«Третья тайна» Фатимы
Загадочные события 1917 года в Португалии и судьба России
Фатимские явления столетней давности – события, широко известные и обсуждаемые на Западе. Ежегодно Фатиму (на фото) посещает по 7 миллионов католических паломников. Фатимские явления по сию пору порождают легенды, полемику в СМИ, будоражат сознание любителей разнообразных чудес, мистических тайн.
Но, пожалуй, ни верующие католики, ни верная Папе Римскому монашеская армия, ни сам католический епископат, ни даже римские понтифики до конца не уверены, что это было, и что означала вся эта фатимская история, и как ее трактовать, и выполнять все полученные в Фатиме «директивы».
Можно согласиться с мнением одного из православных исследователей фатимских явлений священника Алексия Старицына, что Фатима – это «кость в горле Рима», которую они не могут проглотить сами, но хотят впихнуть нам, православным.
20 августа 2017 года впервые на территории России в католическом кафедральном соборе Иркутска состоялась коронация статуи «Фатимской Мадонны» драгоценной короной, украшенной изумрудами и другими самоцветами. Корона была изготовлена специально для этого события в Польше. Сама скульптура Мадонны была помещена над символическим деревом из металла, крона которого по очертаниям напоминает географическое изображение России. Распростертыми вниз руками коронованная Мадонна благословляет Россию. Эта акция была осуществлена сибирскими епископами Римско-католической церкви (РКЦ) и специально приехавшим епископом-поляком Ежи Мазуром, в 2002 году выдворенным из России в результате дипломатического скандала между Россией и Ватиканом.
100-летие событий близ португальского городка Фатима, совпавшее со 100-летием революции в нашей стране, вызывает разнообразные публичные акции среди католиков России и СНГ. С февраля 2017 года начались конференции в учебных заведениях РКЦ, посвященные началу загадочных фатимских явлений и связанных с ними (по версии российских католиков) событий Февральской и Октябрьской революций.
Фатимские явления: как это было
Фатима – португальский город в 123-х километрах к северу от Лиссабона. Назван он в честь средневековой мусульманской принцессы, принявшей христианство. В 1917 году шла Первая мировая война, а Португалия переживала тяжелые времена гонений на католицизм. Десятилетняя девочка Лусия, ее двоюродные пятилетняя сестра Жасинта и семилетний брат Франсишка, пасшие овец и игравшие в детские игры, внезапно стали участниками загадочных мистических явлений в ущелье Кова-де-Ирия. Основные события происходили в 1917 году.
В определенном месте детям стала мистически являться некая «Дама», появлявшаяся шесть раз с 13 мая по 13 октября 1917 года в 13-й день каждого месяца. До этого детям в 1915 и 1916 годах являлись некие сущности, представлявшиеся ангелами, которые совместно совершили поклонение и даже «причастили» детей.
О том, что «Дама» якобы является Богоматерью («Я – Богоматерь Св. Розария») явление сообщило лишь во время последней встречи в октябре 1917 года. Мистические встречи детей скептически были восприняты местным духовенством, но сразу получили огласку и собирали огромные толпы людей и даже журналистов по 13-м числам этих месяцев.
В последнюю встречу, 13 октября 1917 года, для 70-тысячной толпы «Дамой», которую непосредственно видели только дети (а разговаривала с ней старшая Лусия), было устроено световое явление, доступное всем. По словам очевидцев, в течении 10 минут солнце кружилось наподобие огненного колеса, бросая во все стороны снопы яркого света, принимавшего поочередно различную окраску. От солнца менялись цвета неба, деревьев и людей, окрашиваясь во все цвета радуги. Затем солнце зигзагообразными скачками устремилось на людей, излучая сильное тепло. Внезапно остановившись после своего падения, оно зигзагообразно вернулось на место и постепенно стало светить своим обычным светом.
Данное событие было задокументировано в португальских СМИ, многие ученые присутствовали во время этого светового явления.
Двое из детей, участников фатимских явлений – Франсишка и Жасинта уже в 1919 и 1920 годах скончались во время эпидемии испанского гриппа, а старшая из них, Лусия, стала католической монахиней-кармелиткой и прожила до 2005 года, оказав определенное влияние на развитие католицизма. Поддерживаемая и даже направляемая португальским епископатом, она, став зрелым человеком, в период с 1936 по 1944 годы стала записывать воспоминания и рассказы о неких видениях и «тайнах», открытых в 1917 году «Дамой». Ее записи при содействии португальских епископов получили широкую огласку и были переведены на многие языки мира.
