Критика Православия и «Третьего Рима» накануне войны

Критика Православия

и «Третьего Рима» накануне войны

 

«В народ» пошли агитаторы унии и всемирного единения

С началом нынешнего года читатели патриотических информационных ресурсов были немало смущены неожиданными текстами и видео-выступлениями, в которых содержалась откровенная пропаганда католицизма и западного взгляда на Россию и ее роль в мировой истории. Автор этих материалов доктор юридических наук, профессор А.М.Величко, чьи представленные статьи и видео, скорее могли бы быть интересными для немногочисленной аудитории культурного католического центра «Покровские ворота» или библиотеки «Паолине» или, в конце концов, «Церковной аспирантуры и докторантуры ОВЦС имени св. Кирилла и Мефодия». Опубликованные на патриотических сайтах, в частности, на уважаемом портале «Русская народная линия», тексты А.Величко доказывают, что католицизм не может считаться ересью и что филиокве якобы признавали некоторые святые неразделенной Церкви. И, очевидно, что мы должны признать вслед за профессором Величко наличие благодати у латинян по юридическим основаниям: Собора и Суда над католицизмом не было, виновность и еретичество не доказаны, благодать Святого Духа должна наличествовать. Юристы не смогли установить, что обвинения в адрес Рима – обоснованные. Потому теории типа «Москва – Третий Рим» — ошибочны, а Русское Православие – ущербно-националистично и неприлично горделиво. И в условиях, когда много угроз Христианству вообще, эта замкнутая националистическая позиция вредна.

Но есть не только идеи, есть еще эмоции, по сути, требующие от нас признать, согласиться с западным русофобским взглядом, что Россия наша – страна ущербная и неполноценная, и что ее основополагающие идеи далеки от истинного христианства. И с этими мыслями и эмоциями профессор «идет в народ». Не в профессиональное богословское и академическое сообщество, не к архиереям-пастырям, а сразу в народ, к простым православным читателям и зрителям патриотических порталов.

А. Величко признает, что ранее он верил во всемирную миссию России, в призвание «Третьего Рима», писал целые тома о Византии, но что-то заставило его отречься от таких узконациональных про-российских воззрений и заняться апологией католицизма среди «малых сих». Он «пошел в народ» со своими юридическими откровениями о филиокве и «папском примате», неся и без того давно известные и слышанные нами «знания» о негативном прошлом России и о светлом западном универсальном и всемирном пути вместе с папой Римским и Европой, куда приглашают не только Россию, но и всех славян.

Наблюдая оживление тем, острых и актуальных, скорее, для ХIХ века, обнаруживаешь «два в одном» из старых полемик: 1) продолжение Восточного вопроса о судьбе Константинополя и 2) вопрос об унии Москвы с «Ветхим Римом».

Интересно, что первую статью против «Третьего Рима» и славянства Величко опубликовал на РНЛ 22 июня 2021 года. А ранее экономист-публицист М.Хазин разразился заявлениями о том, что «православный проект провалился». Неужели, по мнению товарища Хазина, путь в Царствие Небесное закрылся? Тогда немало читателей удивились откровениям экспертов-патриотов. Центром «Берег Рус» была подготовлена и опубликована на РНЛ статья «Старец Филофей, власти и «река неверия». Считая, что современная критика концепции «Москва – Третий Рим», исходит от католиков, мы также опубликовали исследование «Почему католикам не нравится «Москва – Третий Рим»?. Но сегодня очевидно, что в критике этой концепции заинтересованы не только католики. Порой кажется, что против «Третьего Рима» выступают некие тайные идеологи, действующие в интересах Турции и коммунистического Китая, продвигающие евразийский геополитический проект, желающие насадить повсеместно язычество.

При учете нынешнего искусственного военно-политического напряжения в Европе, выгодного заокеанским силам, случайное совпадение даты публикации первой статьи А.М.Величко против «Третьего Рима» и славянства (22 июня 2021 года) с днем 80-летия начала Великой Отечественной войны – поразительно. Философ В.Соловьев писал о нападении на Россию всех мировых сил после того как Запад понял, что перед Россией стоит христианская задача. Тогда началась Крымская война (1853 – 1856 гг.), ставшая репетицией Первой мировой.

Накануне Крымской войны тоже шло шельмование России на Западе в СМИ. Французский архиепископ Огюст Сибур призвал к крестовому походу против схизматичной России. Сейчас США и руководящие ими «мессианские люди» делают все, чтобы Россия вступила в войну с православной Украиной (то есть вступила в войну с самой собою). Они стремятся, чтобы страны некогда Христианской Европы, вопреки их собственным интересам, помогали в нагнетании обстановки. И в это время вдруг появляются католические профессора, ругающие Православие, Россию и многовековой религиозно-политический славянский ориентир России.

Ориентированным на Запад экспертам не нравятся идеи «исключительности России», а исключительность другого «мессианского проекта» с небольшой группой людей во главе всего мира не смущает, как не смущает их идеология Давосского форума, «исключительность» США. Православную Россию укоряют за «изоляционизм» и ограждение от Запада. А где был этот Запад, когда большевики терзали Россию? Да, он был в сговоре с большевиками. Так почему вы нас укоряете за недоверие к Западу, за наше точное знание, что Ватикан и папа Римский – исконный враг Христа? Тем более при очевидном нынешнем ориентире папы на иудаизм и язычество.

