Станислав Минаков. О лучших изданиях русской провинции

«Просветить — значит вооружить»

О лучших изданиях русской провинции

отец николай германскийПроявилась внятная и важная тенденция русской культурной жизни, которая немыслима вне словесности: провинция, о которой историк В.О. Ключевский говорил, что «центр России находится на периферии», берет спасительные рычаги в свои руки. С земским прищуром и остаточным недоуменьем провинция взирает на вавилонский блуд столиц и не спешит, “задрав штаны”, немедленно бросаться вдогон.

Провинция — по-своему инертна и консервативна. И в этом есть надежда на здоровье.

В значительной мере устав от ожиданий, что в центре «сменится парадигма», поняв, что в нынешних столичных журналах и в целом в СМИ отыскивать нужное и важное становится весьма затруднительно, провинция сама начала формировать круг чтения, ясно понимая, зачем и на какую именно аудиторию рассчитаны ее усилия.

Провинция теперь предлагает альтернативу центру. Вспоминается высказывание столичного, питерского жителя, но и провинциала Федора Достоевского: «Последнее слово скажут они же, вот эти самые разные власы, кающиеся и некающиеся, они скажут и укажут нам новую дорогу из всех, казалось бы, безысходных затруднений наших. Но Петербург не разрешит окончательно судьбу русскую».

Думается, трагизм современного мира заключается в катастрофическом неумении видеть разницу между прекрасным, красивым и красивеньким, а то и безобразным, когда утрачиваются самые органы восприятия прекрасного, без которых существование становится безблагодатным, если ты, конечно, не разделяешь ценностей так называемой “успешной голливудизированной жизни” меньшинства.

Сегодня нарастает раскол между жизнью благочестивой и неблагочестивой, и в этом расколе практически нет так называемой середины. Общаясь с падшим миром, невозможно остаться чистым от греха. Но заострим: либо ты собираешь, либо расточаешь. Потому что — “какое согласие между Христом и Велиаром?”, как вопросил апостол Павел во 2-м Послании к коринфянам (6, 14—15).

Либо ты — с Богом, либо — против Него.

* * *

В последние годы в поле моей личной причастности как автора, а то и члена редколлегии, соучастника и доброхота оказались несколько новых для меня региональных изданий. В частности, художественно-литературный журнал для детей, родителей и педагогов «Введенская сторона» (Старая Русса, редактор Николай Локотьков), литературный журнал «Симбирскъ» (главред Елена Водкина (Кувшинникова), литературно-художественный, научный и историко-просветительский журнал родины Василия Шукшина «Бийский вестник» (главред Виктор Буланичев), журнал Саратовской митрополии «Православие и современность» (зам. главного редактора Марина Бирюкова), журнал о делах милосердия «Добродетель» Белгородской Марфо-Мариинской обители (главный редактор Наталия Дроздова). Сюда я отнес бы и новый московский литературный журнал «Человек на Земле», который хоть и привязан территориально к месту выхода, однако представляет собой журнал авторский (главный редактор и издатель Татьяна Сурганова).

Некоторые из этих изданий денежное вознаграждение авторам за публикации выплачивают, некоторые такой возможности не имеют. У некоторых наличествует интернет-версия в виде журнального сайта или даже публикаций в формате pdf, как, скажем, у «Человека на Земле», у иных же — сетевой версии нет. Всем им, без исключения, присуще «дум высокое стремление», все они, и это признак подлинности, несут на себе отпечаток личности главного редактора, что объяснимо, поскольку иначе быть не может.

Все они, с территориальными духовно-интеллектуальными точками отсчета, не ограничиваются лишь своими регионами. Весьма широк как их круг авторов, так и круг распространения. Нередко это вся Россия и более того.

Надо сказать, что и определение «провинциальное издание» теперь, в эпоху новейших коммуникаций и интернет-связей, в общем и целом, устаревает.

* * *

В Белгородском государственном литературном музее состоялось примечательное событие: презентация 1-го номера духовно-просветительского альманаха «Возвращение». Создатели альманаха рассказывают, что зарождалось «Возвращение» в лоне международной научно-практической конференции «Серафимовские чтения», которая проходит в Ракитном и уже много лет собирает видных ученых — историков, филологов, политологов, богословов, деятелей культуры и искусства, журналистов.

Альманах «Возвращение», с прекрасным рублевским Спасом на обложке, говорит (молится, кричит и повествует) о будущем России, о ее месте в мире, о необходимости возвращения в нашу жизнь исторической и духовной памяти, о важности сохранения и развития нашей самобытности, о воспитании уважения и любви к русскому народу и его великой истории и культуре.

Содержание альманаха составляют научные статьи, публицистика и произведения художественной литературы, сочинения святых отцов, письма, молитвы, живопись. Альманах этот личностноцентричен, то есть отправлен в жизнь, к читателю неравнодушным человеком — издание собрал и осуществил настоятель Свято-Никольского храма, благочинный Ракитянского округа Губкинской епархии, руководитель Духовно-просветительского центра «Во имя архимандрита Серафима (Тяпочкина)», редактор альманаха, протоиерей Николай Германский. Батюшка — из святого русского места, где близ алтаря Никольского храма, под дубовым крестом, с 1982 года покоится старец Серафим (Тяпочкин), служивший в этом храме с 1961-го.

