Москва. Братское кладбище на Соколе…

Розово-голубое небо и светло-золотые купола, вытянутые над зеленью московских тополей. Монументальные сталинские многоэтажки над широкой, пыльной и гулкой Ленинградкой. Вглубь уютных дворов — густые июльские скверы и парки. Сокол — окраина старой Москвы. Удивительное расположение — отсюда совсем рядом до Щукинской, до Серебрянного бора. За двадцать минут при хорошем движении можно добраться даже до Крылатского. Там холмы и над ними — старинный храм в честь Царицы Небесной. От Сокола недалеко и до Юго-Запада. По проспекту Вернадского в бывшую когда-то деревню Тропарево. Погостный храм Михаила Архангела — чудесная церковь XVII века на противоположой окраине столицы…

Храм на Соколе с XVIII века. Тогда это было село Всехсвятское. Принадлежало оно грузинским князьям. Грузинская княгиня Дарья на месте разрушенной церкви выстроила большой храм, в котором и сегодня совершаются богослужения. Грузины считают его своим. Хотя еще в 1398 году на этом месте стоял мужской монастырь Святых Отец Семи Вселенских Соборов.

Село Всехсвятское просуществовало до 1930-х годов. Русские деревянные дома в те годы еще стояли среди строящихся советских высоток. Глубокая, богатая история этих чудесных мест…

…Благоухающий прохладный парк на Соколе. Еще в конце 90-х прошлого века многие, кто гулял здесь, не догадывались, что ходят по старому кладбищу, по могилам…

…Июньской ночью 1998 года Москва оказалась под мощным ураганом. В парке на Соколе штормовой ветер побросал на землю огромные тополя. Как в тайге после тайфуна. И казалось, что кто-то незримо бродит и еле слышно вздыхает в этих еще неубранных буреломах. Тогда в этих местах еще не служились панихиды…

Старое кладбище. Позднее, уже в начале нынешнего века, здесь устроили мемориальный комплекс, посвященный погибшим и умершим во время Первой мировой войны… Братское кладбище на Соколе. Несколько тысяч наших русских. Часть настоящей России, Святой Руси покоится здесь, в прохладном парке…

В мае в парковых клумбах тюльпаны — яркие, желтые, красные, сиреневые и белые. В январе — пушистый снег, выпавший под вечер большими охапками, подушками и сопками. Сентябрьскими днями коричневые белки попрошайничают среди желто-зеленой листвы в остывающих лучах осеннего солнца.

…Июнь, июль и, может быть, немного августа в сегодняшних парковых сумерках. Таинственное место, где витают души наших православных предков. Какие они красивые, эти люди из старой царской России! Благородные, мужественные, русские. Многие погибли на поле брани. Офицеры, казаки… И новомученики.

Когда большевики захватили Россию, начались расправы над русскими православными людьми. В 1918 году на Братском кладбище у храма Всех Святых представители «новой власти» проводили массовые казни.

Место у храмовой стены стало земным пределом Священномученика Иоанна Восторгова. Красные террористы расстреляли мужественного священника, великого человека и сбросили в вырытый ров. Святой кровью освящена эта прихрамовая земля.

Протоиерей Иоанн был ближайшим сподвижником Петра Аркадьевича Столыпина. Горячо поддерживал его реформы. Проповеди, обращенные к переселенцам в Сибирь и на Дальний Восток, сказанные отцом Иоанном в начале прошлого века, и сегодня вызывают невероятный подъем. До нас дошло пять томов собрания сочинений Иоанна Восторгова. Последним местом служения отца Иоанна был Покровский монастырь на Красной площади, где он являлся настоятелем…

Сегодня на месте убиения батюшки, прямо перед храмом, установлен большой крест…

…Вечерние краски июньского неба. Тускнеют блики на куполах. Приглушен гул с Ленинградки. Фонари в летней листве. Пустые скамейки парка и безлюдные улицы. Серая теплая ночь заволакивает уютные дворы. Рослые яблони, уже отцветшие и теперь поблекшие до августа. Через пару месяцев их красно-зеленые плоды будут падать на парковые тропинки. Тропинки среди могил, среди скромных холмов, с которых давно снесены кресты, и на которые положен городской асфальт. Тысячи русских людей. Их православные души здесь, в обезлюдевшем парке на Соколе. Стоят они пред Богом… Стоит у Престола Господнего наш русский Святой Иоанн Восторгов. И, может быть, молятся они о России, о том, чтобы выстоять ей в разгорающейся битве с «мировым большевизмом»…

…Ночь в Москве и на Соколе. Закрыты ворота Всехсвятского храма. Закрыта подземная дорога — метро. Почти стихла Ленинградка. Огни в высоких каменных домах. Огни фонарей. Отдаленные майские благоухания сирени и яблони. Даже в конце июня они доносятся из чудесной всехсвятской весны…

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.