ВЛАДИСЛАВА РОМАНОВА. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ЮЖНО-УССУРИЙСКОМ ЛИНЕВИЧЕСКОМ МОНАСТЫРЕ

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЛИНЕВИЧАХ

Престольный праздник в южно-уссурийском Линевичском монастыре

21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый год в этот праздник съезжаются паломники и гости в дальневосточный Рождественско-Богородицкий монастырь под Уссурийском. В этот день богослужение, как правило, проходит под открытым небом, возглавляют службу четыре архиерея Владивостокской митрополии во главе с митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем). Духовенство со своей паствой приезжает на специально заказанных к празднику автобусах из Владивостока, Находки, Арсеньева. Паломники с радостью едут в этот день в монастырь – не у всех есть возможность часто посещать эту далекую и старинную, по хронологии юного Приморского края обитель. Поет на Богослужении лучший приморский хор – архиерейский. А после службы и Причастия продолжается радость общения на общей трапезе, с тщанием приготовленной для гостей и богомольцев сестрами.

Богоизбранная Отроковица – упование многих пророков и Израиля, чаявшего прихода Мессии – родилась от престарелых родителей из рода царя Давида святых праведных Иоакима и Анны. Родилась чудесным образом от неплодных родителей, но также, как и все человечество, несла на себе печать первородного греха (вопреки католическому лжемудренному учению о непорочном зачатии Марии).

Много раз в истории Матерь Божия ходатайствовала о христианах и в духовных песнопениях была названа Взбранной Воеводой, оказывая помощь при обороне христианских городов от иноверцев и иноплеменников. Обильную помощь Божия Матерь всегда подавала русскому народу и русскому воинству.

В этот день, 21 сентября Россия благодарит Заступницу Усердную за победу, дарованную этим сентябрьским днем, в праздник Ее Рождества, в 1380 году русскому воинству во главе с князем Димитрием Донским на Куликовом поле.

В память об этом судьбоносном событии, определявшим быть или не быть Руси как независимому и единодержавному государству, украсились города и веси храмами и монастырями в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И Русь Святая под Покровом Богородицы возрастала в Православное Царство, попирая своих врагов и расширяя территории, становясь духовной преемницей древней Византии – Третьим Римом, укрепляя и храня истинную веру в чистоте.

После победы над иноверным Казанским ханством, угнетавшим русский народ и составлявшим угрозу для Руси, в царствование Иоанна Грозного в 1579 году была явлена новая чудотворная икона Богородицы – Казанская, благословившая путь России и русского народа на Восток – в Сибирь и к Тихому океану, к пределам Азии. Не только для освоения земель, но для просвещения народов Светом Христовой истины.

Шло сюда на восток сначала воинство, флотоводцы, дипломаты, ученые. Затем русские переселенцы отправились осваивать эти пустынные земли, устанавливая кресты, часовни и храмы. Вместе с народом двинулось сюда и воинство духовное – монашество.

В XIX веке интенсивно стал развиваться самый молодой край России – Южно-Уссурийский, официально и окончательно обретенный Россией в 1860 году. Это был один из важнейших военных форпостов державы Российской на границе с азиатскими странами. И вместе с казачеством, с русским флотом, разного рода войсками, вместе со строительством укреплений Владивостока развивались здесь и крепости духовные – православные монастыри.

Вслед за монахами пришли хрупкие, но сильные духом монахини – созидать духовную крепость и служить Богу и людям. В Уссурийских таежных просторах, в непростых природных условиях, где нередко можно встретить дикого зверя – тигра или леопарда – поселились сестры, приехавшие из Читинского монастыря во главе с игуменьей Павлой, бывшей в преклонных летах. Почти на самой границе с Китаем, в 11 верстах от города Никольска-Уссурийского, с северной стороны от реки Суйфун.

Божия Матерь сама указала место, где устроить храм и женский монастырь в честь Ее Рождества. На месте сем, по преданию, слышалось очевидцам еще до приезда монахинь ангельское пение. 16 февраля 1900 года на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. А 5 декабря 1900 года Святейший Синод постановил «… близ города Никольск-Уссурийского Южно-Уссурийского края Владивостокской епархии утвердить женскую общину с наименованием оной Рождество-Богородицкою, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства».

Само название этого дальневосточного монастыря – Линевичский Рождества Богородицы женский монастырь – указывает на духовно-воинский его характер.

В праздник Рождества Божией Матери была дарована победа Руси над Ордой, обрушившейся в XIII веке на Русь отсюда, с  территорий нынешнего Дальнего Востока, из степей Монголии.