Лусия сообщила о том, что «Дама» поведала «три тайны»: показала детям ад, предсказала скорое окончание Первой мировой войны, будущее начало Второй мировой войны, сказала о необходимости обращения России и о том, что в будущем состоится посвящение России «ее непорочному сердцу». «Дама» требовала от грешников покаяния, показала свое сердце, израненное шипами людских грехов, требовала установления почитания «Ее Пренепорочного сердца», от верующих – молитв по розарию, жертв и причастия по первым субботам месяца.
Переждав несколько десятилетий, после того как отношение португальского епископата к видениям было оформлено и они признали их значимыми для утверждения католицизма в Португалии (вплоть до того, что в ХХ веке Фатима – один из знаковых символов Португалии), монахиня Лусия стала требовать учреждения культа «Непорочного сердца Марии», которого ранее не было в католицизме. Она настаивала на необходимости Папе Римского со всеми кардиналами посвятить мир этому сердцу – как повелела «Дама».
«Третья тайна»
В мае 2017 года все мировые СМИ следили за визитом папы Франциска в Фатиму, где он возглавил торжества по случаю 100-летия фатимских явлений и провозгласил святыми католической церкви детей Франсишку и Жасинту. Эти дети, согласно поручению «Дамы», всю свою короткую жизнь «жертвовали»: они постоянно молились по розарию (как и велела «Дама»), ущемляли себя во всем, пили грязную воду вместо чистой, хлестали ноги крапивой, отпускали на свободу пойманных бабочек и т.д. Все это они делали не во имя своего личного спасения, а ради спасения грешников. Но европейские СМИ не интересовали ни эти новые святые католической церкви, ни странности их аскетической жизни. Жадных до сенсаций традиционно в этой истории интересует лишь одно: «третья тайна» Фатимы.
О «третьей тайне» католический мир десятилетиями много говорил, но узнал ее содержание только в 2000 году. Хотя еще в 1944-м монахиня Лусия передала епископам конверт с этой тайной, записанной на португальском языке, и с 1957 года он хранился в Ватикане. Папы решили скрыть содержание конверта, но, поддавшись давлению СМИ и общества, сообщили его содержание.
То, о чем поведал Ватикан на торжествах в Фатиме 2000 года, разнообразно трактуют даже сами католики. Что уж говорить о всевозможных оккультистах, уфологах и сторонниках «New Age». Многие не поверили, что «Дама» сообщила именно то, что им зачитали. Другие начали по-разному трактовать услышанное.
Текст, записанный Лусией в 1941 году, повествовал о видении, представленном «Дамой» детям в октябре 1917 года. Епископ во всем белом поднимался к холму, на котором был грубо сколоченный крест из неотесанного пробкового дерева. Он шел через руины города, заполненного убитыми, дрожа и страдая.
Он молился за души мертвецов. У креста, встав на колени, он был расстрелян солдатами из огнестрельного оружия и стрелами. Шедшие за ним священники и люди многих сословий – верующие – также были расстреляны. Ангелы собирали их кровь в хрустальные кропильницы и кропили ими души, приближавшиеся к Богу.
Ватикан трактовал эту «тайну» в связи с покушением на жизнь Иоанна-Павла II в 1981 году. Смертоносная пуля, найденная в машине папы, была помещена в корону Фатимской статуи Марии, поскольку этот папа считал, что по ее заступничеству он остался жив. Но через год после этого, когда пророчество уже реализовалось, в 1982 году на папу было совершено новое покушение – непосредственно в Фатиме – испанским священником с холодным оружием. Он хотел убить папу Войтылу, считая его ставленником Москвы для осуществления разрушительных реформ церкви.
Кардинал Йозеф Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, трактуя «третью тайну» в официальном послании Конгрегации вероучения в 2000 году, сказал, что «она невелика и не поражает сознание». С его точки зрения суть фатимского явления и послания – молитва и покаяние, о которых говорила «Дама». А ХХ век для верующих – век страданий, которым ведут католиков папы. Тем самым он хотел поставить точку на спорах вокруг «тайны».
