Владыка Вениамин: Государство — это Икона Царствия Божьего на Земле

Выступление владыки Вениамина митрополита Владивостокского и Приморского на конференции «Российская государственность на Дальнем Востоке»

владыка вениаминВладивосток. Ноябрь 2012 год

Текст ранее не публиковался

Чтобы говорить о государственности на Дальнем Востоке нужно вообще, наверное, говорить о государстве, что оно есть, и для чего оно существует, и какое оно должно быть.

Государство необходимо для жизни человека на земном шаре. Это подтвердила история человечества. Человек был создан Богом для общности конечно, не для  того чтобы жить отдельно, как-то изолированно. «Не добро быть человеку одному, сотворим ему помощницу» — сказал Господь при творении Евы, матери всех живущих на Земле. Ну, и с того времени, когда человек покинул рай, люди объединялись в семейства, племена и, наконец, государства. Государство — это тоже своего рода такое братство духовное. Вот у меня свои дела, и у вас — свои частные дела, но всех нас объединяет какая-то идея общая и общее делание объединяет. А для того, чтобы осуществить общее делание, если оно великое и нужное, а оно великое и нужное, потому что мы собираемся ради ближних своих, — здесь интересы частные становятся на второй план, а интересы общие — на первый. И если они святые эти общие интересы, — святые они, потому что мы ради ближних живем своих, — мы должны отказываться от многих своих «я», от многих своих частных целей, ради цели общей. Отсюда и патриотизм, от любви к ближнему своему. Я думаю, что в основе государственности должно лежать христианское воззрение на мир и отношение человека к человеку.

Смотря по тому, как мы будем строить. Если мы строим на основе материализма, если его развить до крайности, то человек человеку – волк, мы все из зверей, из амебы, из обезьяны произошли, поэтому тут мы уж договариваемся как-то, потом этот договор можем нарушить и так далее.

А, если государство, эта общность, построено на вечных принципах, законах, которые даны Богом нашей сущности, нашему духу, то, конечно, друзья мои, и государство тогда, строясь на этих вечных принципах, — жизнеспособное. Оно проводит идеи Неба на Земле, поэтому государство, можно сказать, — это своего рода икона, икона Царствия Божия. Оно должно вот такое быть. Это не значит, что государство должно пользоваться формами церковными и все выполнять как в Церкви, нет, у него есть свои законы, свои атрибуты, свойства, силовые структуры и так далее. Оно действует по своим законам, но духом или душой всего этого тела государственного является Церковь. Появилось много форм в течение исторического процесса — форм государства, форм управления. Можно отметить такие формы государственного управления. Теократию сюда нельзя отнести, потому что теократия – самая высшая форма правления. Теократия – это форма богоправления, «теос» – Бог, а «кратос» — власть, когда Бог является Царем и Правителем земли. Вот так верующие христиане читают молитву Отче наш: «Отче наш, ты на Небе. Да будет Твое Царство на земле, как на Небе…», то есть Царство будет на Земле, как на Небе. Вот так мы молимся. О чем мы говорим? О том, чтобы Бог со своими законами, со всем своим устройством небесным идеальным, вечным Он был у нас Царем, а мы были у Него граждане, граждане Неба, живя на земле. Но эта теократия неосуществима до конца сейчас на земле, потому что слаб человек и он не может удержать эту форму теократии. Мы говорим: «Отче наш, да будет воля Твоя, как на Небе, так на Земле», значит Ты правь нами, Твоя воля – это наша воля и мы будем поступать по ней. Он говорит «не укради», «не прелюбы сотвори», «чти отца и матерь» в общем, все законы исполняй. А мы тут только произнесли эти молитвы, отвернулись назад «да будет воля Твоя», а сами творим свою волю, что хотим, то и делаем. А как же теократия может удержаться у нас здесь на земле. Конечно, эта форма правления идеальная, к этому и должно стремиться государство, все формы правления к этому должны стремиться. Если мы откроем книгу Апокалипсис, последнюю книгу Библии, то там Апокалипсис говорит, в страшных таких картинах он рисует финал истории, судьбу Церкви и всего мира. Эта судьба решается в борьбе, как Федор Михайлович Достоевский сказал: «Там в истории дьявол борется с Богом, а поле борьбы сердца человеческие». Апокалипсис как раз и показывает эту борьбу и победу добра над злом. Там в конце книги говориться, что когда из земли, из сердец человеческих будет изгнано последнее зло, тогда Бог будет всяческое во всех, это славянское выражение «всяческое во всех», то есть везде и повсюду будет присутствовать добро, любовь, смирение, кротость и так далее, и тогда наступит теократия. А пока что мы живем в истории земной, греховной, истории слабой, у нас другие формы правления. Одни приближаются к теократии, другие удаляются. Самая лучшая форма правления у нас на Земле, конечно, монархия. Друзья мои, она естественна. Дело в том, что теократия была у евреев, начиная от синайского законодательства, когда Бог вошел в союз с евреями, в союз с этим семенем Авраама. Вошел и Он сказал Моисею: скажи этому народу, сойди с горы (а Моисей поднялся на гору), скажи, что если будут исполнять Мою Волю и слушать меня во всем, то я буду их Царем, Я буду, а народ этот будет избранным народом, народом священным. Будет если исполнять, Я заключу с ними союз. Моисей сошел с горы и говорит евреям, вот такие условия. Те говорят: будем, будем мы слушать Господа и так далее. И в конце концов там, у Синая, был заключен союз, и в результате этого союза были даны десять заповедей. Вот если хотите, исполняйте их. Но, евреи не удержали теократию на земле и уже в период Судей. Последний судья был Самуил, очень духовный, он объединил евреев под флагом веры истинной в Бога. Когда он уже состарился, ему говорят евреи, собрались в Масифе, и говорят: старец мы тебя любим, но ты уже не можешь нами управлять, а дети твои взяточники, вот пошли не потому пути, берут взятки, поэтому избери нам царя, как у других народов, земного. И опечалился Самуил, ведь до этого царем был Бог у них, а он только посредник. И в молитве он печальный был. Господь ему сказал, ты что печалишься, не тебя же они отвергли, а меня. Но все равно снизойди к ним, снизойди, это слабый народ, снизойди и я тебе покажу юношу, которого ты должен помазать от имени Моего, помазать на царство, но только я делегирую, имей ввиду, делегирую ему власть свою, Божественную власть на земле и пусть этого помазанника слушает народ, как Меня. И вот там уж как они эту теократию соблюдали, не совсем идеально, но, тем не менее, эта теократия перешла, этот способ правления, византийским императорам, когда они приняли христианство. А потом эстафету передали в Россию. И у нас тоже помазанники были. И народ слушал, или должен был слушать царя, как Бога. Вся суть в том, что это от Бога данный Помазанник. Не за бутылку какую-то избрали его, как  такое бывало в 90-е годы, неправедными такими избраниями  избирали своих избранников, а по милости Божьей, вот в чем дело.

