Северный путь для России
Северный ветер ноябрьский. Заиндевело небо синевой морозной. Солнце красное в зеленых волнах отражается. Волны залива Петра Великого. Океан, согретый жаром июля и августа, остывает долго. До самого Рождества Христова. Лишь накануне Рождества появляются белые льдины в Русском Босфоре. Ночью среди льдин в темно-синей воде океанского пролива сияют желтые звезды. Эти льдины словно приплыли с далеких северных широт. Словно долго гнал их к берегам залива Петра Великого северный ветер в конце ноября. Как задул, как помел колючим снегом ветер северный — так пригнал к январю могучие льдины с Арктики…
Владивосток от Арктики далеко. Однако с 1909 года восточная часть Арктики и северо-восточные земли Руси обеспечиваются специальным северным завозом из Владивостока, установленным Царским правительством. Первые отечественные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» провели тогда разведку пути из Владивостока в устье реки Колымы. Через год – в 1910 году началось регулярное обеспечение северных районов всем необходимым с большой земли. Целый месяц шло первое груженое судно – пароход «Колыма» до устья реки Колымы. И там произвело разгрузку.
Северный завоз стал одной из больших государственных забот Владивостока и Приморья в советское время. Тогда появились более мощные ледокольные суда. Однако проход в северных льдах все равно был делом крайне тяжелым, требующим героизма и высочайшего умения моряков.
Из Владивостока суда уходили на Восточный сектор Арктики. Западный сектор – закрывался кораблями из Мурманска. Главной связующей нитью, вдоль которой проходил завоз продуктов и товаров в поселения наших северных земель, был Северный морской путь. Знаменитый Северный морской путь – это великое открытие и детище русского народа, наших моряков и первопроходцев. Задумывался Севморпуть много веков назад, еще с тех пор, как начали наши русские люди по северным морям ходить. Упоминается в летописях, что в начале XVI века московский дьяк Дмитрий Герасимов составил карту прохода на кораблях из Студеного моря до устья Оби.
Серьезные исследования и работы над созданием Северного морского пути велись при Петре Первом.
В середине XIX века в России появился первый ледокол. Россия – место, где зародилось ледокольное дело. В конце XIX века над созданием ледокольного флота и Северного морского пути много потрудился знаменитый русский адмирал Степан Осипович Макаров. Он разрабатывал план экспедиции на Северный полюс. Выступал в Санкт-Петербурге с публичной лекцией «К Северному полюсу — напролом!» Под руководством Степана Осиповича Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». Известна книга великого русского флотоводца «Ледокол «Ермак» во льдах». Большое внимание к трудам адмирала Макарова и к экспедиции на Северный полюс проявлял великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Мы привыкли думать, что наибольший вклад в развитие Северного морского пути, в освоение Севера и Арктики внесли поколения тех, кто жил в советское время. И при этом словно теряем память и не осознаем, что эти поколения советских людей стояли на фундаменте, созданном задолго до революции. На фундаменте, возникшем трудами наших далеких боголюбивых предков. Трудами первопроходцев, воинов, крестьян, промышленников, обживавших Север, сделавших его Русским под могучей державной рукой Русского Царя. И наш «советский» народ, покорявший Заполярье, вырос из семей своих прадедов, где когда-то «без Бога не до порога».
Читаем в справочниках, что регулярное сообщение по Северному морскому пути началось с 1936 года. Тогда два эсминца «Сталин» и «Войков» совершили сквозной проход из Кронштадта — Архангельска до Певека на Чукотке и дальше во Владивосток. Конечно, это подвиг русских моряков. Но какие же это «Сталин» и «Войков»? Ведь это корабли, построенные и спущенные на воду до революции в Санкт-Петербурге в Российской Империи. И назывались эти эсминцы: «Самсон» и «Лейтенант Ильин»…
Северный морской путь – это национальное достояние России, выстраданное многократными попытками в истории сквозных проходов на кораблях по северным морям. Иностранцы даже в середине XX века не рисковали пользоваться Северным морским путем, когда им предлагали.
Северный морской путь открыли для иностранцев в 1991 году. В том же году открыли для иностранцев закрытый порт Владивосток. Может быть, этим ознаменовались для Севера, Сибири и Дальнего Востока годы лихих продаж, грабежей, потерь и лихорадочного разграбления России. Все, что было создано в Российской Империи и в СССР – разворовывалось-приватизировалось…
До сих пор мы весьма слабо осваиваем Арктику. Масштаба нам не хватает. Мы чего-то страшимся, боимся назвать Север Русским. Боимся сказать тем же иностранцам и самим себе, что Север – это самая что ни на есть Русь Православная. Исконная Русь. Архангелогородская, Енисейская, Якутская, Петропавловская, Охотская… А как там Романов-на-Мурмане? Как живет северный порт родимый? Романов-на-Мурмане, Государем Николаем Александровичем основанный. Святой Царь далеко смотрел, видел великое будущее Руси на океанских берегах. У Северного Ледовитого и Тихого.