Но древнее папское правило «Рим сказал, и точка!» – не подействовало, ведь за столько веков Рим приучил свою паству к ожиданию Чуда. Пляска солнца на небе в октябре 1917 года – событие экстраординарное, за которым, по общим ожиданиям, должно было последовать и умопомрачительное пророчество. А в реальности – лишь устаревшая версия рассказа о том, что ХХ век – век гонений на Церковь (с которыми католицизм, в отличие от православных стран, столкнулся лишь частично во времена Гитлера и проникновения коммунизма) или о том, что в 1981 году турок-экстремист будет стрелять в Иоанна-Павла II. Нет, люди не поверили, что «Дама», устроившая столь великую солнечную феерию, могла передать столь прямолинейное пророчество, сводящееся к утверждению католической догматики и авторитету римских пап.
Поэтому споры о «третьей тайне» продолжаются, вызывая критику папства и архиереев, которые якобы продолжают скрывать от католиков тайну, связанную с концом истории. Те, кто приняли пророчество, сочли, что представленный в видении расстрел римского первосвященника связан с воздаянием за предательство католическими архиереями веры и Христа в ходе Второго Ватиканского собора.
Сегодня к трактовкам «третьей тайны» примешиваются ссылки на поддельные пророчества католического святого XII века Малахии о последнем Папе Римском.
И все недовольные нынешним папой Франциском (а таковых немало) провозглашают его Петром Римлянином, о котором говорится в пророчестве Малахии как о последнем папе в человеческой истории. Вскорости, по пророчеству, наступит конец истории и время Суда, на что и указано в «третьей тайне» Фатимы.
Таким образом, не всех устроила ватиканская трактовка этого видения о святых папах-мучениках. В определенной среде популярна трактовка, связанная с ожиданием Страшного Суда и воздаяния папам, именно, как преступникам перед лицом Истины.
Православные не принимают эти чудеса и пророчества как истинные, благодатные, происходящие от Пресвятой Троицы, тем более в них присутствует неоднозначное и смущающее православных указание роли России в мировой истории.
В 1990-х годах, когда Россия впервые столкнулась с вызовом «фатимских пророчеств», Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на вопросы, касающиеся темы так называемого «чуда явления Божией Матери» португальским детям, пророчеств о России и его отношения ко всему этому предупреждал: «Сразу скажу, что мне сложно судить об этом явлении. Мы со вниманием относимся ко всему, что на Западе говорилось и говорится о России, тем более в контексте христианской веры. Но при этом необходимо отметить, что многие реалии духовной жизни западных христиан являются частью только их опыта, имеющего определенные отличия от православной традиции. Мы уважаем почитание католической церковью явления в Фатиме, но сами затрудняемся высказать какое-либо определенное мнение на данный счет. Это духовный опыт католической церкви».
Пророчество о России и попытки ее «посвящения»
Но определенные силы больше интересуются упоминанием России в словах «Дамы». За эти сто лет – с 1917 по 2017 гг. – при поддержке США развился фатимский культ, движимый не столько благодатью (присутствие которой в этих явлениях православному человеку сложно обнаружить), сколько разнообразными обстоятельствами. Главное из них – холодная война и наличие главного врага западного мира – России.
Согласно свидетельствам монахини Лусии от 1936 года, 13 июля 1917 года «Дама» рассказала маленьким детям об угрозе новой войны, голода и преследований церкви. «Чтобы избежать этого, приду Я просить посвящения России Моему Непорочному Сердцу и искупительного Причащения в Первые Субботы. Если Мои просьбы будут услышаны, Россия обратится, и будет мир; а если нет, то она распространит свои заблуждения по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Праведники станут мучениками, Святой Отец (Папа Римский) будет много страдать; различные народы будут уничтожены. В конце концов, Мое Непорочное Сердце восторжествует. Святой Отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и миру на некоторое время будет дарован мир». (В изложении этого явления 13 июля 1917 года Лусии не показалось странным, что «Дама» еще не сообщила, кто она, сделав это только в октябре, но уже говорила о культе своего сердца).
Из дальнейших воспоминаний монахини Лусии следует, что «Дама» сдержала свое обещание и 13 июня 1929 года явилась просить посвящения России. Тогда Лусии (ставшей уже монахиней-кармелиткой) вновь было видение и пришедшая «Дама» сказала ей: «Пришло время, когда Бог просит Святого Отца, в единстве со всеми епископами мира, посвятить Россию Моему Непорочному Сердцу, обещая спасти ее таким образом».
