У России с США и Европой две совершенно разных миссии

У России с США и Европой

две совершенно разных миссии

Сегодня Россия стоит на Голгофе, распинаемая врагами Христа

Автор: Протоиерей Николай Германский

Протоиерей Николай Германский – настоятель Свято – Никольского храма п.Ракитное, сопредседатель Международного Ильинского комитета, руководитель Духовно – просветительского центра имени архимандрита Серафима (Тяпочкина)

«России…

Красный всадник на белом коне

Защищает лазурное небо:

То Россия привиделась мне,

Русь Святая на троне победном.

…и ее недоброжелателям

То осклабившись в страшной гримасе,

То беснуясь, по-волчьи воя,

То визгливо, то сиплым басом

Не любило нас зло мировое».

Прот.Николай Германский

Если посмотреть на Землю из холодного космоса, то мы увидим голубой шарик. Это наша родная планета, которая давным-давно  была создана Творцом для того, чтобы человек, Его любимое творение, был счастлив на ней, и духовно совершенствуясь, платил ответной любовью своему Небесному Отцу.

Но произошло то, что мы называем первой исторической катастрофой. Человек, будучи сотворенным свободным, потерял свою первозданную цельность и тем самым положил начало новой истории, которая в скором времени  будет отмечена первой кровью. Из зависти один из сыновей Адама, поднимет руку на родного брата и убьет его. С тех пор кровь начнет разливаться по всей земле и станет визитной карточкой человечества, постепенно потерявшего разумение о главных смыслах бытия. Причина потери памяти на наш взгляд проста: люди так сильно удалились от Бога, что всерьез стали полагать, что могут выстроить свое счастье без Него. В результате мир подошел к черте, за которой зияет пропасть. Если человечество не проявит свою зрелость и не вернется к подлинным нравственным ценностям, то оно прекратит свое существование, как не имеющее морального права двигаться дальше.

В Послании к Ефесянам  Апостол Павел говорит, что мы боремся «не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 10 – 12). И эта борьба происходит ни на земле, ни на воде, ни в холодном космосе, а в первую очередь, в наших сердцах. И, стало быть, от нас и зависит, какой наша жизнь будет сегодня, завтра, да и будет ли она вообще.

В своей безумной и бесплодной борьбе с Богом силы тьмы желают лишь одного, доказать Богу, что человек есть существо неудачное и не способное совершать благородные поступки и  исповедовать высокие идеалы. И им позволено искушать и соблазнять человека, ослабляя или вовсе истребляя его веру в Божественный промысел. Оторванный от Бога человек остается один на один со своей совестью. И наделенный свободой, этим высочайшим даром Творца, всю свою жизнь стоит перед выбором, который либо вернет ему потерянный рай, либо низвергнет в адскую бездну.

Являясь участником драматической истории последних лет и ощущая на себе ее сверхнапряженную атмосферу, невольно приходишь к мысли, что некая сверхестественная сила проводит весьма небезуспешные опыты по выведению нового сорта людей, которые под благовидными предлогами  создали бы новый миропорядок, в центре которого был бы уже не Бог, а человек. И эта сила, обладающая нечеловеческой хитростью и сверхчеловеческой ненавистью, одновременно разрабатывает несколько вариантов с надеждой на то, что хоть какой – то из них сработает.  И, как покажет история, неплохо сработают все…

К примеру, коммунистическая модель, которая является праматерью всех революций и которая, между прочим, была призвана, под видом достижения всеобщего блага и вселенской справедливости «загнать» человечество в светлое будущее. Бессовестно эксплуатируя христианскую терминологию и провозглашая нравственные принципы, украденные из Евангелия, она не оставила места лишь для Бога, Который никогда не обещал человеку Царство Небесное на Земле. Он учил, что это царство находится внутри каждого из нас. Но такая правда идеологов революции не устраивала, ибо она открывала человеку верный взгляд на вещи, происходящие в мире и в его собственном сердце. А такого человека обмануть или сломать либо очень трудно, либо вовсе невозможно. А цель всякой революции собственно и заключается в том, чтобы человек разрушая вековые традиции, собственными руками убивал в себе Бога.

