Американская ПРО на Дальнем Востоке и китайское предупреждение

Китай предупреждает

Передовая статья в «Хуаньцю шибао» («Всемирное обозрение») не на шутку взбудоражила мировое сообщество

Публикация в китайской центральной газете явила собой наиболее яркий образчик неприятия Пекином американских планов развертывания на Юге Корейского полуострова элемента глобальной системы ПРО – американских высотных ракетных перехватчиков THAAD. В принципе, Китай неоднократно высказывал свою точку зрения в отношении любимой игрушки Пентагона.  Статьи на тему глобального противоракетного забора, с энтузиазмом возводимого всемирным гегемоном, появляются в СМИ Поднебесной практически ежедневно, но на этот раз выпад китайцев был настолько эмоционален, что вызвал поистине паническую реакцию в Южной Корее.

«Хуаньцю шибао» не желтая газетенка, пробавляющаяся дешевыми сенсациями. Ее можно назвать рупором китайских ястребов. В ней часто можно увидеть материалы преподавателей военных ВУЗов, Академий Поднебесной, сотрудников, имеющих тесные связи с правительством. «Хуаньцю шибао» прямолинейно  отражает взгляды китайского официоза, которые тот опасается высказывать в парадных витринах – газете «Жэньминь жибао» и новостном агентстве «Синьхуа».  Китай с его однопартийной системой не подразумевает наличие пусть даже и опереточной оппозиции, хорошо это или плохо — вопрос другой. Вот поэтому нелегкая ноша провозвестника стратегических интересов страны Конфуция и досталась «Хуаньцю шибао».

Несомненно, главная особенность нынешних высказываний Пекина – урезание до минимума, конечно же в китайском понимании, витиеватых выражений, которыми привыкла оперировать восточная мысль.

Довольно прямо постулируется, что Народно-освободительная Армия Китая в ответ на размещение заокеанских комплексов ПРО «при поддержке общества» будет вынуждена разместить дополнительно «значительные силы» в Северо-Восточных районах Китая, а Корейский полуостров станет полем для стратегических игр Китая и США.

Сделать подобное лишенное каких-либо политесов заявление Пекин заставляют Вашингтон, Сеул и Токио, также активно участвующий в создании глобальной ПРО. Самая населенная страна мира возмущена хотя бы тем, что ее готовность пойти в ногу с требованиями мирового сообщества (пусть даже и шествующего вслед за мировым гегемоном) и жестко наказать Пхеньян, приняв новую очень жесткую резолюцию в ответ на недавние ядерные испытания и ракетные пуски, не принимается во внимание.   Запад считает все жертвы, принесенные КНР на алтарь обуздания «мирового зла» в облике Страны идей чучхе, несоответствующими ситуации. Надо признать, что для нашего стратегического союзника ситуация на данном участке тупиковая: даже если бы жертвы были намного большими, поборникам демократии все равно бы понадобилось не только наказать Северную Корею, но еще и насолить набравшему в последние десятилетия силу Китаю. Китайские политики решили не останавливаться в этот раз на полпути.

В заявлении указывается, что радиус действия противоракетных радаров комплексов THAAD, который, напомним, равен приблизительно двум тысячам километров, позволяет следить за обстановкой в Северо-восточных провинциях КНР, включая ее столицу. Причем никто не может гарантировать, что эти комплексы имеют на самом деле больший радиус обзора и к тому же вполне могут через некоторое время подвергнуться модернизации. В этом, как отмечает «Хуаньцю шибао», нельзя не усмотреть параллели с размещением комплексов ПРО в Восточной Европе под предлогом защиты от якобы иранских ракет, хотя все прекрасно понимают, что речь может идти только о перехвате российских ракет на начальном участке траектории. Возможности китайских ракет не столь велики как у наших, к тому же у Пекина гораздо меньше подобных изделий. Вот поэтому китайцы решили пояснить своим оппонентам, чем может завершиться их опрометчивый шаг. Прямо заявляется, что КНР будет вынуждена последовать примеру России, жестко ответившей на размещение противоракет.

