События на Северном Кавказе и особенно в Дагестане тревожат внимательных читателей не первый год. Ситуация там по-прежнему сложная. Нам известно, что думают на этот счёт президент, премьер, чиновники, по долгу службы отвечающие за горячий регион. Мы предлагаем читателям ознакомиться с мнением одного из авторитетных богословов Дагестана, имамом главной мечети республики — Джумаа-мечети г. Махачкалы Магомедрасулом Саадуевым.
Корр.: Магомедрасул-хазрат, в чём, на Ваш взгляд, причина напряжённой, неспокойной обстановки в Дагестане?
Магомедрасул Саадуев: Давайте вспомним: в результате 75-летнего коммунистического атеистического правления в сердцах и умах граждан страны, в т.ч. и в тех регионах, где проживали мусульмане, образовался духовный вакуум. Если раньше, до революции, отец мог передать сыну свой религиозный опыт и для этого в каждом ауле были мулла, мечеть, где читался Коран, то за советский период этот опыт был утрачен. Традиция прервалась. Я, например, рос в религиозной семье, отец меня научил кое-чему, но я не мог открыто об этом заявить даже своим друзьям или родственникам. Все боялись КГБ. И религиозная жизнь едва теплилась.
Когда Советский Союз пал, то у людей стал просыпаться естественный интерес к религии — вере предков. Но процесс этот из-за отсутствия у людей необходимых знаний, непонимания ими сути ислама, неверной, произвольной интерпретации сур священного Корана оказался очень долгим и болезненным.
Тогда же в Дагестане начали свою подрывную работу определённые деструктивные силы, которые воспользовались таким положением дел в своих интересах. В селениях и мечетях начали появляться люди, которые брались толковать священный Коран в своих корыстных целях, манипулируя сознанием людей, безграмотных в религиозных вопросах. В этот момент очень остро сказалось отсутствие в дагестанском обществе грамотных, учёных людей улемов, которые обладали бы полным знанием Корана, были компетентны в этих вопросах, пользовались бы доверием населения и не боялись вести открытый диалог с демагогами.
То же касается и официальных проповедников ислама, имамов мечетей и даже муфтиев. Налицо был факт: с одной стороны — огромная масса людей, желающих учиться исламу, а с другой — неготовность властей дать им эти знания в полном объёме. Таким образом, религиозная безграмотность населения стала питательной средой для распространения всяких псевдорелигий и псевдоидеологий. Это, на мой взгляд, и есть основная причина религиозного экстремизма в Дагестане.
Корр.: Почему именно у молодёжи наблюдается такой интерес к исламу?
Магомедрасул Саадуев: Молодёжь очень наблюдательна и чутка к переменам. И когда молодые люди увидели, что идеологическая система — коммунизм — терпит крах, демонстрируя свою неустойчивость, то они разочаровались в ней. Но человек не может жить без идеи, без веры. Вот и возник вполне объяснимый, естественный интерес к своим корням, к своей вере, религии, в который молодые люди стали находить ответы на вопросы и в решении личных проблем. Этот процесс заметен и среди представителей молодёжи других религий. И теперь ислам занимает по праву своё законное место в умах и сердцах людей, что можно, конечно, только приветствовать! Проблема только в том, как я уже говорил, что истинный ислам искажается в силу названных выше причин.
По моим наблюдениям, «в леса» уходят ребята прежде всего не из религиозных семей, получивших в своё время прививку в виде необходимых знаний, а из семей атеистов, где они не слышали слов о Боге, о вере. И у них нет иммунитета, когда кто-то из их новых друзей начинает им рассказывать извращённое трактование Корана.
Преподавание религии происходит большей частью в частных медресе или за границей, где невозможно установить контроль за учебной программой. И что там им сеют в молодые головы под видом ислама — одному Аллаху известно.
Победить псевдоидеологию, основанную на псевдорелигии, можно только истинной идеологией, основанной на истинной религии. Поддерживать и распространять истину о религии — вот задача государства, и только так оно сможет выйти из кризиса.
Корр.: Изменилось что-то с приходом к власти в республике нового и.о. президента?
Магомедрасул Саадуев: С приходом к руководству в республике Рамазана Абдулатипова наконец-то прозвучала мысль, что в Дагестане необходим первоклассный исламский вуз, который будет в состоянии конкурировать с учебными заведениями других исламских стран. Это и была наша давняя и заветная мечта. Слава Всевышнему, она начала сбываться!
Единый государственный исламский вуз необходим и потому, что Дагестан — многонациональная республика. Здесь проживает много народов, которые не понимают друг друга, когда общаются на родном языке, поэтому русский играет роль межнационального общения. И человек, который изучал Коран, написанный по-арабски, для себя, не может самостоятельно перевести его с родного, допустим, аварского, сразу на русский. И даже будучи учёным, он не может передать свои знания своим соседям другой национальности. А обучение исламу на русском языке в государственном исламском университете в значительной степени решит проблему и подготовки кадров, и духовного просвещения.
