1025 – летие Крещения Руси

Возлюбленные в Господе братья и сёстры, дорогие соотечественники!

Вы знаете, что 28 июля в воскресный день Святая Православная Церковь и наше российское государство празднуют 1025 – летие Крещения Руси. Этот день выбран не случайно, так как это день памяти Русского Крестителя святого благоверного великого князя Владимира. В этот день мы прославляем святого словами молитвы: «Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера,  славнодержавный Владимире,  на высоте стола седя матере градов, богоспасаемого Киева, испытуя же и посылая к Царскому Граду увидети православную веру, обрел еси безценный бисер Христа, избравшего тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тёмже празднуем твое успение, людие твой суще:  моли спастися душам нашим». Мы вспоминаем, как тысяча с четвертью века назад крестилась Русь, отрясши идолов языческих, дабы просиять по лицу всей земли драгоценным бисером православной веры. Мы вспоминаем сегодня, как случилось это преображение Руси Святой.

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

Владимир решил креститься.  В987 г. в Византийской Империи началось восстание полководца Варды Фоки, объявившего себя царём. В 987 -988 г. братья-соправители Василий II и Константин VIII обратились к князю Владимиру за помощью против мятежников. Владимир послал в Византию многочисленное войско взамен на обещание императоров выдать за него замуж свою сестру — царевну Анну. Летом988 г. с помощью русских, царям удалось победить бунтовщиков. Избавившись от опасности, цари не спешили выполнять своего обещания. Прождав всё лето989 г., Владимир понял, что обманут и осенью989 г., собрав войско, осадил важнейшую торговую факторию Византии в Северном Причерноморье г. Херсонес, и к маю990 г. вынудил его полностью капитулировать. Владимир, также пообещал привести войско к стенам самого Константинополя. В конце концов, Византийские цари отступили и вскоре Владимир венчался в том же Херсонесе на царевне Анне, а в качестве «вена» (выкупа) за невесту возвратил императорам город, заложив в нём прекрасный храм. Корсунское духовенство князь взял с собою в Киев в помощь для дальнейшей христианизации.

Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

 В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде и далее по всей Руси.

Православная вера, как хорошо подогнанный ключ вошла в русскую душу. «Быть Русским — значит быть православным» — так или приблизительно так сказал Достоевский. Всем известно крылатое выражение Тертуллиана: «anima naturaliter christiana — душа по природе своей христианка». Но русская душа, христианка сугубо. Да и если бы было не так праздновали бы мы эту великую дату через 1025 лет? Но Русь не только осталась православной, несмотря на все страшные беды, обрушившиеся на наше отечество. Скажем иначе, Русь Святая преодолела всё, что выпало на тяжелейшем историческом пути, именно благодаря вере православной! Русь грешила, как неразумное дитя и Бог наказывал, как любящий отец. Русь искренне каялась, как св. царепророк Давид и Господь принимал Русь, как блудного сына. Русь Свята не потому, что не грешила, а потому, что открывала своё сердце для освящающей Божьей благодати.

Вот удельные князья скрестили мечи и брат убивает брата. Свв. кнн. страстотерпцы Борис и Глеб в смирении сердца от сродников приняли лютую смерть и как смертоносный вихрь пронеслись над Русью татары и заставили уважать чужих, тех, кто не хотел любить родных. Но покаялись, одумались восстали и покрыли себя славой неувядаемой православные воины на Поле Куликовом. Пожили, оправились испили свободы из реки Божественной благодати и что же? Смутное время стало ответом на избавление от смерти. Усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан, кровные обиды на государство и бояр-дворян, война и грабеж, а главное оскудение веры и вот уже поляки входят в Москву.  Под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Минин и кн. Дм. Мих. Пожарский с народом Божьим спешат к столице. Не оставляет Матерь Божия удел свой, ведёт народное ополчение на Москву, освобождает Русь от поляков и Романовы венчаются на царство.

И снова можно жить и Бога славить, но коротка людская память и вот уже мешает патриарх и окно в Европу манит в блески мишуры от сердечной молитв от церквей и берёз. Русское слово предаётся на попрание и французский говорок милее материнской колыбельной. Но как можно молиться на французском, на нём лучше безумствовать об атеизме, естестве без Создателя и гуманизме без совести. И вновь Господь вразумляет. Даёт желанных французов, безбожных осквернителей святынь.  И вновь покаяние и вновь вспоминаем, что мы русские  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» И вот без слова русского монарха не стреляют в Европе пушки и зелёный цвет империи на карте разлился до края земли. И снова нигилизм, атеизм и прочие «измы» туманят головы и отрекается Русь от Бога и и приходит с Запада Красный Зверь и гибнут миллионы и рушатся храмы и стонет Русь Святая в лагерях и только Отечественная война на время заставляет задуматься, достать иконы Пресвятой Владычицы, пройти Крестным ходом помолиться и покаяться сквозь слёзы безутешного горя.

И что же теперь? Доколе не опомнимся? Доколе будем развращать своих детей западными мерзостями о чём срамно и глаголати? Неужеди не чему не учит нас история? Неужели потеряем образ и подобие Божии? Неужели заставим молчать совесть? Неужели пойдём навстречу антихристу? Неужели забудем слова митрополит Илариона впохвалу св. Владимиру: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Кто дал тебе испить от сладкой чаши памятования о будущей жизни? Кто дал тебе вкусить и видеть, яко благ Господь? Не видел ты Христа, и не ходил по Нем: как же стал ты учеником Его? Другие видев Его, не веровали, а ты не видев уверовал! Не видел ты апостола, который бы, придя в землю твою, своею нищетою и наготою, гладом и жаждою преклонил твое сердце к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным, как прелагался огонь в холод, воскресали мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Дивное чудо! Другие цари и властители, видя как все сие совершалось святыми мужами, не веровали, но еше самих их предавали страданиям и мучениям. Но ты, о блаженный, без всего этого притек ко Христу. Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией…»[1]

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «1025-летие Крещения Руси — это дата, которая имеет большое значение для народов и Белоруссии, и России, и Украины, и для всех стран исторической Руси. Она должна помочь людям ощутить дыхание истории, почувствовать духовное родство, обрести свой свободный, самобытный путь в будущее. Именно благодаря Крещению Руси и была сформирована наша уникальная цивилизация. Верность ее духовным основам — залог того, что мы останемся по-настоящему сами собой, а значит, будем по-настоящему счастливы. Ведь не могут быть счастливы народы, изменившие себе, несвободные, духовно зависимые».[2]

Возлюбленные в Господе братья и сёстры, дорогие соотечественники, сердечно поздравляем вас с праздником Крещения Руси знаменательным 1025-летием переломного для нашей истории события. Желаем душевного спасения, радости в Господе и бережного хранения духовного сокровища православной веры.

Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!

Протоиерей Димитрий Моничев


[1] Карташев А.В.  Очерки по истории Русской Церкви. Том 1
[2] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Церковно-общественного комитета по подготовке празднования 1025-летия Крещения Руси 27 марта2013 г.
Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.