ВЛАДИВОСТОК — ПРАВОСЛАВНАЯ СТОЛИЦА ДАЛЬНЕЙ РОССИИ

Владивосток – православная

столица Дальней России

Размышления в связи с предстоящей в начале апреля во Владивостоке православной международной выставкой «От покаяния к Воскресению России»…

Владивосток всё увереннее именуют столицей. Слово, которое вызывает чувство особой гордости у жителей Приморья и еще большее внимание со стороны всей России и других стран. Громко звучит – столица Дальнего Востока. Хотя в дореволюционные времена чаще называли наши края Дальней Россией. Все-таки, слово «Дальний Восток» привычно распространяется на близлежащие азиатские страны. Владивосток – в своем названии, истории и географическом расположении объемлет глубокие смыслы. «Владей Востоком!» – это как бы обращение ко всей Руси, утвердившейся на берегу Тихого океана. Сам Бог благословляет Русь на Востоке и даёт ей это право владения. Владения духовного. Господь привел Россию к восточным далям и дал нам эти земли ради просвещения народов великой Азии светом Христовым. «Владей Востоком во Христе, Россия!» – вот истинный, глубинный и сакральный смысл названия богоспасаемого града Владивосток. Этот смысл полтора столетия раскрывался в истории Приамурья и Приморья. В названиях сел и городов, бухт и заливов, островов и мысов… До сих пор значительная часть наименований разных мест Владивостока и всей Дальней России имеет православное происхождение: Благовещенск, Спасск, Никольск-Уссурийский, Троицкое, Крещенка, Преображенка, Вознесенка, Воздвиженка, Воскресенка, Ильинка, бухта святого Владимира, бухта святой Ольги…

А какие величественные смыслы содержат имена бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный! Владивосток – подобие древнего града Константинополя – об этом говорят океанские воды, омывающие берега полуострова Муравьева-Амурского. На этом скалистом полуострове, названном в честь отца-основателя Дальней России, расположен Владивосток. И сам генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский покоится в центре Владивостока. Над бухтой и проливом, которым он дал прекрасные византийские имена. Как Константинополь стал градом, из которого свет Христов разливался по всей Европе и Ближнему Востоку, так Владивосток призван к великому миссионерскому делу в далекой Азии. И об этом писали великие русские проповедники и мыслители. О Владивостоке молился святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки. Он был духовным наставником и другом генерал-губернатора Муравьева-Амурского и по его благословению была заложена первая церковь Владивостока.

О великом миссионерском значении города возвещал священномученик Иоанн Восторгов. Об этом говорил святой Царь-Мученик Николай, посещая Владивосток в 1891 году, будучи двадцатитрехлетним Цесаревичем. «Великий порт будущего» — назвал тогда наш город у сияющих волн Золотого Рога будущий святой Царь-Мученик. Государь Николай Александрович всю свою жизнь заботился об устроении церквей и монастырей в Дальней России, об утверждении Православия на русских берегах Тихого океана и в Азии.

Вот столица Дальней России на востоке! Вот великий порт будущего, откуда свет Христов просвещает просторную Азию. Вот, о чем нужно вспомнить сегодня, размышляя о глубинных началах Владивостока.

Сегодня город наполнен иностранцами. В бухту Золотой Рог заходят огромные пассажирские лайнеры, привозя тысячи гостей в наш город у Океана. Что видят эти гости сегодня? Созерцают ли они величие русской культуры и Православия, создавших Россию? Высится над водами Золотого Рога прекрасный Спасо-Преображенский собор, который Приморье строит долгие годы. О таком соборе помышляли русские люди еще с первых лет основания Владивостока. Многим было ясно, что для выполнения Божественной миссии, возложенной на город и всю Дальнюю Россию, нужен величественный храм, который станет символом Руси у Океана Великого. Первый Владивостокский архиерей Евсевий (Никольский) обратился ко всей России с просьбой жертвовать на строительство большого собора во Владивостоке. Сам Царь Николай Александрович поддержал это строительство. В 1912 году строительство большого кафедрального собора во Владивостоке взяла под свое покровительство Царица Александра Федоровна. У собора еще не было названия. Но так и не успели начать строительство – война, революция, новая богоборческая власть…

Лишь в 1990-х годах с восстановлением Владивостокской кафедры и назначением в Приморье правящим архиереем Высокопреосвященнейшего Вениамина (Пушкаря), Россия вновь вспоминает о своем призвании на Востоке. И обращается к мысли о строительстве великого собора во Владивостоке. Тяжелая, многострадальная история у возведения этого храма, который, по благословению Владыки Вениамина, строится в честь Преображения нашего Спасителя. В прошлом году трудами и молитвами митрополита Вениамина, духовенства Владивостокской епархии и всех православных христиан, вознеслись над бухтой Золотой Рог кресты и купола Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока – главного храма России на берегу Океана Великого. И в этом сиянии золотых куполов царского собора над бухтой Золотой Рог Владивосток становится столицей Дальней России. Сейчас строительство собора продолжается. И продолжается возрождение христианского града Владивосток.