Этот альманах можно было бы отметить и девизом «не могу молчать», поскольку речь сегодня идет об очень важных проблемах: и о личном спасении, и о спасении Отечества и, если угодно, всего земного шара, сколь ни пафосно это прозвучит.

В преамбуле альманаха о. Николай Германский напоминает о глубинной мысли, которую несет в себе «Притча о блудном сыне: «Эта притча может стать великим назиданием всякому человеку, призванному в этот мир, и помочь ответить ему на главные вопросы бытия: как быть и что делать для того, чтобы вернуть в сердце потерянный рай».

Протоиерей Николай Германский понимает миссию своего альманаха в просветительстве. Это многозначное слово он считает ключевым словом эпохи. Поскольку «просветить — значит вооружить». А вооружаться в духовном плане сегодня необходимо, поскольку на нас ведется непрекращающееся наступление.

Во вступительном редакторском слове о. Николай возвращает нас к мысли, что Россия управляется не столько людьми, сколько десницей Божией, охраняющей и сберегающей нашу Родину для чего-то очень важного.

Словно установив острие внутреннего духовного циркуля в точку своего сердца, а географически в Ракитном, отец Николай проводит второй ножкой циркуля сколь угодно огромные, вселенские круги в пространстве и времени, куда попадает многое и разное, но выстроенное автором альманаха и отобранное, пристально просеянное.

В разделе «Русская мысль» читатель найдет материалы известных публицистов и мыслителей, о которых красноречиво и программно говорят названия: Дмитрий Володихин «Мы русские»; Василий Израбеков «Русский язык как Евангелие»; филолог Владимир Аннушкин «Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»; прозаик Николай Коняев «Побег из рабства дьявола». В этом же разделе помещены статьи Виктора Тростникова и Владимира Блохина.

В разделе «Цивилизация» найдем статью Виктора Аксючица «Национальный образ России». Сжатый и очень интересный обзор русской славянофильской мысли «Слово о русском консерватизме» доктор исторических наук Аркадий Минаков завершает мощными предостерегающими суждениями:

«Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности, войн и революций, и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, крайне опасна, более того, в определенных условиях чревата социальной и национальной катастрофой».

«История, возможно, учит, — пишет профессор Воронежского государственного университета. — Но она точно сурово наказывает за невыученные уроки.

Представляется, что один из таких важных уроков, которые необходимо извлечь из русской новейшей истории, — это осознать роль и значение консерватизма в сохранении и развитии общества, его морали, культуры и государственности. Какие из этого последуют выводы — еще предстоит решить».

В этом же разделе размещена и статья о. Николая Германского «Россия и судьбы мира». Описав цивилизационные адовы вызовы — от нацизма и коммунизма до неолиберализма, с его ложью о «демократии и свободах» — не пройдя мимо духовной войны против Русского мира, которая нынче ведется на территории бывшей Украины, автор утверждает, что «сегодня Россия стоит на Голгофе, распинаемая врагами Христа. И если мы духовно сплотимся и не разбежимся “страха ради иудейского” и сможем воззвать к Нему, как некогда благоразумный разбойник, и принести Ему достойное покаяние, то, может быть, тогда, вдохновляемые Его распятием и воскресением, мы найдем в себе силы сказать последние Его слова на Кресте: “Господи, прости их, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23, 34)».

В разделе альманаха «Вера и верность» обращаем внимание на статью Марии Волковой «Последние времена» и сочинение архимандрита Рафаила Карелина «Человек — загадочное существо». В разделе «Молитва» представлены произведения митрополита Антония Сурожского, а в «Родных именах» читателям предложены труды свт. Николая Сербского и философа Ивана Ильина. Немыслим был бы ракитянский альманах без материалов об отце Серафиме (Тяпочкине), а раздел «Письма» знакомит нас с текстами старца Паисия Святогорца и преп. Силуана Афонского.

Альманах дает на своих страницах и место разделу «Книжная полка», с рассказом А. Чехова «Студент», стихами в прозе И. Тургенева, рассуждениями Петра Калиновского о смерти.

И современным православным стихотворцам — Наталье Дроздовой и Татьяне Дашкевич — нашлось место в альманахе.

Завершает 170-страничное издание прекрасная цветная подборка, вернисаж живописи Александра и Ирина Ворошилиных. Воистину современной, с новым языком, и православным по духу.

Следует отметить также высококультурный дизайн и верстку альманаха, прекрасную полиграфию. И в этом провинция сегодня столицам не уступает. Скажем и слова благодарности благоустроителям, жертвователям и доброхотам, без которых мы этого издания не увидели бы.

Надеюсь, что близки те времена, когда и альманах «Возвращение» и в целом такого рода издания (включая вышеперечисленные) мы увидим в финансовых и организационных программах федеральной поддержки. Пока «святы места» заняты, увы, чем-то другим.

Будем надеяться, что у современной русской провинции есть, что предъявить миру и чем оправдаться перед Господом на Страшном суде. Что и «человек на Земле», и сама земля русская будет спасена — через возвращение.

Станислав Минаков

Столетие

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.