Следующая модель, фашизм, имеющий своим намерением стереть с лица земли  этот зловредный и безбожный коммунизм, а заодно поставить на колени его главную носительницу, якобы варварскую и безбожную Россию, которая весьма быстро набирала экономическую силу и политический авторитет и становилась угрозой всему «просвещенному» человечеству. А вместе с тем подчистить жизненное пространство, уничтожив пару – тройку грязных, никчемных  и никому не нужных на их взгляд народов.

И солдаты вермахта, подпоясанные ремнями, на которых было написано «с нами Бог» без страха и упрека безжалостно и хладнокровно уничтожали себе подобных. Помнится, совсем незадолгодо Великой Отечественной, ее главный идеолог был выдвинут на получение Нобелевской премии.

Но в то же самое время в стороне от всех вполне благополучно развивалась еще одна модель, которая не обременяла себя лозунгами и идеологическими призывами, и которой двигал лишь холодный расчет, а целью была прибыль, и только прибыль.  С точки зрения ее апологетов именно материальное богатство может сделать человека счастливым и самодостаточным, давая ему настоящую власть.  Власть и, как они полагают, свободу, но не ту, которая освобождает человека от рабства греха, а ту, которая позволяет ему делать все, что он пожелает, снимая с него какие бы то ни было моральные обязательства.

Следует заметить, что эта модель формально не отрицает веры в Бога. И, тем не менее, ее роднит с первой коммунистической моделью то, что и та, и другая пытались и до сих пор пытаются построить Царство Божие на земле, что определяло и продолжает определять дух жесткой, а временами и жестокой конфронтации  между ними, доходящей временами до реальной угрозы мирового пожара. Кстати сказать, на сей раз, Западная Европа подсуетилась и исправила свой недочет, наградив нынешнего лидера этой модели Нобелевской премией мира. Вот только непонятно, за что: то ли за совокупность всех кровавых деяний, совершенных американцами до него, то ли за их совокупность в его бытность?

Интересно то, что  все эти глобальные эксперименты, разные по своей форме, на самом деле имеют одну и ту же цель – мировое господство, за которой скрывается еще более важная цель и без сомнения, более глобальная – это вытравливание христианского духа из человеческого обихода, ибо там, где ненависть, вероломство и двуличие, Христа нет и быть не может.

Но не стоит, однако, забывать о той, единственно верной модели, которую предложил человеку Сам Творец и в фундаменте которой лежит Его бесконечная Любовь, из которой произрастает все чистое, доброе, светлое, а, стало быть, пригодное для полноценной жизни.

В этой любви нет и не может быть ни зависти, ни ненависти, ни лукавства. Она, по слову Апостола, многие грехи покрывает и имеет великое свойство прощать и дарить человеку радость даже тогда, когда у него, казалось бы, ничего не остается.

Невольно вспоминается рассказ одной монахини, которая во времена страшных гонений  несколько лет отсидела за веру  в сталинских лагерях и потом рассказывала, что никогда у нее не было такой радости, как в те времена. Она сидела в клетке, но была свободна, потому что в ее сердце жил Христос, Который две тысячи лет назад пришел в этот мир и пролил за него Свою кровь. И Он продолжает проливать Ее за каждого из нас, а человечество по – прежнему продолжает забивать гвозди в Его Пречистые руки своими грехами. Каково Богу, вложившему всю Свою любовь в человека, взирать на Свое ослепленное гордыней творение, беззастенчиво демонстрирующее  Ему свою  независимость!

Почти век прошел с тех пор, когда великий русский мыслитель Иван Ильин произнес слова, которые и ныне звучат более чем современно: «Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской Церкви… Человек нового европейского «уклада души» все более отчуждается от вечных истин христианства.., привыкает «обходиться без них», религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису[1]».

Разве не о сегодняшних днях говорит Иван Ильин? Обезбоженный западноевропейский и североамериканский мир, претендовавший на то, чтобы показать всему миру верную дорогу к счастью, не в состоянии этого сделать. Но он успел поразить «бациллой потребительства» огромную часть человечества. Упор на материальное благополучие привел, в конечном итоге, к мировому кризису, который по сути своей является кризисом человеческого духа. Слово «кризис» в переводе означает «суд». Правильно толкуя это слово, человек должен осознать, что предстоит не перед страхом физического уничтожения, а перед дыханием самой Вечности, взирающей на него и ожидающей его преображения.