Поразительное совпадение! Именно в 1929 году в Риме папой Пием XI был основан учебно-научный центр «Руссикум» («Папский институт восточных исследований») для реализации грандиозных планов окатоличивания России. В разгар богоборчества, уничтожения тысячами православного духовенства (в 1920–30-е годы было убито порядка 200 тысяч православных священников) Папа Римский создал центр «Руссикум» для подготовки русскоязычных пасторов.
После полного уничтожения Русской православной церкви коммунистами и крушения самого коммунизма планировалось заполонить Россию католическими священниками-миссионерами, которые окончательно решили бы вековой вопрос о подчинении России власти Папы Римского и искоренения православия.
Наверное, после этих фактов для православных вопрос о явлениях «Дамы» и ее неоднозначных высказываниях о России приближается к закрытию. Остается понять, что имелось в виду в словах «Дамы» под «заблуждениями России», которые «она распространит по всему миру»? Коммунистическая идеология или православие?
Если коммунистическая идеология, то почему по сию пору продолжаются попытки католиков посвящать Россию «Фатимской Мадонне» и сомнительному культу «непорочного сердца»? И почему под знаменами фатимского культа проводятся униатские инициативы?
Папы Римские, начиная с Пия XII, в том или ином виде старались осуществить «посвящение России непорочному сердцу»: через специальные церемонии, составленные молитвы, послания. Часть католиков считают, что действенным оказалось посвящение папы Иоанна-Павла II. За ним якобы последовало упразднение коммунистических режимов в Европе, падение Берлинской стены, провозглашение независимости республик, входивших в Советский Союз, прекращение гонений на Церковь и образование в России поместной церкви в статусе митрополии, чего у католиков в дореволюционной России не было.
С 1980-х – как только в России и странах СНГ появились католические епископы – Россия постоянно «посвящается Непорочному Сердцу Девы Марии». Например, сайт «Фатима 1917» сообщает, что «13 мая 2017 г. за торжественной Мессой в карагандинском кафедральном соборе Матери Божьей Фатимской, папский легат кардинал Кордес и все епископы посвятили Россию и Среднюю Азию Непорочному Сердцу Пресвятой Девы Марии».
Но наиболее русофобствующие католики из США и на Украине считают, что поручение «Дамы» так и не выполнено, поэтому послание Фатимы, с их точки зрения, продолжает оставаться актуальным. Скорее всего, под этим стоит понимать желание полного обращения России в латинство или, в крайнем случае, в менее полноценное с позиции Рима униатство.
США и украинские униаты очень заинтересованы в продвижении информации о Фатимском пророчестве и давлении на Папу Римского, будирование пресловутой угрозы, исходящей от России, и необходимости ее посвящения некоему мистическому существу и комплексу идей, пропагандируемых Римом.
Католические паломники, прибывающие в Фатиму, видят выставленными на поклонение огромные белые четки розария. Такой традиции молитвы – по розарию – нет в православии, да и многое из того, что, по словам Лусии, говорила «Мадонна» смущает православных своим «католицизмом» или, попросту говоря – еретичеством. «Дама» говорила о чистилище, признавала власть и «непогрешимость» Папы Римского. Одним из ее требований было молиться по розарию (данная традиция заменила католикам чтение часов и Псалтири), в память об этом католики в Фатиме и установили на обозрение огромные четки.
Эти белые четки розария массово присутствовали в Киеве на Евромайдане в 2014 году, были привязаны к битам, к каскам националистов, проливавших кровь за евроинтегрированную Украину и интересы Папы Римского на территории Святой Руси.
Четки розария, привязанные к бите – наверное, показательный символ «посвящения России» и отголосок фатимских явлений.
Фатимский культ в современной России
На упоминание России в фатимских явлениях внимание было обращено и со стороны США. В 1947 году в США была учреждена «Голубая Армия Фатимской Мадонны». Как раз в год начала холодной войны. На сегодня в США 200 представительств этой организации, она также распространилась на всех континентах.
С момента создания, с 1940-х годов, организация устраивает путешествия белой скульптуры «Фатимской Мадонны» по всему миру, что, вероятно, отвечает требованию «Дамы» посвятить мир и Россию ее сердцу. Напомним, что, по словам Лусии, все епископы мира вместе с папой должны принять участие в посвящении.