…Сегодня в Арктике становится теплее. Уже практически не прерывается навигация на Севморпути. Однако теперь освоение Арктики и использование Северного морского пути стали делом международным. И кто только не устремился к широким возможностям, которые открывает Русский Север. Даже Китай являет такую активность, будто его границы проходят по Северному полюсу. У Китая даже имеется официальная программа освоения Арктики!
Вроде бы Россия прикладывает мощные усилия к освоению Севера и Арктики. Однако усилия пока в основном экономические. Как будто забыли мы, как осваивались эти суровые места нашим народом. Забыли, что русские с молитвой ко Христу прокладывали арктические пути, шли на восток. Шли по ледяным морям и по вечной мерзлоте северных земель.
Русский Север – место подвига многих наших святых, многих исповедников православных. Преподобный Александр Свирский, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, святитель Стефан Великопермский, преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий, митрополит Московский…
Арктика и Север уже много веков обжиты русскими. Еще когда в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц впервые высадился на Новую Землю, оказалось, что там задолго до его высадки русские поставили православные кресты.
В этом году на Новой Земле побывал Святейший Патриарх Кирилл. Патриарх прибыл к нашим военным, несущим службу на самых северных пределах Святой Руси. Как писала в сентябре этого года газета «Красная Звезда»: «На полигоне в посёлке Белушья Губа на Новой Земле он (Патриарх – авт.) совершил молебен в местном храме святителя Николая, встретился с военнослужащими и членами их семей… <…> Храм Святителя Николая на Новой Земле – второй по приближённости к макушке Земли-матушки. А самый северный храм (кстати, тоже Святителя Николая) находится на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа за 81-м градусом северной широты – на самой северной пограничной заставе России.»
Во Христе сила русского народа, покорившего Север и Арктику. С Богом, с Пречистой Божией Матерью и со Всеми Святыми нам надо осваивать Север. Сам Патриарх благословил это великое новое освоение.
На Севере можно жить – об этом говорит весь наш многовековой опыт. Но пока мы уезжаем с Севера. Давно в России действует государственная программа, способствующая отселению нашего народа из районов Крайнего Севера. Всем, кто прожил 10 лет на Севере и мечтает уехать – программа дает возможность обрести комфортное жилье в теплых краях нашей страны. Хотя эти средства государственные правильнее было бы вкладывать не в отток людей с северных земель, а в обустройство их на Русском Севере.
Кто-то скажет, мол, хорошо в теплом субтропическом Владивостоке мечтать о Севере. Да только и Владивосток не таким уж теплым бывает. Особенно в январе. «Минус тридцать» во Владивостоке с ледяным ветром с Океана – это, пожалуй, потруднее, чем в Якутске «минус пятьдесят». Да и без крепкого положения России в северных широтах мы Владивосток и наши южные приморские, приамурские земли можем не удержать. Соседи наши китайские здорово напирают на земли дальневосточные. Уже осваивают их, распахивают и окучивают. Им в Приморье и Приамурье миллионы гектар земли уже переданы для сельскохозяйственных нужд. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке в 2018 году китайцы предложили России совместно осваивать Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северо-Восток Китая как единый макрорегион. Формально мы отказались…
Видят соседи азиатские, что люди у нас как-то не по-хозяйски к собственной земле относятся. Вот и готовы они, китайские наши друзья, взять то, что, на их взгляд, «плохо лежит». Не только Китай глубоко интересуется землями Дальней России с прицелом аж на Якутск и Арктику. Тут и США свой «великодержавный» интерес имеют. И Япония, и, конечно, Норвегия, Финляндия, Швеция, Германия… Кто угодно. Уж очень земли Приморья и Приамурья, Сибири и Севера богатые.
Нам же китайцы предлагают активно встраиваться в их национальный мегапроект «Великий шелковый путь». А американцы ждут, когда мы туннель под Беринговым проливом на Аляску устроим. Им хочется из Якутии на прямую наши сокровища вывозить.
А мы и в Шелковый путь встраиваемся, и туннель намерены проложить на Аляску. Давно этот проект с туннелем воплощается. Строится дорога под названием «БАМ-2» от Якутска по направлению к Аляске. Уже озвучена идея создания совместного российско-канадско-американского проекта – железной магистрали от Якутска на Аляску через Канаду и до самого города Нью-Йорка.
Еще строится «Северный широтный ход». Нужный проект, безусловно, — «прорыв» к Северному морскому пути. Маршрут: Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. На сайте Минтранса сказано: «Северный широтный ход соединит Северную и Свердловскую железные дороги как элемент единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно–ресурсного потенциала российской арктической зоны.» Этот проект новой дороги называют возвращением к заброшенному сталинскому замыслу, по которому в северных широтах были проложены рельсы и намечалось движение поездов по тундре. Сегодня план Северной широтной дороги предполагает прокладку магистрали длиной в 707 километров. Однако каким бы прорывным не представлялся этот проект, он совершенно не сопоставим с масштабами строительства Великого Сибирского рельсового пути, длина которого от Владивостока до Москвы – 9288 километров. И, конечно, вряд ли способен стать береговой линией обеспечения и укрепления нашего Северного морского пути.
