Приехал знакомый из Китая.
— Сегодня на переходе в Хуньчунь около трех тысяч китайцев прошло, — говорит, — едут к нам на море.
— А наших, русских, много там в Китае?
— Полно, как китайцев во Владивостоке. Там уже дальневосточная лечебница. Едут даже с Магадана. У нас ведь медицины нет, а там дешево и лечат хорошо.
От этого рассказа мне становилось все тяжелее на душе. Хоть и знаю, что давно уже народ дальневосточный-приморский Китай воспринимает как что-то спасительно-развлекательное. И давно Китай для наших приморцев стал куда ближе, чем Саратов, Пермь и, конечно, Москва.
— Китайцы в Хуньчуне открыли рестораны, где можно пиво пить сколько угодно и бесплатно, — продолжает уставший от поездки знакомец, — платишь за еду пятьсот рублей и пьешь пиво сколько влезет. Наши там сидят наедаются и напиваются до «потери пульса». Китайцы за соседними столиками посмеиваются.
Собеседник еще долго рассказывал, как ему нравятся китайские города. Как там чисто, намного чище, чем в Приморье, уютно и красиво… Общественный транспорт очень хорошо работает…Отличные дороги, идеальные…
Удивительно, что у русского человека Китай вызывает такой восторг. Мы уже даже не чувствуем, что там чужбина, отсутствие нашего русского духа… Как легко подкупает комфорт и дешевая еда… Комфорт, еда, медицина… «Китайцы по-доброму относятся друг к другу» — тепло заметил собеседник. Действительно, в Приморье этого не хватает, — подумалось об этом под жуткий грохот из динамиков под окном в половине первого ночи. Доброе отношение друг к другу…
— А зачем русские едут туда?
— Лечиться едут. В аквапарк детей везут, китайскую культуру посмотреть. Едут, чтобы поесть хорошо…
Приграничный Китай зарабатывает на русских туристах. Русских интересует медицина, доступная еда. Детей везут в аквапарк…
Тысячи русских лечатся в Китае. То ли такое больное у нас население, то ли знакомый преувеличивает, то ли так нравится русским китайское лечение.
Ну, как же мы русские забываем о своей великой культуре и отправляемся в Китай, чтобы восхищаться их жратвой!
— Все потому что нас тут власть бросила, — находит оправдание человек, побывавший в Китае.
Но ведь эта власть выходит из этих же людей. Кто заставляет этих приморцев отправляться в китайские города, чтобы становиться там посмешищем для азиатов? Чтобы восхищаться бесплатным пивом? Кто заставляет работать клоунами в харбинской «Русской деревне»? Кто заставляет ехать в аквапарк, чтобы развлекать своё чадо? Неужели власть?
Не во власти дело, а в нашем собственном вырождении. Дело в потере собственного национального достоинства, в незнании своих корней и своей культуры. Дело в самом банальном, но ловко оправдываемом предательстве.
Где же настоящие русские люди? Когда они вернутся на освоенный и оставленный ими тихоокеанский берег Святой Руси?
Берег России