Владислава Романова. Киевская чудотворная икона Богородицы «Призри на смирение» в Приморье

Киевская чудотворная икона Богородицы

«Призри на смирение» в Приморье

693449608-1_bВ Приморье с первыми днями Великого поста была принесена киевская чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение». Пробыв в Приморье месяц, икона отправилась в Хабаровский край. Принесение святынь – редкость для Дальней России, поэтому событие не прошло незамеченным даже для светских жителей Владивостока.

Икона была хозяйкою во Владивостоке почти весь Великий пост 2017 года. Во время ее принесения в кафедральный Покровский собор воздух задрожал, кое-кто прослезился в этот чудесный момент. Икона была в соборе во время чтения Великого канона святого Андрея Критского. При ней служился Чин Православия, и сотрясался воздух от громких и грозных анафем всем еретикам и хулителям Веры Православной.

Зачастую у чудотворных икон происходит что-то необъяснимое. Порой люди путаются в своих действиях, нечаянно спотыкаются… Иногда как будто кто-то приостанавливает их – «полегче, не спеши, не суетись»… Немощные, обычно еле достаивающие до конца службы, внезапно обретают новые силы. Детишки в храме успокаиваются, и все собравшиеся обретают мир и покой в душах.

Вот отчаявшийся молодой человек, запутавшийся в жизни, почти потерявший веру, переставший причащаться, преклоняет колени перед киевской святыней со слабой надеждой вновь обрести смысл жизни. И получает укрепляющий и обновляющий душу ответ: «Призри на смирение».

Неусердный богомолец услышал по радио, что предстоит редкое событие для его тихоокеанского города – приносят чудотворную икону. Оклеветанный кем-то или обиженный, в скорби он приходит к святыне и слышит тихий голос в глубине души о всех своих невзгодах: «Призри на смирение».

Или мать, горько горюющая о своей дочери, уклонившейся в сектантское учение, изливает беду и душевную скорбь перед Царицей Небесной и уже слышит призыв молиться и не отчаиваться – «Призри на смирение»…

«Призри на смирение» — икона Богородицы «Путеводительница», указывающая путь человеческому роду ко спасению. Матерь Божия изображена с царскими регалиями – в царской короне, со скипетром. Держава в руках Ее Сына – Божественного младенца, стоящего на коленях Пресвятой Девы и прикасающегося к Ее ланите. Икона «Призри на смирение» указывает на род блаженных людей, наследующих Царствие Божие – нищих духом.

Как много лет прошло с 1426 года, когда эта икона явила чудо в псковских окрестностях – грозили псковичам враги и беды: голод, моровое поветрие и злонамерения литовского князя Витовта.

В 1405 году литовский князь вероломным нападением уже уничтожил крепость Коложе и увел в плен 11000 псковичей. В 1426 году он вновь задумал дерзкий поход на псковские земли. Тогда-то, как повествует летопись, икона Богородицы «Призри на смирение» явила знамение (близ разрушенной Витовтом крепости Коложе). Из правого ока Богородицы потекла кровь, капала она в плат, в котором икону повезли торжественно в Псков в кафедральный собор. Заступничеством Божией Матери прекратилось и моровое поветрие, и поход Витовта оказался не столь удачен, как он ожидал.

Согласно псковской летописи, Витовт даже получил от Бога страшное вразумление – «внезапно нашла туча грозная, полился дождь, загремел гром, молния сверкала беспрестанно, и все думали, что или от дождя потонут, или от молнии сгорят, или от грома камнями будут побиты… земля тряслась, и Витовт, ухватясь за шатерный столб, кричал в ужасе: «Господи, помилуй!»[1]

Кровавые слезы иконы предвещали тяжелый век для всех православных. Флорентийская уния в 1439-м, падение Константинополя в 1453 году, разделение Русской церкви на две части – на Северную, с центром в Москве, и Южную под властью Речи Посполитой – в 1458 году. Тогда в условиях гонений на Православие в Польше Москва и ее митрополит не могли помочь своим русским собратьям. Обрушившиеся на народ горе и испытания воспитывали его в смирении.

Через двести лет Малороссия, измученная политикой Польши по насаждению католической унии, вошла в состав России и получила искомую защиту от православного Царя Алексея Михайловича Романова. В Киеве просияло множество чудотворных икон. Одна из которых – образ Царицы небесной «Призри на смирение».

…В XIX веке в Киев, который был тогда скромным губернским городом, стекались монахини. Здесь длительное время стоял один-единственный в Киеве женский монастырь – Флоровский. Знатные постриженицы и княгини подвизались в нем. Привлекала этих боголюбивых подвижниц и слава Киева как духовного центра, и мощи святых угодников киево-печерских.

К концу XIX века святой Димитрой Киевской был создан еще один женский монастырь – Свято-Введенский. Одна из его пострижениц, княгиня с именем Мария в схиме, несшая тайные аскетические подвиги, получила от Матери Божией благословение написать Ее образ «Призри на смирение».