И когда мы стреляли в него, в Помазанника, мы стреляли в Бога. Казалось бы, ну убили Помазанника, достигли власти, а зачем храмы разрушать, зачем Церковь разрушать, зачем это безбожие страшное вводить? Это пафос богоборчества был, эта стрельба была в Бога. Вот какой смысл был, какая в России была судьба монархии. Ну а потом пошла коммунистическая, это мы все знаем, а потом и демократическая. Хотя Платон говорит, что идеала демократической власти на земле вообще не было.

Друзья мои, монархия после теократии является самой идеальной, ну пусть не идеальной, а самой приемлемой и, потом, естественной. Допустим в вашей семье, вы сели с детьми, у вас много детей за столом. Сидите: отец, мать. И дети говорят: ну, родители, мы сейчас начнем заниматься демократией в нашем доме. Так, мама, иди за хлебом, за продуктами, папа, иди картошку чисти или еще что-нибудь, а мы тут демократией будем заниматься. Да нет такого, естественного, нет, друзья мои. Отец — глава, мать – помощница, дети – послушницы, это естественное, это Богом установленное, так Господь создал нас. Безусловно, мы этого лишились. Конечно, мы законопослушные люди, законопослушные, я с этой кафедры не призываю на баррикады и устраивать теократию или какую-то монархию, нет, друзья мои. До монархии еще дорасти надо духовно. Дай нам царя, так мы его и расстреляем сейчас или еще что-нибудь сделаем, мы не выросли до царя. Это моя точка зрения, думаю, что и историческая тоже. Россия жила этой формой правления, и созидала, и была мощная и законопослушная. Какой смысл государства вообще? И цель его? Мне кажется, что государство должно быть, с точки зрения христианства, иконой Неба, иконой Царства Божия. То есть здесь на земле дело наше – творить дело Божие. Вот тогда, если государство будет настроено так, не хищнически, а строить дело Божие, а это значит на основах нравственного закона и евангельского закона, тогда, я думаю, что государство будет преуспевать и созидаться. А если каждый будет заниматься своим делом, мы сейчас говорим о дальневосточном укреплении государственности, если один будет, как это в басне Крылова: рак назад, щука в воду, а лебедь в небеса, небеса вроде, то дела не будет конечно. Государство это общее такое, семейное как бы, духовная своего рода общность такая с общими силами, общими законами и общими целями. Я думаю, что и устройство и забота наша о дальневосточном укреплении государства в этом ракурсе должна и осуществляться.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.