Но неужели на Земле не осталось места, где еще существует понятие о страхе Божьем и подлинных духовных ценностях? Такое место есть. И это наше Отечество, Россия, в которой еще теплится огонек живой веры и жажда Высшей Правды. Из всех православных держав на сегодняшний день мы единственные, кто может влиять на мировые процессы, и чей голос раздается все громче и громче. Мы начинаем осознавать свое подлинное предназначение.

Проживая великую историю, испытывая невероятные взлеты и не менее невероятные падения, мы каким – то совершенно чудесным образом не выродились в карликовое государство, что произошло некогда с великой Византийской империей, а остаемся поистине великой державой. Хотя наши недруги никак не хотят или не могут разглядеть нашего величия, которое заключается не столько в  территориальных масштабах, сколько в нашей духовности, в нашем великом народе, который подарил миру великую культуру и явил ему великих Святых, по которым Россия всегда ровняла свою жизнь, ибо во все времена и поныне идеал Святости для нашего народа был и остается важнейшим.

Так, может быть, для этого и сохранил нас Господь до сего дня, чтобы рассказать запутавшемуся миру об этом Идеале, как о благословении Творца, которое человечество получило через Его Божественное Слово: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный! Будьте святы! Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Рассуждая о предназначении русского человека, Ф.М.Достоевский восклицает: «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески — братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…[2]»

На протяжении всей своей христианской истории наш народ бережно старался хранить образ Христа в неискаженном виде: он мудро и мужественно стоял за эту чистоту и во времена благоверного князя Александра Невского, когда ему предлагали унию, и во времена великих русских граждан Минина и Пожарского, когда его снова захотели окатоличить, и во времена нашествия двунадесяти языков, когда вся Европа ополчилась против него, и во времена страшного революционного эксперимента, когда народу – Богоносцу под страхом смерти было запрещено упоминать Имя Божие, и в не менее страшные времена Великой Отечественной, ну и сегодня, когда по всем признакам наступает один из последних актов всечеловеческой драмы.

Не за эту ли преданность Христу и Его Правде Европа нас, мягко говоря, недолюбливает, а Североамериканские штаты и вовсе бы вычеркнули нас из истории, если бы им это было позволено. Мы имеем в виду, конечно, не большинство простого народа, а элиту, которая несет ответственность перед Богом и человечеством за то, куда и как ведет свой народ. Из либеральных кругов постоянно раздаются голоса, что все это, дескать, наши фантазии, но давайте в таком случае послушаем нашего соотечественника Н.Я.Данилевского: «Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды. Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный выветрившийся и обратившийся в глину слой, все же Европа понимает или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить и которое имеет силу и притязание жить своей независимой и самобытной жизнью. Итак, во что бы то ни стало, ни крестом, так пестом, не мытьем, так катаньем, надо не дать этому ядру еще более окрепнуть и разрастись и пустить корни и ветви вглубь и вширь. Не допускать до этого – общее дело всего, что  только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники, и даже вручить ему знамя цивилизации[3]».

Так что же это за ядро, которое лежит в основе русского мира, и не дает ни Западу, ни  Востоку, ни Северу, ни Югу  разорвать Россию в клочья или, по крайней мере, поставить на колени?

Рассуждая о цивилизациях, русский аргентинец И.Андрушкевич прорисовывает великолепную схему, которая представляет цивилизацию в виде трех концентрических сфер — внутренняя сфера — ядро цивилизации – это тип верования, определяющий шкалу духовных ценностей. В ядре формируется дух цивилизации. Ядро обволакивается «питательной мякотью», которая есть не что иное, как культура. Культура порождается типом верования, но когда она начинает стремиться к независимости, то может войти в противоречие с ним. Третий слой, это «защитная скорлупа», то есть общественные и государственные институты, которые защищают и  «питательную мякоть», и ядро от внешних и внутренних врагов.