Эта аллюзия прозрачна далеко не для всех. Дело в том, что некоторые аналитики в Китае, да и в других восточных странах почему-то полагают, что ответом Москвы на размещение комплексов ПРО по периметру своих границ  — в Польше, Румынии, стала заставившая изумиться весь мир операция «Крымнаш». А то, что это была отнюдь не ловушка, якобы хитро расставленная на несмышленого русского медведя, как это начали с недавних пор энергично утверждать оппоненты нынешней власти, говорит хотя бы скорый уход со своего поста американского посла в Москве, который, по-видимому, проштрафился тем, что не смог информировать Белый Дом о готовящемся ударе русских. Так вот, в Южной Корее решили, что Китай, намекая на российский ответ ПРО, может, по примеру Крыма предпринять демонстрацию силы.

Вывод, надо сказать, довольно скоропалительный, ведь у Страны Конфуция, в отличие от России, имевшей базу в Севастополе, не на что опереться на Корейском полуострове, как нет и стопроцентно лояльно настроенного населения — китайские рабочие, торговцы и бизнесмены, обосновавшиеся в последние десятилетия в Республике Корея, все же погоды не делают.

Конечно, не стоит сомневаться в том, что спецслужбы и люди в погонах Поднебесной очень придирчиво, как говорится под лупой, изучали крымский опыт образца весны 2014 года, но не более того. Для выхода в свет китайской версии крымской весны, где бы это ни было, потребовалось бы немало времени и усилий.

С другой стороны, Китай недвусмысленно предупреждает Сеул и Вашингтон, что не сможет оставаться в роли безучастного зрителя в случае, если те вознамерятся перейти тридцать восьмую параллель и развернуть полномасштабные боевые действия на Корейском полуострове, а на это намекает хотя бы многократно возросший масштаб американо-южнокорейских игрищ, ассортимент задействуемой военной техники — взять хотя бы те же новейшие Ф-22, и ничем не завуалированная отработка наступательных операций. Причин несколько: во-первых, если это произойдет, Пхеньян нанесет удар возмездия, причем никто не сможет гарантировать, что его целью не станут, например, вредные производства или гидротехнические сооружения в РК, что может создать угрозу масштабного экологического бедствия. Опасность, похуже фукусимской, таят в себе и неизбежные повреждения сетей электроснабжения, означающие остановку работы ядерных энергоблоков, часть из которых, как тревожно пишут южнокорейские СМИ и блогеры, буквально дышат на ладан.

И все же больше беспокоит наших восточных соседей другой вариант: если сопротивление Северной Кореи будет сломлено, а такой вариант, увы, полностью исключить нельзя, то американо-южнокорейские войска могут в один прекрасный момент очутиться у северо-восточных рубежей самой населенной страны мира. Иметь армию потенциального противника менее чем в тысяче километров от свой столицы, основных промышленных центров и военных баз для Пекина крайне неприятно. Поэтому «Хуаньцю шибао» открыто предупреждает, что Китай будет вынужден в этом случае вмешаться.

Удержат ли столь резкие высказывания Вашингтон от реализации своих планов по ПРО, вопрос спорный. Ведь история недвусмысленно показывает, что американцы уступают, только если чувствуют, что могут столкнуться с сильным сопротивлением.

Но здесь на кону еще и желание янки «наказать», скорее даже задушить Пхеньян. Так что узел, в который затягивается ситуация на Корейском полуострове, будет потуже гордиева.

В качестве ремарки заметим, что этой ситуации можно было бы избежать, если бы пятерка ядерных стран, куда, входим и мы, признала, что положения Договора о нераспространении ядерного оружия, заключенного еще 1968 году, давно устарели, и фактический ядерный клуб намного шире предусмотренного ДНЯО. Ведь обладает же ядерным оружием Индия, и никто за это ее не наказывает. Так, может, хватит строить трагедию из северокорейских ядерных испытаний, а просто взять с Пхеньяна обязательство не передавать атомные наработки другим государствам.

Дмитрий Мельников

Столетие

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.