«МОЯ БАБУШКА ВЕРИЛА,
КАК МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ РУССКИХ ЛЮДЕЙ…»
Хочу рассказать об удивительном человеке. Этот человек — моя бабушка.
Она родилась в военное время, работала медсестрой, у нее родилось пятеро детей. Ее муж, мой дед, погиб совсем молодым, ему было сорок лет. Жила она в деревне, много трудилась на земле, заботилась о скотине, воспитывала детей.
Зимой топила печь, в жару работала на огороде, в любую погоду возила воду с колонки и никогда не знала покоя.
Я помню ее всегда очень радостной, энергичной, веселой. У нее всегда хватало времени и на нас, внуков.
Больше десяти лет назад у нее случился инсульт, она некоторое время не могла ходить. Лежала в больницах, ей требовался постоянный уход.
Я это время помню смутно, помню, как навещала ее в больнице, как покупали ей инвалидную коляску. Помню, как впервые узнала про еду для диабетиков.
И еще помню, как она боролась за свою жизнь. Через боль и всяческие неудобства она снова стала ходить. Конечно, с тех пор, как ее тело перестало нормально функционировать, жизнь уже не стала прежней.
Огород пришлось забросить, хозяйство тоже уже не то было. Вся суета прекратилась.
Именно в период болезни она задумалась о Боге. Говорила, что это за грехи, за все грехи Бог ее наказал, и правильно сделал. Конечно, было за что просить у Него прощения, было в чем каяться за долгую жизнь…
Помню, я рассказывала ей, как верят протестанты, долго рассказывала, а она ответила: «Ну у них там свое, другое…» Я тогда подумала, вот он и весь ответ. И спорить тут не о чем.
Она любила всегда быть на природе, любила родную деревню, хоть и до бани зимой ходить трудно. Никуда б не уехала, ни в какие «лучшие края».
Очень читать любила. Все книги, какие были, перечитала. А вечером, когда все еще были заняты своими заботами, читала молитвы. Каждый вечер читала перед сном. Проходила я так мимо ее комнаты, хотела что — то сказать, но думаю нельзя от молитвы отвлекать. Это важнее.
Много лет она прожила со своим недугом, но никто никогда не слышал от нее жалоб на жизнь, на судьбу. Она сильно изменилась, похудела, ее длинные волосы пришлось обрезать. Вообще мало стала ее заботить внешность, лишь бы не болело ничего — вот счастье.
Несмотря на то, что в последние месяцы жизни она почти перестала видеть и уже не могла читать, несмотря на то, что ей сложно было делать самые простые вещи, никто не слышал от нее жалоб на жизнь или на судьбу. Она всегда говорила, что дела у нее «хорошо». А я очень надеюсь, что сейчас, когда ее больше нет с нами, у нее все действительно хорошо, что она с Господом, там, где нет страданий и боли, слез и болезней.
Она жила и умерла в России, верила, как верили многие поколения русских людей. Эта вера шла из самой глубины сердца, изменяя самого человека и окружающий мир.
Я не знаю, что происходило в ее душе, не знаю многого о ней. Но то, что в мире, где ты рождаешься вблизи людских страданий, живешь в трудах, умираешь от старости и болезней, при самых непростых обстоятельствах можно остаться добрым, веселым, солнечным человеком, доказала моя бабушка.
Мария Юрьевна Кузьменко, студентка ДВФУ,
проект «Берег России»