Ядром русского мира является Православие. И нам понятно, почему поход на Восток, начавшийся на заре нашей цивилизации, продолжается до сего дня. Мы слышим ответ на этот вопрос из уст одного из наиболее влиятельных вдохновителей  североамериканской идеи мирового господства и последовательных и агрессивных ненавистников русского мира, Збигнева Бжезинского: ««После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие[4]». Что ж, спасибо господину Бжезинскому за откровенность. Но, почему же он и его компания так ненавидят Православие?  Не потому ли, что Оно является единственной силой, которая не позволяет  вселенскому злу, пытающемуся прикрыть свою подлинную сущность ангельскими одеждами, окончательно обезбожить мир, ввергнув его в глобальную катастрофу и,  обескровив, подготовить пришествие того, кому они поклонялись с самого начала своего существования, принося в жертву коренные народы Северной Америки и кому преданно продолжают служить и доныне, выворачивая наизнанку Божественную Правду. Как здесь не вспомнить слова пророка: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом, а свет —  тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою» (Ис. 5,20).

Не будет погрешительным сказать, при этом, не умаляя достоинства других великих народов, что сегодня, по большому счету, главная  борьба происходит между двумя сверхдержавами, Россией и США. И это борьба двух совершенно разных миросозерцаний, двух совершенно разных культур. И будущее человечества, если хотите, зависит от того, кто из них выйдет победителем в этой далеко нешуточной войне и чей путь предпочтет человечество.

Порой кажется, что Европа и Североамериканские Штаты словно бояться раскрыть свои объятья России, опасаясь того, что, соприкоснувшись с ее широкой и отзывчивой душой, они захотят остаться в этих объятиях навсегда.

На самом деле, нам есть, что предложить миру. Русская культура всегда была и остается одной из главных проповедниц Евангельского духа. Она удивительно чутко, глубоко и пророчески показывает и раскрывает главные смыслы бытия. Вскормленная православным миросозерцанием, она на протяжении всей своей истории была верным ориентиром для чутких сердец, ищущих Высшей Правды. Но, наверное, ни в ком так цельно, гармонично и глубоко она не раскрылась, как в А.С.Пушкине, о котором И.Ильин сказал: «Он дал нам право верить в призвание и творческую силу нашей Родины, благословлять ее на всех ее путях и прозревать ее светлое будущее, какие бы страдания, лишения или унижения ни выпадали на долю русского народа. Иметь такого поэта и пророка, значит иметь свыше великую милость[5]».

Не зря Пушкин сам  себя называл эхом русского народа, народа с огромной открытой душой, способной вместить в себя все страдания человечества. И если бы он написал лишь одно свое произведение «Сказку о рыбаке и рыбке», поразительное по своей простоте и глубине, лично для меня он уже был бы великим писателем и пророком. Это произведение, как часть великой русской культуры, вполне может быть названо посланием русской души «просвещенному» человечеству, и в котором Пушкин гениально показывает этому человечеству путь правды и лжи, путь спасения и погибели.

В образе простого и смиренного старика легко угадывается Россия, призванная Богом пребывать в трудах и молитвах и желающая жить спокойно и праведно.

А рядом сварливая старуха, беспокойная, ненасытная и неблагодарная.

И вот, за свое долготерпение старик сподобляется поймать рыбку, готовую исполнять его желания. Но удивительно то, что он ничего не просит у Нее для себя. Почему? Да потому что у него все есть: и мир на душе, и любимое дело и даже сварливая жена, которой постоянно чего – то не хватает и с которой он обречен жить бок о бок всю свою жизнь. У древних христиан рыба была символом Христа – Спасителя. Полагаю, что и в сказке Александра Сергеевича она также символизирует Господа, который всегда «гордым противится, а смиренным дает благодать», как сказано в Евангелии. Так что же старуха, наказание или награда для старика? Можно предположить, что взирая на его праведность, и старуха станет добрее. Но если этого не произойдет, а старик претерпит все ее выходки, он может стать святым, а потом и ее вымолит.

