ГЕРОЙ ДОНБАССА. ДОНЕЦК ПРОСТИЛСЯ С АЛЕКСАНДРОМ ЗАХАРЧЕНКО

ГЕРОЙ ДОНБАССА

Евгений Чернышёв о том, как Донецк простился с Александром Захарченко …

Донбасс простился со своим лидером. Если одним словом попытаться описать то, кем был для Донбасса глава ДНР Александр Захарченко, то нужно сказать, что, прежде всего, он был своим. После лживых и трусливых киевских чиновников, опостылевших людям за 20 лет, Захарченко воспринимался как СВОЙ. Он был плоть от плоти донецкий и даже антропологически воплощал это в себе.

Он принял бразды правления от Александра Бородая 7 августа 2014 года, и поначалу был малоизвестен, хотя с первых дней был в народном ополчении. Однако вскоре он заслужил всеобщее уважение не только боевыми заслугами, но и стилем руководства, манерой общения. Захарченко не был политиком. И также не был классическим военачальником, хотя принимал участие в боевых действиях, уже даже будучи главой ДНР. Он был настоящий лидер. А еще настоящий мужчина. Он был словно высечен из цельного куска гранита. «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей», – написал Николай Тихонов.

Захарченко был храбр, смел, решителен, прям. Возможно, ему в чем-то не хватало дипломатичности, но он к этому и не стремился. Он никогда не давал пустых обещаний и не растекался своей речью так, чтобы ни за что не отвечать. Говорил лаконично, но по существу. Его речь была для первого лица немного грубовата, но тверда, как груба и тверда скала. И люди узнавали в этом свое, родное, донбасское. Некоторые его ругали, но в большинстве уважали. Но больше всего просто любили. Потому что Захарченко никогда не прятался за чужие спины и не плел интриги. Он всегда шел вперед первым, как пошел в ополчение в первые дни после взятия бывшей областной администрации. Даже критиковавший его Игорь Стрелков осенью 2014 года признал, что Захарченко – «храбрый командир».

Захарченко – это классика геополитики, так как он воплощает в себе тип героя, характерный для сухопутной русской цивилизации, в то время как идеалом морской англосаксонской цивилизации является тип дельца и торгаша. Герои всегда ненавистны торгашам, которые хотят их уничтожить. А за бандеровскими подонками стоят заокеанские торгаши.

Захарченко – подлинный герой Донбасса и патриот Русского Мира. «Родина у нас у всех одна – Россия», – билборд с таким его высказыванием размещен в некоторых местах Донецка с прошлого года. После смерти все его цитаты размещены на фоне его фотографии.

Захарченко – это архетип героя. Поэтому он неуничтожим, вечен, живет в сознании людей. Вдумайтесь, многие ли руководители стран, пусть и не признанных, являются героями? Захарченко в полной мере был таковым. Он был крупной фигурой, что в XXI веке становится огромной редкостью. Более того, он имел убеждения, что делает его еще крупнее. За ним чувствовалось, как за каменной стеной, и после его гибели это чувство ослабло.

Личные воспоминания о Захарченко не позволяют сказать ни одного худого слова. Он лично сам в буквальном смысле выходил в народ, потому что, в отличие от трусливых киевских политиков, это был его народ, из которого он вышел, и интересы которого представлял. Захарченко был истинным выразителем народа, подчас так же, как и люди, не находя точных формулировок для выражения своих чаяний. И однако его слова всегда попадали в резонанс с ожиданиями людей, потому что он и жители Донбасса одинаково думали, что было написано на его лице. При этом Захарченко многому учился по ходу дела и быстро рос как руководитель, штудируя необходимые для этого области знаний.

Он не гнушался лично браться за ту работу, которую по статусу можно было и не выполнять. Весной 2015 года, когда в ДНР только начали ходить рубли, на одном из рынков города какая-то продавщица отказалась их принимать. Захарченко быстро приехал по жалобе и устроил ей и всем подобным разнос, что разлетелось по всему городу. Больше желания так поступать ни у кого не появлялось.

В апреле 2016 года в конце пасхальной службы в Свято-Николаевском соборе боковые ворота вдруг распахнулись, и вошел Захарченко с охраной. Никого не отодвигая, он стал прямо посреди прихожан плечом к плечу. Испытывая небольшую неловкость, характерную для людей, не часто бывающих в храме, он застыл в лице, стараясь уловить смысл Богослужения. Затем, по его окончании, он так же стал среди прихожан вокруг храма, чтобы освятить пасхи и то, что было у него в корзине. Его охраны в тот момент не было видно – с обеих сторон от него стояли обычные люди. Это было необычное ощущение какого-то единения: глава республики стоит как обычный прихожанин в ожидании освящения водой.

Без сомнения, Захарченко был великим человеком и выдающимся сыном своего родного края – Донбасса и Большой России. Также нет сомнений, что его именем должны назвать как минимум одну из центральных улиц или площадей Донецка. Он этого полностью достоин, и народ это поддержит. Мужчина, Воин и Герой – вот кем был Захарченко. Своей жизнью и своей смертью он это доказал.

…Проститься со своим лидером люди ехали с раннего утра. В центр города направлялись полные автобусы и троллейбусы. Многие везли цветы. <…> К тому времени, когда гроб с телом Захарченко везли на кладбище, у места его гибели была гора цветов. Рядом с его фото стояло и фото его погибшего охранника.

<…>

Центр города был перекрыт с утра. Его заполнили десятки тысяч людей, что бывает только на День Победы, но в городе стояла особенная тишина и дул сильный ветер. В полдень, когда церемония прощания уже близилась к концу, длина очереди составляла, как можно измерить по карте, около 300 метров.

На один метр очереди приходилось от 5 у хвоста до 15-20 человек у головы. Всего в ней стояло не менее 3-4 тыс. человек. С утра же она составляла около километра. Сколько всего людей прошли у гроба с телом Захарченко, сосчитать сложно, но ясно, что намного больше. Всего в последний путь его провожали порядка 200 тыс. человек, простоявшие несколько часов под палящим солнцем (в тени было +30). И это не преувеличение.

Увидеть всю массу людей можно было только с высоты птичьего полета. <…>

У здания администрации главы ДНР военнослужащие сняли гроб с телом с лафета артиллерийского орудия и пронесли его по территории администрации. Затем машина с гробом направилась на кладбище «Донецкое море», где Захарченко похоронили рядом с Героями ДНР Арсеном Павловым («Моторолой») и Михаилом Толстых («Гиви»).

В дате смерти Захарченко прослеживается особый символизм. Девятый день приходится на день освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков и день сретения Владимирской иконы Божией Матери, по преданию отвратившей войска Тамерлана, двигавшихся на Москву в 1395 году. А сороковой день со дня смерти приходится на день памяти любимого ученика Христа св. апостола и евангелиста Иоанна – апостола любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Захарченко посвятил свою жизнь другим. И отдал за это свою.

…2 марта 2014 года, в одном из сюжетов украинских новостей, Захарченко можно мельком увидеть рядом со зданием бывшей обладминистрации как простого жителя, митинговавшего в числе многих после киевского переворота. Всего через 4,5 года в полукилометре от того места 200 тыс. человек придут отдать ему дань уважения как своему лидеру и герою, в течение 4 лет возглавлявшему Донбасс в борьбе за жизнь и свободу. Вечная память…

 

Евгений Чернышёв, Донецк

Накануне

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.