Святитель Иоанн Шанхайский. Всенощная. Владивосток

Первый день теплого июля. Соленый от океанских волн воздух. А еще воздух горячий, влажный и ароматный от цветущих лип и разморенных солнцем трав на склонах сопок. Сопки стекают к морю, остывая каменистыми подножиями в прохладной прозрачной воде. Воды Тихого океана. Они касаются берегов Русского Приморья и Русской Америки. Переплыть океан и — оказаться в Калифорнии. Чтобы поклониться Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому…

Уже начинается праздник — День памяти великого русского святого, ушедшего в годы гонений из России в Сербию. А потом — в Китай, Шанхай. И когда пришлось покидать Китай, вся паства святителя Иоанна отправилась с ним. И все остались живы. Пройдя даже через тропический остров, на который обрушивались страшные тайфуны и ураганы. Пока на острове молился святитель Иоанн, ураганы обходили его стороной. Завершился праведный путь архиепископа Иоанна Шанхайского в городе Сан-Францисско, где бывают сильные прохладные туманы, как в нашем Владивостоке. Там в Сан-Францисско покоится великий чудотворец, еще при жизни прославившийся множеством чудес, исцелений болящих, освобождением людей от недугов души и тела.

— Он был прозорливый старчик, никогда не спал, подремлет немного, дремотой отделывался… — в Покровском соборе Владивостока Владыка Вениамин (Пушкарь) произносит слова на полиелейной службе накануне дня памяти Иоанна Шанхайского.

В соборе людей сегодня немного. Жара, дачи, море… Но вот нахмурилось небо над океаном. В храме потемнело, за вытянутыми, овальными вверху окнами — тучи, темное небо. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» — читают на службе. И за окнами громыхание, всполохи электрических молний. Служба благодатная. Идет своим чередом. Возносится святая архиерейская молитва над погодой, над землей, над облаками…

Наверное слышна эта молитва в городе Сан-Францисско, в Русской Америке, где пребывает наш русский святой Иоанн. Может быть, кто-то скажет, что Калифорния — это уже не Русская Америка. Но ведь там, где русские святые — все вокруг становится русским. И благодаря нашему заступнику святому Иоанну Шанхайскому, для нас, живущих на берегах Босфора Восточного, тихоокеанский берег Калифорнии становится близким и родным.

Много ли святых пребывают своими мощами во Владивостоке, в Приморье? Можно сказать, что чудотворец Иоанн Шанхайский здесь, у нас. Все одно — тихоокеанское пространство, освоенное и изученное когда-то русскими. Русские первыми пришли в Америку и основали там свои поселения. Наши славные предки дошли и до Калифорнии. И кто знает, может быть, дойдут опять. Ведь по молитвам святителя Луки Крымского вернулся Крым в Россию. Так и Калифорния, Сан-Францисско, молитвами Иоанна Сан-Францисского тоже могут сделаться частью нашего великого Отечества.

Окончилась всенощная. Кончился июльский ливень. Сбитые дождем и ветром тонкие зеленые ветви тополя на асфальте в тонких разливах дождевой воды. Серо-голубой Амурский залив в вечерней свежести июльских ароматов. И в дивной радуге, уходящей куда-то к поселку Подножие на острове Русском. Там за островным поселком — монастырь святого преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим — покровитель Русского острова. Всей России и всех православных христиан покровитель. А святитель Иоанн Шанхайский особо почитал святого батюшку Серафима. И даже освящал в Америке храм в его честь. И служил в этом храме. И как удивительно, что все так связано в мире. Как удивительно то, что все мы едины во Христе. Все мы вместе в великой радости Христова Воскресения.

Берег России

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.