СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИВОСТОКСКОГО И ПРИМОРСКОГО ВЕНИАМИНА (ПУШКАРЯ) В ЧЕСТЬ 125-ЛЕТИЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕСАРЕВИЧЕМ НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ РОМАНОВЫМ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

СЛОВО МИТРОПОЛИТА

ВЛАДИВОСТОКСКОГО И ПРИМОРСКОГО

ВЕНИАМИНА (ПУШКАРЯ)

НА МОЛЕБНЕ У НИКОЛАЕВСКОЙ АРКИ ВЛАДИВОСТОКА

В ЧЕСТЬ 125-ЛЕТИЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕСАРЕВИЧЕМ

НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ РОМАНОВЫМ,

БУДУЩИМ ВСЕРОССИЙСКИМ ИМПЕРАТОРОМ,

ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА И ЮЖНО-УССУРИЙСКОГО КРАЯ

25 МАЯ 2016 ГОДА

2585131879-9_b

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе духовные чада, всечестные отцы,

дорогие братья и сестры!

 

Сегодня мы празднуем 125-летие со Дня посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым города Владивостока! Тогда будущий Государь посетил наш город, совершая знаменитое Восточное путешествие.

Часто мы смотрим на Восточное путешествие Цесаревича как на дипломатическую миссию, как на завершение Наследником Престола своего образования, как на геополитический замысел. Конечно, все это входило в задачи путешествия.

Однако истоки Восточного путешествия Цесаревича лежат в духовной сфере. Они лежат в глубоком осознании нашими государями назначения России, ее миссии в истории человечества. А призвание России – нести Свет Христов миру. Вся русская культура и вся многовековая политика России пронизаны Православием. Православие – есть суть российской государственности. Об этом говорит вся история нашего государства.

Любая империя имеет миссию, любой человек выполняет какую-то миссию. Россия – страна, которая указывает духовный путь человечества. Следование за Христом.

Путешествие Цесаревича на Восток – это начало нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Еще с Царя Иоанна Грозного русский народ двигался на Восток. Это движение носило мессианский характер. Православный народ шел, ставил кресты, церкви, часовни, основывал монастыри. В отличие от колонизации Америки, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока не было направлено на уничтожение и порабощение местных народностей. Напротив, все население, встречавшееся на пути России, шедшей к Тихому океану, обретало свободу, становилось частью великой цивилизации, просвещалось Светом Христовым. И при этом была истинная христианская терпимость к иноверным, к инакомыслящим.

С эпохи Александра III и его державного сына Николая II началось более мощное и более системное освоение наших дальневосточных земель.

Восточным путешествием Цесаревич, выполняя волю своего отца, показывает направленность православной России к Востоку. Везде Цесаревич посещает святые места.

Прибытие во Владивосток – это кульминационный момент всего путешествия. Здесь происходит закладка Великого сибирского рельсового пути. Пути, по которому, русский народ с новой силой устремится к берегам Тихого океана с Крестом и Евангелием. Как сказал священномученик Иоанн Восторгов: «мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой».

Также протоиерей Иоанн Восторгов высказывал мысль о том, что, если мы прейдем на берега Тихого океана с грозным оружием, то против нас азиатские народы поставят не менее грозное оружие. Если же мы прейдем с Крестом и Евангелием, то мы приобретем эти народы и станем братьями во Христе.

Посещение Владивостока глубоко символично – Россия на Востоке, в городе, названном «Владеть Востоком», получает державное благословение. Россия идет на Восток Царским путем. Владеть Востоком во Христе.

Необходимо понимать, кто прибыл во Владивосток. Сын Помазанника Божиего, будущий удерживатель мира от зла. И он показал, одно из сакральных мест России – Владивосток.

Впоследствии главным делом своего правления Царь Николай II считал движение России на Восток. Об этом он писал в своих дневниках.

Государь открывал окно в Азию. Этот замысел значительно превосходил задуманное Петром I в его устремлении в Европу.

Государь стремился стать тем, кто жертвенно несет, выполняет христианскую миссию России.

Игумен Серафим (Кузнецов) так писал о деяниях Государя в период Его юности: «Цесаревич Николай Александрович своей рукой положил первое основание во Владивостоке Уссурийского участка Великого сибирского рельсового пути, который служил и впредь сослужит большую службу делу мира и просветительской задаче России на Дальнем Востоке. Уже тогда Юный Цесаревич высказывал свои мнения о том, что необходимо на Дальнем Востоке главным образом позаботиться о Православной Церкви, которая является глубочайшей и главнейшей основой мощи и мирной жизни России».

Когда Николай Александрович взошел на Престол, по его Указу в 1896 году была основана первая монастырская обитель на Дальнем Востоке – Свято-Троицкий мужской монастырь. Это был самый первый Указ Государя Николая II, касающийся монастырей в Российской империи. В 1899 году была открыта Владивостокская епархия.

Не только в Приморье, но и по всему Дальнему Востоку и Сибири, попечением Царя Николая II, расширялось и укреплялось Православие. Поэтому, путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток, начинавшееся как познавательное и экзотическое, завершилось во всем великолепии как миссионерское и апостольское.

Русская Православная Церковь канонизировала страстотерпца Царя Николая и возносит к святому Царю молитвы о России.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.