Облик столичного Владивостока должен обрести свои исконные православные черты. Великий порт будущего должен вспомнить о своём призвании на Востоке. Не в космополитской обезличенности, а в духе русской христианской культуры, возвещающей о божественном призвании России, сможет обрести Владивосток своё столичное значение. Владивосток ждёт великое обновление и преображение. Этого преображения ждёт вся Россия и даже Азия. Ведь многие азиаты едут в наши земли, надеясь прикоснуться здесь к истинной европейской культуре. К той византийской культуре, которая просвещала Европу светом Христовым. Но что мы предлагаем сегодня им здесь? Казино, магазины с китайскими сувенирами, азиатские кафе или пошлость и безвкусицу безсодержательных экскурсий по Владивостоку и Приморью? Разве этим должна делиться Россия со своими многочисленными и любопытными соседями? Не пора ли очнуться от страшного забытья, в котором одним из символов Владивостока для туристов предлагается злачный квартал «Миллионка» с дореволюционными притонами и опиумокурильнями? Кто навязывает нам и нашим гостям эту пошлятину? Кто поддерживает мутный информационный поток со страниц приморских СМИ, часто уничижающих, позорящих Океанскую столицу своим унылым, низкопробным содержанием?

Куда устремлен сегодняшний Владивосток, пока ещё слабо осознающий свое столичное предназначение? Стать типичным американским или азиатским городком – неужели это идеал стремления для власти и жителей?

Россию постоянно пытаются тащить по чужому пути — американскому или европейскому, китайскому или сингапурскому… Но зачем нам всё это, когда у них нет даже подобия тех духовных, культурных, да и природных богатств? У России есть свой уникальный опыт и сила, чтобы идти своим путем. Владивосток – город, который стенами своих храмов и монастырей свидетельствует об этом опыте.

Что же мы так стесняемся того, что созидала Россия тысячу лет? Россия созидала, просвещая, облагораживая и спасая других. Что же мы ищем в этих америках, китаях и япониях? Вкусную еду, красивые пейзажи? Новые смыслы? Что может быть новее и глубже смыслов, открытых нам нашими святыми, нашими поэтами и писателями – Пушкиным, Достоевским, Гоголем?.. Что может быть новее и красивее нашей православной Руси, которую мы забываем? Что может быть новее нового, преобразившегося во Христе, человека? Что может быть новее и радостнее Бога, Вечного и любящего нас Творца?

В первую неделю апреля накануне радостного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы во Владивостоке будет устроена масштабная выставка «От покаяния к Воскресению России». Там будут представлены несколько десятков монастырей со всей России и с других православных стран. Такая выставка – признак столичного положения Владивостока. Раньше эти события проходили в Хабаровске. На выставке будут представлены православные святыни, чудотворные иконы и Крест-мощевик, освященный у Царского креста-мощевика с Ганиной Ямы. В молитве и духовных размышлениях Владивосток вспомнит о святом Царе-Мученике Николае, благословившем более ста лет назад своим славным посещением наш город-крепость, новый Константинополь у нового Босфора. Вспомнит царский град Владивосток о великом Подвиге Святых Царственных Мучеников, святой Кровью своей омывших от греха Россию…

Во Владивосток прибудут известные православные миссионеры. Будет представлен фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Во славу и похвалу Пресвятыя Богородицы». Прозвучит много духовных слов и миссионерских лекций о божественном призвании Руси к Океану, о значении Владивостока в многовековой проповеди России на востоке. Приедет московский просветитель, писатель и поэт, знаток русской литературы протоиерей Артемий Владимиров. Он обратится к нашей Дальней России со Словом о востоке. О «востоке» в его библейском понимании. Пусть это обращение прозвучит, как звучало когда-то слово священномученика Иоанна Восторгова, проехавшего из Москвы с миссионерскими целями всю Азию и неоднократно посещавшего Владивосток.

Как замечательно сказал в 1909 году в Успенском соборе Владивостока отец Иоанн Восторгов о русском народе и нашей славной столице Дальней России: «Он (русский народ – И.Р.) от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени, при всех невзгодах, вырос в силу мировую и дошел до Великого океана — города, коему дал пророческое и выразительное имя: «Влади — восток»».

Пусть же это пророческое имя «Владивосток» будет снова наполнено теми вечными смыслами, с которыми русский народ пришел к берегам Тихого океана. Пусть вспомнит вся Россия о своем великом призвании у пределов древней Азии. И пусть прольется свет Христов из светлого града Владивостока – нового Константинополя – над водами Океана Великого.

Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Геополитический взгляд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.