся! Пусть они примут всем своим сердцем Христа Вседержителя! И пусть в истинно христианской любви наше Отечество – Святая Русь – достигнет величия и процветания! И укажет другим народам путь ко спасению!

Святые страстотерпцы Борис и Глеб, молите Бога о нас!

Христос Воскресе!

С любовью во Христе

+митрополит Вениамин

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *