Во что на самом деле
верит патриарх Варфоломей?
Об инвайронменталистских воззрениях и «зеленой» деятельности экуменического патриарха …
Данная статья представляет собой часть исследования Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» о современных проектах гармонизации биосферы Земли, будущем религии, роли патриарха Варфоломея и других религиозных лидеров в созидании Нового мирового порядка или «Нового Эдема». Ознакомиться с полным текстом исследования можно в разделе «Геополитический взгляд» от 1.12.2018.
Отголоски глобалистских программ легко обнаруживаются в трудах современных религиозных лидеров. Особенно тех, которые материально и политически зависят от США. Нельзя сказать, что они все имеют социологическое образование, но почему-то многие из них мыслят в унисон социологу Эмилю Дюркгейму и разговаривают социологическими и эволюционными терминами.
Особенно часто произносят они речи по природоохранной тематике. И строятся речи по одному плану, включают одинаковый набор проблем. Такие религиозные лидеры, как патриарх Варфоломей, Далай-лама XIV получают спонсирование от крупных государств для проведения множества природоохранных конференций и симпозиумов под своей эгидой. Да и выводы этих религиозных мыслителей ведут к одному: нужны новые принципы воспитания нового человечества. И религиозные лидеры готовы сообщить эти принципы.
Самый больший выгодополучатель среди религиозных активистов «зеленого проекта», без сомнения, Далай-лама. Глупо в этой компании выглядят христиане, поскольку весь «зеленый проект», как продолжение просвещенческого движения к «золотому веку», «земному раю» затеян в русле борьбы с Христом. Но они не смущаются.
Грек-космополит Варфоломей (Архондонис) — глава штаб-квартиры инвайронменталистского движения (движения в защиту окружающей среды) в Стамбуле и по совместительству лидер малочисленного Экуменического патриархата — очень многосложная личность.
У нас даже большие сомнения, что на самом деле в глубине души этот человек думает по основным вопросам православного катехизиса и каков его истинный Символ Веры. Например, какую жизнь будущего века он чает (инвайронменталистскую, поддерживаемую различными биотехнологиями или христианскую)? Уверен ли он, что Православие — единственная истинная религия? Признает ли, что согласно Священному Писанию, человек — венец творения? Спасутся ли неверующие в Господа Иисуса Христа? Спас ли Христос только человеческий род или искупил и всю тварь? Попадут ли помимо человека и другие живые существа в рай? И прочее. Но почему-то по сию пору мало кто глубоко не анализировал хотя бы те высказывания патриарха Варфоломея о природе, о творении, которые опубликованы им на русском языке — в его книге «Приобщение к таинству» и даже на официальных сайтах РПЦ.
Американские масс-медиа и истэблишмент называют патриарха Варфоломея не иначе как «зеленым патриархом». Он гордится, что впервые его так назвал Эл Гор, не только американский политик, но и автор книги «Земля на чаше весов». Действительно, у стамбульского грека большие заслуги перед «зелеными». Десятки проведенных его организацией конференций о защите окружающей среды, по межрелигиозному диалогу, экспедиции в Арктику и по океанам. Сотни интервью, келейные и соборные молитвы о природе США и всего мира, новый христианский праздник — «День создания», по его инициативе принятый Всемирным советом церквей, новое неправославное «богословие природы» и своя стамбульская концепция социальных и межрелигиозных отношений. Он гордится, что является продолжателем природоохранных традиций великих американцев — сенатора Нельсона и Бенджамина Франклина.
Сам патриарх Варфоломей в 2008 году в своем послании Церкви дает такую информацию, из которой можно сделать вывод, что он практически выступает как ученый, а Фанар — как научный центр со своей природоохранной специализацией: «Наша Великая Церковь, следуя примеру нашего приснопамятного предшественника патриарха Димитрия, работает неустанно для повышения отзывчивости не только общественного мнения, но и «власть имущих» на земле, организуя экологические симпозиумы, занимающиеся в основном климатическими изменениями и управлением водными ресурсами…» (Варфоломей. «Послание всей полноте Церкви» 2 сентября 2008 года).
В среде инвайронменталистов патриарх Варфоломей — отец и пастырь не только для всех православных или «для всех детей Бога» (политики США часто заявляют, что они тоже трудятся «для всех детей Бога»), он человек, который берет на себя инициативу организовать заботу о природе — тот, кто заботится не только о людях, но о всем Творении Божием. Об этом свидетельствуют его речи на разнообразных площадках и его книга «Приобщение к таинству» о православии в третьем тысячелетии.
Последние десятилетия ученые-экологи требовали от всех мировых религий сформулировать новый религиозный подход к окружающей среде. В этом нет ничего неожиданного. В западных общественных науках распространен функциональный подход к религии. У этих ученых считается, что религия обслуживает потребности общества. А у современного «зеленого» общества даже готов запрос на необходимые вероучительные составляющие.
В совместных обращениях ученых к религиозным лидерам звучит просьба «признать землю и тварь священными». В документе 1990 года «Сохраним Землю: призыв к ученым и религиозным деятелям объединить усилия по охране природы» говорится: «Многие из нас, являясь учеными, испытывают чувства глубокого благоговения и уважения перед Вселенной… В своих усилиях, направленных на защиту окружающей среды, человечество и должно исходить из того, что оно имеет дело с чем-то священным».
«Зеленый патриарх» Варфоломей откликнулся на такого рода призывы и сделал свой вклад в развитие нового религиозного направления и новой (ноосферной) этики. Хотя данный призыв — признать окружающую среду сакральной — неприемлем для Христианства. Ведь он продиктован ложными теоретическими построениями западных религиоведов (в первую очередь Дюркгейма), основанными на опыте изучения тотемизма в конце ХIХ века. В этом призыве скрывается унизительный для Христианства принцип, что признак религии — не вера в Бога (религиоведы приводят доводы, что есть религии и без Бога), а наличие понятия о священном, сакральном (такое понятие, мол, есть во всех религиозных системах). С их точки зрения, природа для лучшей сохранности не должна относиться к повседневному, мирскому, профанному, она должна быть отнесена к сфере сакрального, священного, быть табуированной.
Это не смущает патриарха Варфоломея, он охотно выполняет все, что дорого американскому и британскому истеблишменту и крупным финансистам, запустившим в мир античеловеческий проект «Инвайронментализм». Потому в послании миру от 2008 года по случаю праздника «Дня создания» (установленного Экуменическим патриархатом еще при предшественнике патриарха Варфоломея экуменическом патриархе Димитрие), Фанар возвещает, что природные ресурсы можно брать лишь как священный дар, а иначе — это грех: «Вселенская Патриархия желает внести свой вклад в развитие экологической этики, которая должна показать, что использование окружающего мира и пользование материальных благ должны иметь евхаристический характер и сопровождаться благодарными молитвами Богу; с другой стороны, злоупотребление окружающего мира и участие в нем без обращения к Богу является грешным, грешным не только перед Творцом Богом, но и перед творением — нашим ближним» (Варфоломей. «Послание всей полноте Церкви» 2 сентября 2008 года).
В этом небольшом высказывании мы видим (не смотря на упоминание Творца) признание Варфоломеем многих составляющих ложной инвайронменталистской концепции: 1) эволюции, 2) приниженного статуса человека, низвергнутого с позиций венца творения до уровня одного из эволюционных видов, 3) признание творения (животных, насекомых, микрофлору, растений, океанских вод и т.д.) равными человеку. Здесь же проглядывают новые варфоломеевские нормы и «заповеди»: 1) наделение священным статусом земных вещей (природных ресурсов — воды, хлеба, пищи, углеводородов и всех материальных природных богатств); 2) введение новой нормы, которую можно интерпретировать так: «ты, человек, уже не венец творения, потому природные богатства принадлежат не только тебе, но и будущим потомкам великих американцев и каждому жучку и птице и растению, потому, не бери нефть, газ, золото без молитвы, а лучше — бери только с благословения патриарха Варфоломея и его великих патронов».
Экуменическому патриархату не впервые разменивать небесное на земное. Все неотмирное и духовное давно покинуло Фанар в ХХ веке. Много лет он пуст и духовно мертв. Его обитатели озабочены конкретными земными мегапроблемами и лживыми технологиями и политическими фокусами превращения хлеба небесного в хлеб земной, стяжания власти, могущества и богатств.
В свое время об одном из предшественников патриарха Варфоломея Экуменическом патриархе Афинагоре православный старец Епифаний (Феодоропулос) говорил, что тот предпочел Православной Церкви, слишком бедной и скромной, «другую женщину» — богатую и пышную католическую церковь. Наш современник патриарх Варфоломей предпочитает уже не значительно победневшую, поблекшую, отравленную и больную католическую «красавицу», которую тоже по старой памяти не забывает (папа Франциск в своей энциклике 2015 года говорит и о патриархе Варфоломее — «с которым мы разделяем надежду на достижение полного церковного общения»), но главным образом, новую процветающую лжерелигию «Творения Божия», все приспешники которой очень почитаются и приветствуются в США и Великобритании, где она зародилась как новый реформационный проект для человечества. Если у патриарха Варфоломея будут преемники, то они, вероятно, уже более откровенно поклонятся новому религиозно-политическому лидеру, о котором писал русский философ Владимир Соловьев. А пока сам патриарх активно стремится, спешит и старается оказаться в числе новых тайных мироправителей и разрушителей старого порядка.
Стоит обратить внимание на теорию и практику «гармонизации» биосферы Земли, которые предлагает экуменический патриарх Варфоломей. Его базовая идея — связь социальной сферы с состоянием окружающей среды — продиктована космистским воззрением на мир. Суть его рассуждений примерно такова: чем больше в мире экуменистов и религиозно толерантных людей, тем гармоничнее состояние планеты. Чем их меньше, тем больше социальных конфликтов, противоречий и природных катаклизмов.
Варфоломей таким образом представляет земную деятельность Господа Иисуса Христа, что люди, плохо знающие Евангелие, могут решить, что якобы главной заповедью Господа было нечто подобное: «возлюбленный род лукавый и прелюбодейный, трудитесь, трудитесь не покладая рук и финансов для земной гармонизации планеты». В Пасхальном послании патриарха Варфоломея 2011 года, например, делаются акценты на таких качествах Христа, которыми Он массово мог бы привлечь на свою сторону этот «род лукавый и прелюбодейный»: «Христос исцелял физические и духовные немощи, дарил утешение и исцеление всем людям, а одновременно приносил покой и мир бурным морям, размножил пять хлебов, чтобы накормить пять тысяч народа, таким способом сочетая духовную и природную гармонию».
Здесь не упоминается, что Господь бежал от подобных лукавых иудеев, которые после того как ели чудесные хлебы и насытились, захотели поставить Христа земным царем для того, чтобы отныне жить в изобилии с земными хлебами.
И человек «Новой эры», представитель ноосферы — патриарх Варфоломей — очень старается гармонизировать планету, пропагандируя экуменизм. На 2009 год он спонсировал 12 международных диалогов «с исламскими партнерами» со всего мира из христианских и исламских стран и участвовал во многих. Его структура постоянно инициирует многосторонний диалог среди трех авраамических религий в целях содействия такому пониманию, которое приведет к последующему спокойствию. «Пребывая в Брюсселе или на Давосе, в Тегеране, в Ливии, мы поднимали наш голос всему миру, проводя многолетние послания мира, надежды и примирения…», — сказал патриарх 4 ноября 2009 г. в здании Конгресса США, отчитываясь перед спикером Палаты представителей и лидером сенатского большинства о своей деятельности. (At the Joint House and Senate Luncheon in his Honor Hosted by Speaker of the House Nancy Pelosi and Senate Majority Leader Harry Reid, November 4, 2009).
Много интересного произносилось им во время путешествия в США в ноябре 2009 года. Тогда Хилари Клинтон на приеме в честь патриарха Варфоломея 5 ноября в восторге излагала, что по некоторым проблемам, особенно связанным с экологией, часто мыслит и говорит его словами.
Тогда же он, как один из творцов Нового мирового порядка и разработчик «эволюционно-ноосферных» схем изменения человека прочитал лекцию «о трех принципах открытости» в иезуитском университете Фордхам. Люди будущего должны иметь «открытое» сознание (наверное, по аналогии с либеральным «открытым обществом»). Открывать сознание нужно на трех уровнях: 1. Открытость сердца; 2. Открытость другим; 3. Открытость созданию.
Открытость сердца подразумевает индивидуальный выбор в пользу ненасилия, посвящение себя делу терпимости и понимания. Рассуждая об открытости сердца, патриарх упоминает Добротолюбие, учение о непротивлении злу насилием Льва Толстого, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. (В этом контексте «разделяющий меч Христов», скорее всего, должен быть спрятан далеко-далеко).
Открытость другим — это путь диалога с иными религиями. Диалог подразумевает личное общение, взаимообаяние и преодоление вероучительных и догматических различий под воздействием стремления к дружбе и любви между некогда враждовавшими сторонами.
Открытость созданию подразумевает изменение отношений человека с природой. (Лекция в католическом институте Фодхам в США).
Таким образом, по мнению патриарха Варфоломея, если на этих трех уровнях сознание человека станет открытым или экуменическим (то есть не будет утверждать исключительную истинность Православного вероучения), в мире наступит «успокоение и гармония». Исходя из цитировавшегося выше Пасхального послания 2011 года, вероятно, можно предположить, что будет такое воздействие на биосферу Земли, что в мире прекратятся не только войны, но и ураганы, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов. Но любой стремящийся к духовной жизни христианин понимает, что за таким «успокоением и гармонией» скрывается духовная смерть, а «открытие сознания» ведет к духовному осквернению человеческой души.
Неясным остается одно, какое отношение автор этих псевдонаучных просвещенческих мыслей о умиротворении биосферы Земли имеет к православию? В этих концепциях проявляется полное неверие и игнорирование законов духовной жизни, отрицание мистического действия сил зла. Признается лишь зло в контексте социологических понятий: голод, катаклизмы, войны, катастрофы, фундаментализм, террористические действия и другое.
Экуменический патриарх предлагает и свои евгенические проекты. Так в 2009 году он в Штатах анонсировал возможности своей экспериментальной школы — Образовательного центра на Принцевых островах. Этот центр связан с новой вселенской инициативой патриарха Варфоломея — воспитать принципиально новое поколение людей. Которое иначе будет относиться к общению с окружающими людьми и окружающим миром. Его название — «Центр по вопросам окружающей среды и мира». Располагаться Центр должен в бывшем детском приюте Константинопольского патриархата. Предлагаемая инициатива не только экологическая, но и социально-политическая. Сирот теперь будут воспитывать не для Христа, а для социально-экологических экспериментов эволюционно прогрессирующей планеты.
Как говорит патриарх Варфоломей, «целью центра будет перевести теорию в практику, предоставление образовательных ресурсов для продвижения экологической трансформации и межконфессиональной толерантности. Центр сфокусируется на изменении климата и необходимых изменениях в человеческих отношениях и этике. Он будет служить источником вдохновения и понимания для решения религиозных вопросов, связанных с окружающей средой и миром».
Этот центр он анонсировал в Брукингском институте и, завершая свою абсолютно неправославную речь, сказал: «Еще не поздно. Божий мир обладает невероятными восстановительными свойствами. За одно поколение, мы могли бы направить в сторону Земли будущее наших детей. Пусть это поколение начнется сейчас». (Saving the Soul of the Planet — Address at the Brookings Institution, November 4, 2009). Обычная фраза для последователя космизма, но не Христианства.
Интересен способ, предлагаемый патриархом Варфоломеем для «гармонизации мира сего». В этих центрах и других школах нужно открыть программы по обучению людей аскетике и исихазму, поскольку «благочестивые люди, освоив методики стяжания нетварных энергий», «будут освящать Божье творение во славу Его святого имени» (Варфоломей. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии. М., 2008, сс. 81, 156).