Все же чувствуется, что подобное шельмование России и Православия связано с информационной работой, как по подготовке поездки Патриарха Московского к папе Римскому, так и по подготовке военной атаки антихристианских сил на Россию и Украину – этой хитрой и страшной аферы во имя построения антихристианской «мессианской мечты» и, вероятно, наказания христиан Европы «за все прошлое».

Критик А.М.Величко не один, подобные прокатолические идеи имеют поддержку среди ряда наших политиков и госчиновников, в частности среди некоторых представителей МИДа и правительства (судя по новациям в виде взаимного признания образовательных дипломов с Ватиканом). На что же рассчитывают политики? На то, что папа Римский в чем-то поможет? Уже «помог» Константинополю в 1453 году. И совсем недавно мы видели результаты «помощи» Ватикана в развале Югославии, отторжении сербских земель и уничтожении сотен тысяч православных сербов. Но в продвижении «мессианской мечты» через унию и конфликты в православном мире, через войны в некогда христианской Европе – бесспорно папа Римский с радостью поможет кому-то достигнуть гегемонии.

Читая и слушая выпады профессора Величко против славянофильства, вспоминается, что именно после Всеславянского съезда, организованного Институтом Русской цивилизации летом 2017 года на директора Института Олега Анатольевича Платонова было заведено уголовное дело. Хотя формально «антифашистских» истцов и Следственный комитет не устраивала публикация «Протоколов сионских мудрецов» (которым глубокие знатоки еврейского вопроса большого значения не придают), но реально причина, скорее, крылась в необходимости учинения препятствий Институту для работы по общеславянскому направлению. Особенно это очевидно в русле нынешнего укрепления евразийского направления политики РФ, где Православие и православное призвание России явно мешают мировым архитекторам. По всей видимости, то, что говорит профессор Величко не так безобидно и представляет лишь вершину айсберга той идеологической работы (существующей, не смотря на публичное отрицание у нас идеологии), проводимой подспудно устроителями новой модели мира.

Поскольку выступления профессора содержат помимо апологии католицизма почти весь традиционный для русофобов и либералов набор обвинений России и Церкви, которые мы не впервые слышим (они были, есть и будут), можно вспомнить письмо Ф.М.Достоевского к западнику профессору Градовскому в «Дневнике писателя» за 1880 год.

По сути, Достоевский просит западников отстать от русского народа, оставить наш народ в покое и дать возможность самому выстраивать свою жизнь на христианских началах. Он пишет: «…может быть… освобожденные на миг от Европы, мы займемся уж сами, без европейской опеки, нашими общественными идеалами, и непременно исходящими из Христа и личного самосовершенствования, г-н Градовский. Вы спросите: какие же могут быть у нас свои общественные и гражданские идеалы мимо Европы? Да, общественные и гражданские, и наши общественные идеалы — лучше ваших европейских, крепче ваших и даже — о ужас! — либеральнее ваших! Да, либеральнее, потому что исходят прямо из организма народа нашего, а не лакейски безличная пересадка с Запада.

<…>  А то государство, которое приняло и вновь вознесло Христа (Русь – авт.), претерпело такие страшные вековые страдания от врагов, от татарщины, от  неустройства, от крепостного права, от Европы и европеизма и столько их до сих пор выносит, что настоящей общественной формулы, в смысле духа любви и христианского самосовершенствования действительно еще в нем не выработалось.

Но не Вам бы только укорять его за это, г-н Градовский. Пока народ наш хоть только носитель Христа, на Него одного и надеется. Он назвал себя крестьянином, то есть христианином, и тут не одно только слово, тут идея на все его будущее.

Вы, г-н Градовский, безжалостно укоряете Россию за ее неустройство. А кто мешал до сих пор ей устроиться во все эти два последние века и особенно в последнее пятидесятилетие? А вот все подобные Вам, русские европейцы, г-н Градовский, которые у нас все два века не переводились, а теперь особенно на нас насели.

Кто враг органическому и самостоятельному развитию России на собственных ее народных началах? Кто насмешливо не признает даже существование этих начал и не хочет их замечать? Кто хотел переделать народ наш, фантастически «возвышая его до себя», — попросту наделать все таких же, как сами, либеральных европейских человеков, отрывая, от времени до времени, от народной массы по человечку и развращая его в европейца даже хоть фалдочками мундира?»

В последней фразе из этой цитаты ответ, почему профессор А.М.Величко «пошел в народ» — вероятно, чтобы «отрывать от народной массы по человечку» и приобщать к филокатолицизму и к Европе. Но мы видели уже, как Украину приобщили к католицизму и Европе в 2014 году. Стоит опасаться, что статьи и вступления подобных профессоров, резко сменивших свои воззрения с патриотических на антироссийские, лишь первые ласточки той борьбы, которую поведут враждебные Христу силы против России, русского, других славянских, да и всех православных народов совсем не во имя Христа, а во имя чьих-то религиозных и материальных «мессианских интересов».

Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.