Протоиерей Александр Шаргунов. Свидетельство Святого Царя

Свидетельство Святого Царя

Протоиерей Александр Шаргунов не верит, что православные окажутся бессильными остановить глумление в виде фильма «Матильда» …

Святой царь, подобно всем святым, мешал и мешает, как когда-то и теперь их Учитель и Господь Иисус Христос. Свидетельство царя-страстотерпца о вере может мешать. Может даже вызывать презрение у тех, кто не хочет верить в любовь, в силу смиренной любви, у тех, кто провозглашает принцип «око за око» и «зуб за зуб» как высший закон жизни. И у тех, кто совершает самую гнусную жестокость и насилие в словах и делах как преимущественный способ решения всех проблем. Царь-страстотерпец мешает тем, кому нравится жить на пепелище лжи о недавнем прошлом России, в презрении ко всем, кто пострадал за свою веру и имел мужество жить по совести.

Вы помните, как лет 20 назад, несмотря на многотысячное стояние в Останкино и протесты патриарха,  по телевидению показали кощунственный фильм «Последнее искушение Христа»? А теперь мы слышим о готовящейся к 100-летию октябрьского переворота грандиозной наглой провокации — о так называемом фильме «Матильда», с пошлейшим сюжетом и порно-актером в главной роли. Неужели и теперь мы окажемся бессильными остановить это глумление? Миллионы людей, зрителей этой фальшивки, хотят замазать грязью, сделав участниками бесовского представления, финансируемого, между прочим, государством на деньги налогоплательщиков, среди которых — и православные христиане. А равнодушное взирание иных священнослужителей на происходящее — не будет ли напоминать то отречение от царя, которое имело место у части духовенства в то время? Ни один православный христианин, ни один человек, любящий Россию, не может отнестись равнодушно к этому позорящему Церковь и Отечество событию.

Даже у самого грешного человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом — значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла — в самых малейших его проявлениях, тем более в открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, — неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека. Судьбы человечества связаны с хранением правды и истины. Все, что происходит в мире — все катаклизмы, потрясения, войны — все сводится к одному простому: насколько хранится правда и истина в народе, настолько Господь хранит его. Пока в мире будут люди, до конца верные правде и истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

Поэтому каждый, кто умеет читать и писать, должен обратиться с протестом к власть предержащим или найти возможность поставить свою подпись под составленными уже обращениями. Если мы промолчим, это будет вторым предательским убийством царя-мученика. Наш долг — защитить от лжи и клеветы наших детей и молодежь. Не допустить погружения всех в эту смрадную помойку. Разве мы не знаем, как далеко уже зашли они в попытках растлить душу народа?

Образ царя мешает тем, кто живет по «духу плоти», рабам своих страстей, неспособным поверить в свободу, которую принес Христос. Но заповеди Христовы — не утопия, не недостижимый идеал, превращающий в лжеца Того, в Чьих устах от века не было лжи, Того, Кто требует совершенства, которое возможно всем предающим себя водительству Духа Святого в этом исходе из нашего падшего, ожесточенного «я» в землю свободы чад Божиих, живущих в самоотдаче.

Царь мешает также потерявшему соль теплохладному христианству. Образ царя — сильная проповедь христианства, ибо его жизнь, прожитая как самоотдача в служении ближним, является именно тем, что святые отцы называют решающим доказательством истинной веры. Это означает готовность умереть за Христа и правду Его. Ибо предмет нашей веры есть явление на Кресте самой великой любви Божией ко всем людям. Царь исполнил заповедь Христа, данную Его ученикам все оставить, чтобы стать рабом Божиим. Что означает это «царства земнаго лишение», о котором торжественно поет Церковь за богослужением? Ничего, кроме того, что жизнь и смерть государя стали сильным свидетельством ценности  Креста.

Вера в силу любви и самоупразднение, чтобы дать действовать Христу, остается путем, которым мы должны следовать. Это не путь слабых, как полагал какой-нибудь Ницше, и разного рода сегодняшние его единомышленники, но путь мужества любви. Единственно убедительный! Потому что верят только любви. Быть мучеником любви — вот чему учит нас благочестивый царь Николай Александрович. Это значит, в час смерти упасть на землю подобно пшеничному зерну, чтобы дать жизнь всем, кто ищет истину. Но также и тем, кто гонит христиан, будь это большевистский террор или нынешние устроители вакханалии греха как нормы, принуждающие христиан молчать, как если бы им нечего было сказать на новом повороте истории. Церковь всеми способами должна противостоять новому небывалому распаду, напоминать о бесценном вкладе великих христианских деятелей в нашу государственность и культуру.  Но главное в христианском сражении со злом и просвещении мира — свет Христов. Потому что очень часто святым мученикам ничего не остается, кроме силы смиренной любви, чтобы пробудить вопрошание о сути жизни в сердцах еще не ставших равнодушными ко всему на свете людей.

Да, мы знаем, что христианству есть еще что сказать миру — не только в его благовестии любви к ближнему, но также и прежде всего укорененностью этой любви в любви Божией. Исполненное небесной красоты свидетельство святого царя (как свидетельство всех новых мучеников и всех святых) причастно свидетельству его Учителя и Господа Иисуса Христа. Это свидетельство истины, веры, основанной на глубочайшем убеждении, что Бог есть любовь. Наш святой царь — это слово живое, которое продолжает говорить и привлекать ко Христу всех жаждущих истины, добра, красоты, любви в этом мире, умирающем из-за отсутствия любви, поклоняющемся идолам блуда, смерти и маммоны. «Царь просит передать, — вы помните это часто цитируемое нами письмо великой княжны Ольги, — что зло, которое сейчас в мире (революция 1917 года и ее последствия), будет расти (то, что происходит в мире сегодня), но не зло победит зло, а только любовь». Это письмо-завещание показывает нам, что он глубоко понимал, где находится сердце христианства, в чем заключается правда любви, закон Христовой любви. Он знал, в чем самая великая воля Божия — она в том, чтобы наши дела были в согласии с Богом, Который есть любовь. Противостояние изо всех сил сатанинской лжи и любовь. Невозможно, чтобы это противостояние оказалось хоть сколько-нибудь ослабленным ради ложно понятой любви к Богу и человеку.

Самый хороший метод бороться с заблуждением и сознательной ложью — с помощью утверждения истины, осуществляемой в жизни. Это очень просто и очевидно, но на самом деле требует всецелой отдачи — той, о которой свидетельствует наш святой царь.

Лучший способ борьбы против заражающей лжи — это познать истину. В этом великая суть. Если мы не познаем благодатно истину, то Церковь не устоит, никто не устоит против надвигающейся тьмы. Жизнь христианская заключается в непрестанном познании Господа нашего Иисуса Христа и его святых. Подлинная радость появляется от этого познания Господа и святости верных ему людей, а не оттого что мы кого-то переубедили и сокрушили. Благодатное познание святости наших святых дает радость новой жизни, уверенность в спасении. Это знание проявляется в нашем подлинном покаянии, в чистоте и святости нашей жизни. Молитвами святых царственных мучеников да помилует нас Господь и приведет весь наш народ к покаянию и спасению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.