Пока мы пытаемся подводить дороги к местам добычи полезных ископаемых, чтобы обеспечить их более эффективный вывоз. Куда мы намерены вывозить сегодня наши богатства? Мы видим, как идет строительство дорог и мостов куда-то из России. Мост в Китай через Амур, решение о строительстве моста с Сахалина на Японские острова, проектируемый туннель под Беринговым проливом…
России нужен свой внутренний путь. Великий путь, сравнимый по размаху с Транссибирской магистралью, построенной святым Царем Николаем. Цель новой дороги – скрепить, стянуть крепче русские земли от Балтики до Океана Великого вдоль Северного морского пути. Не вывоз ресурсов из недр сибирских и северных, а заселение, облагораживание просторов Святой Руси – вот значение большого пути. Ни блошиные ползания по карте Великой России нужны нашему народу. Ни делишки с инвесторами, хитровато прищуренными, — а мощные созидательные дела. Такие дела, которые только и могут делаться богатырским народом нашим, любящим Христа. Великий путь от Океана к Океану. Будет такая задача перед нашими людьми – быстро народ отрезвеет, волю в кулак соберет, на большое дело подымится.
Сегодня мы не имеем полноценной возможности крепко опереться на Богом данные нам земли Севера и Сибири. Не можем уверенно защитить нашу Арктику и Северный морской путь. Потому что слабо освоены наши северные широты. Да кто сказал, что жизнь там невыносима? Ложь это, преподносимая ненадежными телеканалами и прессой. Уж сколько веков живут люди русские в северных широтах! Якутск казаками русскими основан в 1632 году! Не замерзли казаки, из Якутска дороги по всей Сибири проложили. На Амур вышли, в Америку дорогу пробили. По этому маршруту отправился в 1823 году из Иркутска на Алеутские острова святитель Иннокентий. Много километров осилил ради просвещения алеутов и северо-американских индейцев. До Якутска по воде, на барже по Лене. От Якутска до Охотска — на лошадях. Дальше — по Тихому океану на корабле. Так и ходили по Сибири люди русские. До Америки дошли и Америку Светом Христовым просветили. Предки современных американцев – ковбои и золотодобытчики убивали индейцев – коренное население Америки. А русские – крестили, лечили, грамоте обучали…
Русский народ – созидатель, соработник Бога. Потому Бог даровал нам такие обширные пространства. Теперь их сберечь и приумножить надо. Все маршруты, по которым могла бы пройти новая Всероссийская северная дорога от Океана к Океану, — давно известны. Этими маршрутами наши первопроходцы перевалили через Урал и добрались до океанских берегов.
Маловато для нас — строить «магистральки» по 700 километров. Северный путь от Океана к Океану – это на широте души русской. И об этом думал еще святой Царь Мученик Николай, при нем уже была спроектирована дорога, которая в советское время воплотилась в Байкало-Амурскую магистраль.
Когда Государь со своими подданными строил Транссиб, планировалось вдоль всего пути, на каждой станции в Сибири церковь или часовню поставить. Алтари от Санкт-Петербурга до Владивостока. И многое из этого удалось. Сотни храмов появились в Дальней России, Приморье и Приамурье вдоль Великого Сибирского рельсового пути. Строили на средства Фонда имени Императора Александра III, учрежденного специально для сооружения жилья, церквей, школ и больниц вдоль Транссиба.
Вот и теперь при строительстве Северного пути от Океана к Океану надо ставить храмы, школы и православно-просветительские центры. Надо строить жилье. И жилье должно быть не высотным, а таким, как испокон века на Руси строили. Сегодня нас как будто умышленно сгоняют в крупные города-мегаполисы. Мы бросаем сельскую местность и теряем себя в «городских агломерациях». Вымираем в больших городах и освобождаем земли для новых транснациональных, расчеловеченных индивидов – адептов Нового мирового порядка.
Хочешь-не хочешь, а нам надо возвращаться в русское село. Нам надо возрождать русское село. Возрождать и строить села и храмы в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Нам надо выбираться из городских трущоб, спускаться на землю из небоскребов. И расселяться по земле родимой.
Но, конечно, одних призывов и масштабных планов здесь недостаточно. Однако вся наша русская история и наше христианское призвание говорят нам о том, что мы, русские люди, в массе своей имеем крепкое крестьянское-христианское начало. И жить нам надо не в «городских агломерациях», а поближе к землице родимой. А землицы этой на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке – вон сколько! Молиться надо и на страницах добрых отечественных изданий обсуждать возможности нового национального освоения Севера, Сибири и всей Дальней России. Может быть, эти идеи и мысли прорастут в умах и сердцах сегодняшних школьников.
Давно России пора подыматься во весь рост. Давно пора выходить из окопов. Залежались мы, заплесневели как корки хлеба завалявшиеся.
Есть у нас дело великое, народное. Север, Сибирь, вся Дальняя Россия – просторы для подвига нашего национального.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»