Корр.: Заметно, что больше всего в Дагестане убивают сотрудников силовых (правоохранительных) структур и духовных лидеров. Почему?
Магомедрасул Саадуев: Убивают, очевидно, тех, в ком видят и чувствуют опасность. Ведь не убивают лидеров партий, каких-то движений, других политических деятелей, потому что от них лесным злодеям вреда никакого. А вот в этих двух категориях людей они видят опасность. Почему убивают полицейских — понятно, а вот почему учёных и авторитетных богословов?
Дело в том, что крайности в исламе появляются тогда, когда нет глубоких знаний, когда они поверхностны, лишены корня. Поэтому стоит только человеку углубиться в истину, и он поймёт свои заблуждения, но именно этого и панически боятся лидеры экстремистов. Они хотят, чтобы служащие им люди вечно пребывали во тьме полузнаний и невежества. Как-то я спросил одного православного священника, какие у них в Церкви проблемы, и он мне ответил: «Безбожие и невежество!» Мне очень понравился его ответ. Такие же точно проблемы и у нас, мусульман. Убийцей таких почтенных, уважаемых, грамотных людей, как Саид-эфенди Черкейский или ректор института теологии и международных отношений Максуд Садиков, может быть только безбожник или невежда. Убивая их, они показывают в этом свою слабость, своё больное место.
Корр.: В связи с этим нет такого опасения, что экстремисты перестреляют всех своих оппонентов и одержат тем самым идеологическую победу?
Магомедрасул Саадуев: У меня нет такого опасения. Есть немало примеров, когда заблуждавшиеся люди, готовые уйти «в лес», после открытого общения с имамами стали менять свои убеждения на традиционные для Дагестана. Среди тех, кто скрывается до сих пор «в лесах» по религиозным мотивам, есть и такие, кто готов сложить оружие. И причина этого — не страх за свою жизнь, а понимание своих прежних заблуждений. Давно уже в воздухе витает мысль, что всем мусульманам Дагестана, находящимся по разную сторону баррикад, надо объединиться на базе традиционных исламских ценностей без привнесения в него чего-то чужеродного. Мы активно работаем в этом направлении. Если Бог даст — иншалла, то это будет большой прорыв в деле мирного урегулирования вопроса.
Мы готовы до конца бороться за каждого, кто хочет разобраться в путях Аллаха. Аллах говорит в одной из сунн примерно так: «Если твои оппоненты склонны к миру, и ты склонись к нему», — поэтому мы всегда следуем повелениям Аллаха и не рассматриваем своих оппонентов как однородную массу. Нами движет исключительно одно желание: чтобы в Дагестане быстрее наступил мир.
Но не надо забывать, что помимо религиозного фактора есть ещё и экономический. Правительство обязано понимать, что молодёжь, которая увлекается религиозными идеями, должна ещё и работать, обеспечивать себя, своих родителей, а не болтаться без дела.
Праздношатание — это тоже один из негативных факторов. Во все времена правители мусульман особенно беспокоились о занятости молодёжи. Один учёный пришёл к правителю султану Омару и сказал: «Займи людей трудом, иначе они выберут для себя вредные занятия». А у нас во многих регионах молодёжь работать не хочет, учиться тоже. Вот и появляются вредные мысли, протестные настроения. Если удастся решить эти две проблемы, то в Дагестане наступят порядок и мир.
Корр.: В обществе сейчас идёт бурное обсуждение, доходящее до противостояний, проблемы ношения хиджабов или раздельного обучения. Насколько это актуально и можно ли найти компромисс?
Магомедрасул Саадуев: В исламе на этот счёт говорится однозначно. Начиная с 8 — 9-летнего возраста, девочка должна быть закрыта, то есть одета в хиджаб. В исламе это очень принципиальный вопрос. И это нужно понять государственным чиновникам. У многих граждан уже на уровне инстинкта выработалась связь: хиджаб — это значит террористка-шахидка. Глупости! Если бы государство уделяло такое же внимание, как хиджабам, проблемам наркомании, детской преступности или педофилии, то успехи были бы налицо.
Отчасти помогут решить проблему вводимые уроки основ веры. Мы, духовенство Дагестана, обеими руками приветствуем введение этого предмета в школах. Ведь именно от безбожников и невежд, людей, потерявших совесть, все проблемы в республике и в государстве. Такие люди, находясь на руководящих должностях, в т.ч. и в силовых министерствах, приносят массу проблем, накаляют обстановку. Поэтому, завершая разговор, сделаю такой вывод: чем больше будет у нас по-настоящему верующих людей: православных, мусульман, — тем стабильнее и безопаснее будет обстановка в стране.
Беседовал Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО
Источник: Русский дом