Царская жизнь на каменистом берегу Океана

20160811_171233Чайки с серыми крыльями в мягком тумане. В теплом приморском августе. Плавная жизнь океанского лета. Небо пасмурное, теплое, касается пушистыми облаками зеленых сопок и соленых волн. Август пахнет терпкими травами, мокрыми камнями у прибоя, и морской капустой на разогретом берегу. Август в густых травах, спелых арбузах, абрикосах и гроздьях зеленого винограда благодатной южно-уссурийской земли. Обильная и щедрая земля Русского Приморья. В спелых плодах накануне бархатной осени. В чуть пожелтевшем тростнике на озерах и уже лимонных листьях ореха…

…Окно, наполненное теплым морским ветром, напротив океанской бухты. За столиком у окна читаем дневник Цесаревича. Дни, которые будущий Государь Николай Александрович Романов провел в Южно-Уссурийском крае. Какое вдохновляющее чтение! И какая это милость Божия, читать строки любимого Государя там, где 125 лет назад он также смотрел на эти живописные берега Великого океана. Как явственно возникает светлый и чистый образ Цесаревича!

Очень яркие и дельные записи. Цесаревич, замечая романтику тихоокеанской природы, четко по-державному отмечает состояние войск, казачества. Пишет коротко, емко о состоянии города и всего Южно-Уссурийского края, о строительстве Владивостокской крепости. Всё живо, свежо и по делу. Владивосток и весь наш тихоокеанский берег будущий Государь чувствует совершенно русскими. И даже наша изобильная почти тропическая природа, океан, сопки, тайга видятся ему русскими, родными. Николай Александрович делает заметки о своем пребывании на фрегате «Памяти Азова», который встал на рейд в бухте Золотой Рог. И в этих записях видишь русских морских офицеров, кают-компанию, морское собрание Владивостока… Очень живо представляется как наша эскадра с Цесаревичем на борту шла через Средиземное море, Индийский, Тихий океаны, посещая Египет, Индию, Сиам, Китай, Японию… С каким державным достоинством прошел наш флот по волнам мирового океана. Русские моряки — как это гордо и величественно звучит! Более полугода Цесаревич находился в море, совершая морскую часть своего Восточного путешествия. И 11 (25) мая 1891 года будущий Государь ступил на русскую землю во Владивостоке. Русская земля Южно-Уссурийского края, освященная святым Царём Мучеником Николаем Александровичем Романовым. Читаешь дневник Цесаревича, и обретаешь твердую основу русской жизни. Видишь ясно на размытых туманом берегах образ истинной России. Великой, державной. И преисполненной Божественной любви. И, действительно, невозможно понять умом, как всё рухнуло в одночасье…

Да, можем ли мы так говорить: «рухнуло в одночасье»? Рушили страну наши грехи… Но Россия жива. Жива и свята. Как её Государь, прошедший всю свою землю от Владивостока до Санкт-Петербурга, и сейчас взирающий на неё с высоты Небесной…

Николай Александрович, святой Царь Мученик, помолитесь о нашей России и ее дальних берегах! О нас, живущих и живших на этой святой земле! Верим в Ваше отеческое благословение и заступничество перед Царем всех царей, пред Господом нашим, сотворшим Небо и Землю и Святую Русь!

…Открытое окно на берегу залива Петра Великого. Дневник Цесаревича с записями о Восточном путешествии, о посещении Владивостока и Южно-Уссурийского края. Икона Царя Мученика на столе и лампада. Тихий свет лампадного огня. Свет наполненный радостью жизни вечной. Жизни с Царём, жизни Царской…

И.Р.

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.