В самом городе Фатима этой американской миссией был построен католический храм в честь Успения Богородицы, который лишь по названию считается «русским». Настоятелями являются иезуиты византийского обряда, которые внешне выглядят как православные.
Если в 1996 –1997 гг. латинские священники возили по своим приходам в России статую «Фатимской Мадонны» в ознакомительных целях, в 1993-м осуществили 75-минутную телетрансляцию из Фатимы, то в настоящее время наступил новый этап распространения этого католического культа в России. На сегодня в каждом католическом приходе на территории РФ и СНГ установлены белые статуи «Фатимской Мадонны». Как минимум 3 новых католических храма в России освящены в честь Фатимского явления, католическая епархия с центром в Москве называется архиепархией Божией Матери, а в католической среде Россия неофициально называется «Землей Марии» (Terra Mariana).
Странствие фатимской белой скульптуры из американской миссии по России возобновилось. Католические СМИ сообщают, что с 11 по 16 июля 2017 года фатимская статуя пребывала в Санкт-Петербурге. С 17 июля – в Москве.
Папе Франциску журналисты задавали в связи с этим вопрос, была ли статуя в Кремле? Папа ответил уклончиво, не подтверждая и не отрицая этого факта.
Перечислим известные нам католические приходы, соборы и миссии в России, связанные с фатимскими событиями и культом «непорочного сердца Марии» (культ установлен в результате фатимских явлений по требованию монахини Лусии).
В Иркутске в 2000 году был построен большой кафедральный римско-католический собор «Непорочного Сердца Божией Матери». Католическая миссия Редемптористов создала два прихода, посвященные португальским явлениям: приход «Фатимской Божией Матери» в Тольятти; приход «Непорочного сердца Пресвятой Девы Марии» в Кемерово. В России также действует испанская «Конгрегация миссионеров − сыновей Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии» (кларетины). Их организационный центр расположен в Красноярске.
Развитие фатимского культа в России получает второе дыхание через коронацию фатимских статуй в католических приходах России. Так на символическом уровне католический епископат и священство посвящают Россию «Даме». Если эти коронации связываются с теми видениями и обетованиями, что были в 1917 году в Португалии, то это тревожный ритуальный знак.
Известно, что Папа Римский традиционно коронует особо чтимые католиками иконы Девы Марии (например, Ченстоховская, Виленская- Остробрамская) и что в католических странах Мария провозглашается их королевой (яркий тому пример Польша, Мексика, Португалия, Ирландия и т.д.). Мы можем объяснить это тем, что с IX века, со времен папы Николая (858–867 гг.), римские первосвященники самозванно носили не положенные им короны земных владык. Тогда как у Матери Божией первоначально на иконах отсутствовала какая-либо корона. В византийской иконописи короны были у императора и императрицы, а у Богородицы никогда не было.
В соответствии со своими стремлениями к универсальной власти папы решили подчеркнуть, что Богородица – Царица Небесная и для нее самый дорогой дар от папы – не нищелюбие, ни милосердие, не смирение, ни кротость, ни любовь как достоинства пастыря христовых овец, но корона из бренного металла с камнями…
Католики торжественно коронуют фатимские статуи в российских городах, посвящают в своих ритуалах Россию этой Мадонне. Особенно активно коронацией фатимских статуй занимаются польские епископы в России.
Известно, что в Польше Дева Мария католиками признается королевой. Но их признание католической Мадонны в качестве королевы Руси и коронация людьми, которые порой и гражданства-то российского не имеют, невольно наводит на мысль о том, не воспринимают ли они Россию как часть… Польши?
Небольшие новостные заметки в «Сибирской католической газете» и других изданиях дают интересные факты о католических трактовках истории важнейших для России православных чудотворных икон в контексте фатимских явлений.
С 1970-х годов католики стремятся увязать историю пропавшей Казанской чудотворной иконы с Фатимой. Как известно, накануне великих потрясений в России, в 1904 году в Казани была украдена и безвозвратно пропала чудотворная икона Божией Матери Казанская. В 1970-м году – в фатимском «русском храме», принадлежащем американской миссии, появляется некая Казанская икона, попавшая в него из Лондона и привезенная в Англию после революции. В 1981 году она была подарена Папе Римскому Иоанну-Павлу II и пребывала длительное время в его покоях. В 2004 году папа передал эту икону в дар России. Правда, она оказалась всего лишь списком XVII века, а не исчезнувшим подлинником. Тем не менее, 21 июля 2005 года эта ватиканская «фатимская икона» оказалась в Казани в Покровском монастыре, заняв место утраченного чудотворного образа.