В 1990-е годы эта икона была явлена верующим, как раз в период очередных испытаний для православных, когда рушилось единое отечество, наступали расколы и лжеучения. В этих обстоятельствах икона явила свои чудеса и цельбоносную помощь. Наиболее известным чудом стало нерукотворное отображение святого образа на стекле киота. А, кроме того, слепые прозревали, и глухие начинали слышать, неизлечимо больные исцелялись. И все это происходило потому, что вернулась вера в сердца людей.

Весной 2017 года в Покровском соборе Владивостока встретились две чудотворные иконы, написанные в Киеве – «Призри на смирение» и «Торжество Пресвятыя Богородицы Порт-Артурская». Икона Взбранной Воеводы, попирающей самурайские мечи на берегу Тихого океана, написана по чудесному повелению Божией Матери в 1903 году старому матросу, говевшему в Киево-Печерской лавре. Создана она была на пожертвования 10000 лаврских богомольцев. Встретилась с ней икона Божией Матери «Призри на смирение», написанная в Свято-Введенском монастыре Киева, расположенном в десяти минутах ходьбы от Лавры.

И поклонялись этим иконам люди – выходцы из Малороссии, заселявшие Приморье в XIX и XX веке. Их предки, прежде чем отправляться пароходом из Одессы в далекий Южно-Уссурийский край через Бофор и Суэцкий канал, мимо Индии, Китая, Кореи и Японии, молились у тех самых святынь Киева. Крепкие семьи приходили сюда в XIX веке из Полтавы, Чернигова, Киева, Волыни. Наряду с казачьим населением, боголюбивые малороссы длительное время составляли основу населения Приморья. Переселенцам государство предоставляло 100-десятинный надел земли (109 гектар).

«У меня родственники в Харькове, а у меня в Днепропетровске – не редко можно услышать в кафедральном соборе Владивостока. – А у меня тетя в Донецке осталась…»

Город Никольск-Уссурийский, что в ста километрах от Владивостока, и сейчас, в начале III тысячелетия местами сохраняет облик малороссийского местечка, а в конце ХIХ века село Никольское, хоть и соседствовало с военной крепостью, прямо напоминало корреспондентам того времени Миргород, Решетиловку или Сорочинцы времен Гоголя.

Вот и у митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, родившегося в Приморье, корни из Полтавы, на что указывает его грозная фамилия «Пушкарь», полученная предками в заслугу за участие в Полтавской битве и за вклад в эту знаменитую «Викторию» (так тогда звучало слово «Победа»). Засвидетельствовали они и умножили славу русского оружия.

Одна из прабабушек Владыки была в начале ХХ века постриженицей Вознесенско-Флоровского женского монастыря в Киеве, с ней время от времени переписывались родственники, перебравшиеся в Южно-Уссурийский край. Но на одно письмо в 1910 году пришел ответ из Киева, что не нужно писать больше во Флоровский монастырь, что «сестричка ваша боголюбивая как птичка Божия улетела на Святую Землю». То есть эта монахиня-родственница уехала подвизаться в один из русских женских монастырей на Святой Земле, которые в конце ХIХ века устраивало там Императорское православное Палестинское общество. Так на Святой Земле, видимо, и молилась она о России до конца своего века.

Предки полтавских, черниговских, киевских, харьковских, волынских переселенцев хранили веру православную в условиях униатских гонений и гнета Польши. Хотя, бывали в Приморье в середине ХХ века случаи, когда сюда прибывали переселенцы с Западной Украины, скрывая свое униатское происхождение и участие в войне на стороне Гитлера. Такой элемент тоже есть в Приморье, но он, к счастью, малочисленен.

…В смиренные дни Великого Поста чудотворная икона из XIX века напомнила нам о мирном и мощном времени великих свершений. Когда не было еще искусственных разделений великого народа и православного отечества на уделы, когда вера Православная, выстраданная русскими Малороссии, Белоруссии крепко хранилась большей частью населения империи. Когда народ за верность своему Богу и Царю, за смиренность сердец и жизнь по правде, за неприятие греха достигал множества благ и великих свершений. Как то: мощный приход на берега Тихого океана, строительство Транссибирской железной дороги, создание монашеских обителей на реке Уссури и в суровой тайге. Вспомним о воздвижении величественного Андреевского скита на святом Афоне, населенного не только великороссами, но и боголюбивыми малороссами, молдаванами, грузинами. Когда народ был един в своей судьбе.

Обо всем этом прибыла напомнить нам Царица Небесная, утешающая многих жителей Приморья, родные которых оказались под обстрелами и бомбежками, без крова, семьи, без Родины.

В лукавые времена явлением своих святынь Господь собирает избранных от малого стада Своего. И мы молимся Божией Матери «Призри на смирение» о даровании смирения и нищеты духовной, дабы и нам претерпеть все соблазны и искушения лукавых времен и узкими вратами войти во Всехвальное Царствие Небесное Сына Ее.

Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

                                                                                                                                         

[1] Воропаева И. Город барса. Сборник очерков, посвященных истории Пскова // http://www.proza.ru/2014/11/28/477

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.