Но, читая сказку, мы что – то не видим, чтобы старуха становилась лучше. Чем больше она получает, тем больше ей хочется. А старик по – прежнему  остается для нее дурачиной и простофилей, впрочем, как и Россия для «просвещенных» народов Запада. Несмотря на все это, он переживает за свою жену, пребывающую в зависти и ненависти, и кажется, ему неловко за нее и перед всем миром и, конечно же, перед Рыбкой, то есть, пред Господом. Он печалится, взирая на ее безумие, но снова идет к морю и снова просит Владычицу морскую о милости. И она снова посылает ему эту милость и делает это до тех пор, пока старуха в безумии своем не переступает черту: ей уже мало повелевать людьми и народами, и она теперь желает занять место самой Рыбки и  чтобы Та была у нее на посылках.

О, как это напоминает современное общество потребления во главе с США и большей частью западноевропейского мира. Они вовсе не прочь выстроить свое благополучие за чужой счет, при этом беззастенчиво используя остальной мир в своих корыстных интересах, легко избавляясь от тех, кто не разделяет с ними их идеалов. Желание повелевать народами настолько вошло в их обычай, что даже далекая мысль о том, что кто – то может составить им какую – то конкуренцию, приводит их в ярость. И чувство собственной непогрешимости и исключительности, вероятно, настолько ослепляет их, что они, кажется,  были бы не прочь занять место самого Творца.

А что же Россия? Так же, как  и старик, который готов был нести на себе старуху, терпя ее причуды, так и она по образу Христа отдает себя в жертву миру, пропуская через себя все его несовершенство. Она жертвует собой и тогда, когда стоит за правду, защищая своих православных братьев, и тогда, когда становится площадкой для страшных экспериментов, и тогда, когда, как всегда оболганная, измордованная, но не сломленная, возвращается к себе самой, возвещая миру Правду о подлинных нравственных ценностях, которые мир растерял, и образом жизни которого стали циничная ложь и двуличие.

Итак, как у старика со старухой, так и у России с США и Европой, увы, две совершенно разных миссии. У первых, это взыскание Высшей Небесной Правды и обретение Евангельского блаженства, а у вторых – взыскание радостей и наслаждений земных, и только земных. Нетрудно догадаться, куда приведет человека первый путь и куда его может привести второй.

И пока человечество, наделенное Божественным даром свободы, будет пытаться сделать правильный для себя выбор, мы всеми силами должны возвращать в свою жизнь историческую и духовную память, которая живет внутри каждого из нас и которую нужно лишь разбудить. В первую очередь, это удел элиты, которая ведет народ  по жизни, и которая, безусловно, сама должна быть духовной, а, значит, культурной, то есть знающей историю своей Родины и любящей ее. И когда весь народ от высшего руководителя до простого гражданина будет знать, что его главным смыслом является триединая любовь — любовь к Богу, к Отечеству и к человеку, тогда все стороны жизни такого народа непременно начнут поправляться, и он уж точно не станет «шлаком истории», но, может быть, и другим народам, истосковавшимся по Богу и Его Правде, поможет прозреть и начать пусть сперва нелегкую, но, в конечном итоге, новую и благодатную жизнь.

Сегодня Россия стоит на Голгофе, распинаемая врагами Христа. И, если мы духовно сплотимся и не разбежимся «страха ради иудейского» и сможем воззвать к Нему, как некогда благоразумный разбойник и принести Ему достойное покаяние, то, может быть, тогда, вдохновляемые Его распятием и воскресением, мы найдем в себе силы сказать последние Его слова на Кресте: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23,34).

Прости, Господи, и их, и нас за малодушие и маловерие, за ту боль, которую приносим Тебе своей недостойной жизнью, и одолей  нас своей любовью, ибо без нее мы – прах и тлен, и только она может помочь нам умягчить злые сердца, уврачевать вековые раны и воздать Тебе достойную хвалу.

Аминь и Богу слава!


[1] Ильин И.А.Основы христианской культуры

[2] Достоевский Ф.М. Пушкин

[3] Данилевский Н.Я. Россия и Европа

[4] Цит. по кн. О.А. Платонова «Терновый венец России. История русского народа в XX веке». т. 2

[5] Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.