Можно предположить, каковы будут выпускники центра. Экуменисты и адепты биосферной религии, сведущие в экологии больше, чем в законах духовной жизни, но внешне обученные православным мистическим практикам и внешним нормам православного благочестия. То есть волки в овечьих шкурах.
Так что экуменизм патриарха Варфоломея — это вклад в развитие нового «усовершенствованного» человечества, вклад в достижение «общего блага» и «гармонизации» планеты. То есть это вклад в дело антихристианской утопии.
О будущих поколениях и о будущем Земли рассуждает не только патриарх Варфоломей, но и папа Римский и Далай-лама XIV. Последний особенно много говорит о новой этике, в которой якобы нуждаются будущие поколения. Новую этику создает и Экуменический патриарх Варфоломей и папы, и американские католики, пропагандирующие природоохранные технологии строительства зданий, экономного образа жизни и прочие. Но, несмотря на своего рода «зомбирование» человечества, по определенной повестке и плану (которые обязаны отработать связанные с США религиозные лидеры), мы видим, что в этой новой экологической этике нуждаются не столько будущие поколения и даже не современные люди, сколько творцы Нового мирового порядка, использующие все общественные науки, СМИ, образовательные центры, академии наук, религиозных лидеров для будущего «морально и этически обоснованного» захвата власти и установления своей деспотии.
То, чем занимаются религиозные лидеры — обыкновенная идеологическая работа по устранению Христианства и остатков христианского мироустройства с конкретными политическими интересами определенных групп. Это не новая работа, ведется она уже много веков. В предыдущие эпохи — большей частью философами и представителями секулярной науки. Участие религиозных лидеров в этой работе — новшество ХХ века. Поводом для вовлечения их в эту проблематику стал так называемый «экологический кризис».
Обратимся к «Краткой повести об Антихристе» Владимира Соловьева. Она повествует о том, что когда Антихрист — человек, рожденный блудницей, артиллерист, финансист и масон — станет Римским императором, к нему с Дальнего Востока прибудет восточный мистик и маг Аполлоний, который поклонится Антихристу, сообщит о восточных пророчествах о нем и предложит свои услуги.
Аполлоний будет полуевропеец и полуазиат. Необуддист, но вдобавок ко всему «частично верующий» кaтoличecкий eпиcкoп, «облaдaющий пocлeдними вывoдaми и тexничecкими пpилoжeниями зaпaднoй нayки и, одновременно, yмeниeм пoльзoвaтьcя вceм тeм, чтo ecть дeйcтвитeльнo coлиднoгo и знaчитeльнoгo в тpaдициoннoй миcтикe Bocтoкa».
Согласно повести Соловьева, после признания большей частью христиан Антихриста и получения от него разных льгот, необуддист, маг-иллюзионист и «частично верующий» католик Аполлоний станет духовным развратителем человечества, приведет его к непосредственному общению с бесами и поклонению демонам, которые въяве смогут действовать на земле и в среде человечества.
Об этом маге Соловьев писал, поскольку уже взошла «утренняя звезда» различных спиритов и теософов. Эта «звезда» предвозвещала массовое отречение бывших христиан Европы и Америки от Христа, лавинообразное проникновение в христианскую Европу индуистских учителей, буддийских наставников, новых неоориенталистских сект и гуру. Предвозвещала «Новую эру» («Нью эйдж») для демонов. Эру новых возможностей в духовном осквернении земли и человечества.
Исходя из всех экуменических тенденций нашей современности, когда даже христианские религиозные лидеры живут двойными стандартами, двойными-тройными вероисповеданиями. Когда в эволюцию и ноосферу, в экуменические перспективы человечества в Новом мировом порядке верят больше, чем во Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Образ «полуверующего» христианского епископа и одновременно демонического восточного мистика и мага является перспективой страшной, но чем далее, тем более и более реалистичной.
Но вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа из Откровения Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11-12)
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»