В название монастыря вошло имя генерала Н.П. Линевича, много благотворившему детской школе в соседнем с монастырем селе. Унаследованное имя генерала делает этот монастырь с его названием одним из символов эпохи русско-японской войны, в ходе которой был проявлен героизм русского воинства и обильные чудеса Богородицы, даровавшей России свои чудотворные образы – прежде всего «Порт-Артурский» и присланный с Афона специально для Приморья уникальный образ Богородицы «Объятия Отча».

Дух природы в окрестностях монастыря суров – постоянные ветра зимой, частые наводнения во время тайфунов осенью, обильное солнце зимой и весной. Оно так и должно быть, ведь монастырь создавался по Валаамской северной традиции. И здесь осколок Святой Руси, просиявшей своими святыми на Севере в сложных аскетических условиях.

То, что невозможно никакому иному народу, возможно русским людям и простым монахиням. С Божией помощью, конечно.

В дореволюционной России простой русский люд интересовался жизнью монастырей, любил говеть постами в духовных обителях, трудиться и встречать церковные праздники. Для оказания помощи монастырям и знакомства общества с их жизнью проводились Всероссийские выставки монастырских изделий. Золотошвейные изделия южно-уссурийского Рождественско-Богородицкого монастыря не раз отмечались призами и похвальными отзывами.

Через такие ярмарки и через сообщения в прессе новообразованный женский монастырь на окраине земли у Тихого океана обретал известность. Сестры монастыря к 1910 году обрабатывали около 30 десятин земли, выращивали 26 видов огородных культур, 300 фруктовых деревьев, 1000 ягодных кустов. Они содержали 3 стада скота, занимались пчеловодством. Имелся у монастыря и лесной надел. Сестры писали иконы, вышивали золотом, принимали паломников из Владивостока, Хабаровска, Манчжурии. Организовывали школы для воспитания девочек-сирот.

С момента создания до закрытия монастыря в 1923 году, 23 года шла в обители духовная жизнь. Здесь упокоились три первые игумении–основательницы: Павла, Сергия и Олимпиада. Затем все здания и территория обители перешли к государству и были заняты военной частью. С 1992 года остатки монастырских строений в изувеченном виде были переданы церкви и монахиням, приехавшим из Центральной России возрождать духовную жизнь Приморья. Постепенно, под водительством Приморского архиерея Митрополита Вениамина и трудами игумении Варвары (Волгиной) восстала эта обитель из поругания и разрухи – и материально и духовно.

После безбожного лихолетья и гонений на Церковь духовной жизнью обитель живет уже 24 года. До революции она просуществовала 23 года. Тогда оставшиеся монахини были вынуждены разъехаться по разным городам. Часть из них подвизались в Иркутске. И нынешний митрополит Приморский и Владивостокский Вениамин (Пушкарь) встречался с ними в 1950-х годах, когда будучи семинаристом приезжал к архиепископу Иркутскому Вениамину (Новицкому). В Иркутске он общался с престарелыми линевичскими сестрами. А в будущем Господь, наверное, по их молитвам устроил так, что ему была дарована возможность восстановить эту духовную жемчужину Южно-Уссурийского края — женскую монашескую обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Линевичах.

Сегодня женский монастырь продолжает традиции своих предшественниц. Богослужения идут по Валаамскому уставу, как это было установлено в обители еще до революции. Поддерживается обширное хозяйство, выращиваются и собираются урожаи злаков, огородных культур, плодово-ягодных растений, разводится скот, имеется пасека. В монастыре выпекается свой бездрожжевой хлеб.

Как в прежние времена не прекращается прием богомольцев и паломников из городов и поселков Приморского края, из Хабаровска, Биробиджана, Благовещенска, Читы. Монахини ведут попечительскую и благотворительную деятельность. С насельницами монастыря общаются и взаимодействуют учителя школ и училищ, врачи, местные фермеры, районные чиновники. Монастырь является для многих культурным центром, источником света и недоступных ранее знаний и опыта, не только духовных, но и связанных с хозяйством, работой на земле.

Сейчас линевичские сестры во главе с игуменией Варварой создают просветительскую музейную экспозицию, посвященную истории монастыря, Приморья и России, святым из Династии Романовых, много сделавшим для развития Приморья.

В престольный праздник обители, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы пожелаем игумении Варваре с сестрами обильных духовных плодов и процветания монастыря! Многая и благая лета!

Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.