Православные люди даже и не подозревают, каким образом трактуют появление чудотворных икон в России католики. С явлениями своей фатимской «Дамы» они увязывают падение монархии в России. А также соотносят появление «Державной иконы Божией Матери», восседающей в короне вместе с Богомладенцем на троне со скипетром и державой в руках, с событиями Фатимы. Эта икона, вероятно, побуждает католический епископат еще активнее вести работу по «посвящению» России. Тогда как для православных явление иконы в трагический для России момент – знак, что лишившаяся земного царя Родина наша управляема с 15 марта 1917 года самой Богородицей-заступницей.
Будит католическое воображение и написанный в 1904 году в Киево-Печерской лавре по велению самой Богородицы чудотворный образ «Торжество Пресвятой Богородицы Порт-Артурская». Эта икона была благословением русскому воинству в войне на Тихом океане с японцами. Скорее всего, будоражит католическое сознание изображение на этой иконе императорской короны, которая не возложена на главу Богородицы, но поддерживаема на небесах серафимами.
Таким образом, косвенно становится понятным, что Фатимский культ и странные явления «Дамы» в Фатиме в 1917 году сами католики России соотносят с революцией, падением самодержавия и Российской империи и явлением чудотворных православных икон Матери Божией.
Каково значение падения Российской империи для католического мира сказал еще папа Пий X, понтификат которого начался в 1903-м, а закончился в 1914 году: «Россия – самый главный враг церкви», «Если победит Россия, то победит схизма» (то есть мировое православие).
Очевидно, что для России вся эта начавшаяся активизация вокруг Фатимы с принесением статуй в Москву и Санкт-Петербург, коронациями «Мадонны» царскими венцами, изготовленными в Польше по благословению римских понтификов, призывами к русским людям посвящать себя «Фатимской Мадонне» не предвещают ничего доброго.
Как ничего доброго для человечества не предвещали мистические и страшные события 1917 года в Португалии.
Тенденция российской религиозной жизни после падения оков безбожного государства такова: русский народ постоянно искушают многочисленными и неведомыми его предкам верованиями и соблазнами. Усилия многих тайных сил направлены на то, чтобы ввергнуть в грех русских людей – пойти против совести, принять как норму поругание святынь, успокоить себя тем, что ничего страшного за этим не последует. Незаметно изменить вере предков, предать ее молчанием, принять новые и странные перемены, поклоняться чужим богам…
Активизация «Фатимского культа» с его ритуалами – одно из таких искушений. Мы не задумываемся о том, сколько храмов в честь «Непорочного зачатия» (ложного католического догмата о Богородице) построено по России, всегда твердо хранившей православие и истинно славившей Божию Матерь. Не задумываемся о том, какие духовные последствия для России будут из-за создания приходов и соборов в честь нового культа «Непорочного сердца Марии», логически связанного с ложным догматом о «непорочном зачатии».
Да и сами атмосферные «фокусы», происходившие в Фатиме, могут ли предвещать что-то хорошее? Странная и страшная пляска солнца, крутившегося и скакавшего по небу, цветовые изменения атмосферы, длившиеся 10 минут, происходят 13 октября 1917 года – за две недели до большевистского переворота в России. Накануне сокрушения европейских монархий, мировых политических трансформаций, революций, падения государств, массового террора, гражданских войн, насилия, потери Родины для миллионов людей.
Все это напоминает отнюдь не благодатное явление, ниспосланное Богом, но больше некое торжество темной силы в связи с тем, что ей удалось учинить в мире беззаконие и получить на время огромную власть.
Но Господь поругаем не бывает, как бы кто ни старался. Россия, по слову святых, есть подножие Престола Божьего. Россия – дом Пресвятой Богородицы. Россия уже более тысячи лет со Христом, Его Пречистой Матерью и со всеми Святыми. А на все иезуитские вопросы давно дан ответ, понятный любому уму и на всех языках. Если кто позабыл этот ответ, пусть обратит свой взор на икону святого благоверного князя Александра Невского.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»