Николай Павленко: «История существования всех известных человеческих цивилизаций свидетельствует о том, что их гибель неизменно наступала вследствие духовно-нравственной развращенности»

Николай Павленко: «История существования всех известных человеческих цивилизаций свидетельствует о том, что их гибель неизменно наступала вследствие духовно-нравственной развращенности».

Для человечества с момента его возникновения всегда существовало два пути жизни. Первый — жить в гармонии со своим Творцом, в сотрудничестве и сотворчестве с Ним, что предполагало послушание Творцу и исполнение Его воли. Второй – путь опытного познания жизни «своим умом», путь своеволия и своенравия на котором человек в центре мира вместо Творца ставил самого себя со своими вожделениями. Первые люди с момента их сотворения вначале шли первым путем, пребывая в блаженстве полноты общения со своим любящим Творцом и получения от него всех необходимых жизненных благ. Встав на путь «познания добра и зла», наши прародители очень скоро в полной мере ощутили все горести своего нового бытия: лишения, болезни, тяжкий труд, страсти, порождающие беззаконие, мучительное старение и, наконец, смерть.

Некоторые люди еще в древние времена пытались, в меру сил и возможностей, вернуться на прежний путь, что удавалось только отчасти, вследствие поврежденности человеческой природы грехом, как тяжкой духовной болезнью, передающейся по наследству. Христос своим Воплощением и Воскресением даровал возможность  возвращения на первый путь, на котором открываются поистине неограниченные перспективы для людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним, о чем говорят Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь и, вообще, все Евангелие.

Христианские цивилизации новой эры – эры христианства — как показывает история последних двух тысячелетий, развивались успешно до тех пор, пока старались всеми силами держаться первого пути. Только следование евангельским заветам в личной и общественной жизни позволяло развивать свою культуру и повышать благосостояние.

Русская цивилизация сформировалась и окрепла именно благодаря принятию христианских духовно-нравственных ценностей и ориентиров, которые способствовали консолидации и солидарности всех народов, проживающих на территории России.

Наиболее кризисные моменты российской истории – разорение и состояние тяжкой зависимости от Золотой Орды в XIII-XIV века, смута начала XVII века и два трагических эпизода в начале и конце ХХ века (разрушительная кровавая революция 1917 года, поражение в «холодной войне» и распад СССР в 1991 году) — были тесно связаны с забвением евангельских ценностей и, как следствие, гражданской разобщенностью, противостоянием различных социальных групп и слоев населения.

Сегодня мы пожинаем плоды двух последних социальных «сломов» прошлого века. Помимо этого все больше ощущается влияние процессов глобальной секуляризации, стремительного тотального изменения сознания, в результате которого люди лишаются любых нравственных ценностных ориентиров, идет повсеместное смешение добра и зла: порок выдается за добродетель, а беззаконие за норму. При этом продолжается агрессивное навязывание примитивных мировоззренческих и поведенческих потребительских стереотипов.

История существования всех известных человеческих цивилизаций свидетельствует о том, что их гибель неизменно наступала вследствие духовно-нравственной развращенности. Сегодня в государственной политике принято основное внимание уделять материальным факторам: финансово-экономическое положение, направление развития политического процесса, состояние оборонно-промышленного комплекса и другим.

Пора осознать, что в условиях жесточайшего глобального геополитического противостояния на первое место выходят проблемы духовной безопасности, гражданской солидарности и национальной консолидации. Нужно вспомнить о том, что подателем всех необходимых нам жизненных благ является Творец мира, и, если мы хотим успешно и благополучно решить современные проблемы, которые, как представляется, все более приобретают непреодолимый характер, необходимо обратиться к Нему за помощью, так как то, что невозможно для людей, возможно для Бога (см.: Мф. 19:26; Мк. 10:27; Лк. 18:27). Но для этого нам самим необходимо быть готовыми и способными принять эту помощь.

Русская цивилизация в идейно-мировоззренческом отношении всегда держалась на ценностях Православия, и сейчас, когда мир как никогда близок к началу III Мировой войны, для тех, кто считает себя русским (отметим, что русский — понятие духовно-культурное), необходимо сплотиться вокруг Христа и Его Церкви, ибо противостоять «духам злобы поднебесным» (Еф. 6, 12) и людям — исполнителям их воли — можно только в том случае, если мы снова, как и в прошлые века, ощутим себя единым, прежде всего, духовным организмом. Для этого необходимо реальное деятельное участие в жизни Церкви – пребывание во Христе через исполнение его заповедей и Причастие Его Святых Тайн.

Господь говорит в Нагорной проповеди: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6, 31-34). Удивительно простые, но чрезвычайно важные и всегда актуальные слова, которые мы забываем. Сегодня всем нам надо вспомнить и актуализировать их в своей жизни, чтобы обрести помощь от Бога в нынешних сложнейших жизненных обстоятельствах и спасение для вечной жизни.

Павленко Н.Ю.

Запись опубликована в рубрике Образ нашего берега. Добавьте в закладки постоянную ссылку.