Каким будет мир через 20 лет? Казалось бы, это вопрос из разряда праздных и может быть адресован разве что немногочисленным футурологам, каждый из которых нарисует свою картину для России и мира. И, разумеется, как тут не пошутить к месту, что раз сами такие вопросы ставятся на повестку дня, то уж 21 декабря никакого «конца света» уж точно не случится?..
Но эксперты из американского Национального совета по разведке в опубликованном им только что докладе «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры» шутить не склонны и дают прогнозы, основываясь на реалиях сегодняшнего дня, или, как это ныне модно говорить, учитывая тренды.
Надо также отметить, что сам по себе доклад с конструированием будущей картины мира готовится данным аналитическим отделением Управления директора национальной разведки США каждые четыре года и является отражением точки зрения 16 американских разведслужб. Тезисы доклада внимательно изучаются администрацией Белого дома и ложатся в основу стратегических разработок на дальнюю перспективу. При этом представители Национального совета по разведке уже не раз подчеркивали в комментариях СМИ, что данная работа не есть обычный прогноз. Главную миссию докладчики видят в том, чтобы спровоцировать в высших властных кулуарах дискуссию.
В данном случае поводом к дискуссии должны, очевидно, стать перечисленные четыре «мегатренда», по которым будет развиваться мир, население которого к 2030 году достигнет 8,3 млрд душ. Итак, миру предстоит пережить рост влияния индивидуумов, усиление многополярности, значительные демографические сдвиги и рост спроса на еду, воду и энергию. Об этом нам сообщает, ссылаясь на данный доклад, блог политических новостей Yahoo News.
Очевидно, данные тенденции не обойдут стороной и Россию, чье будущее американские внешнеполитические эксперты рисуют в весьма мрачных красках, опять же опираясь на настоящее. Согласно их докладу «Россия по-прежнему находится в сильной зависимости от добычи полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. Если Россия не сумеет создать более диверсифицированную экономику и более либеральное внутригосударственное устройство, то она может стать возросшей угрозой для региональной и глобальной безопасности». Насчет угрозы – тут следует, очевидно, сделать поправку на понимание таковой Вашингтоном, но в том, что зависимость от экспорта нефти и газа будет с нами и к 2030 году, сомневаться, увы, не приходится. Во всяком случае, пока иное рисуется разве что в воображении первых лиц страны. Есть ли вообще такая сила, способная раз и навсегда разочаровать наши элиты в экспорте энергоресурсов?
Американцы также предрекли России сокращение населения к 2030 году до 130 млн человек. Наверное, не ознакомились вовремя с докладом Минтруда, который зафиксировал чистый прирост населения за 2012 год, или просто больше доверились своей разведке. Впрочем, по части будущей демографической картины в России прогноз разведчиков пошел дальше банальных цифр. «Главным демографическим вызовом для России вполне может стать интеграция быстро растущего мусульманского населения страны перед лицом сокращения русской доли населения», – подчеркивают авторы доклада, указывая попутно, что если сейчас доля мусульман в России составляет порядка 14%, то к 2030 году она вырастет до 19%.
Как будут выстраиваться отношения России с США и миром? Докладчики видят три сценария: либо Россия станет полноправным партнером Запада, исходя при этом из прагматических соображений, либо вступит в противоречивые, а то и конфликтные отношения с другими державами, либо станет страной, «доставляющей серьезные неприятности».
Доклад американских экспертов о будущем мира и России в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ Валерий Коровин:
– Человечество сегодня вышло из эпохи модерна и вступило в эпоху постмодерна, где доминирует такая модель формирования окружающей действительности, как постпозитивизм. Смысл его в том, что концепты, проекты и идеи предопределяют, то есть формируют реальность, и, таким образом, можно сложить мир с помощью разработки и навязывания определенных постпозитивистских концептов, что сегодня активно и используют Соединенные Штаты Америки.
То есть они, по сути, осуществляют достижение некоей мировоззренческой парадигмальной гегемонии путем формирования концептов, которые навязывают мировому сообществу, делают их медийным достоянием, выводят на уровень экспертного обсуждения и, таким образом, предопределяют наступление и складывание тех сценариев, которые сами и описывают. Этот постпозитивистский подход описан у многих современных авторов-постмодернистов – философов и концептуалистов. И, собственно, он сегодня является неким достоянием глобальной интеллектуальной элиты, концентрированной на глобальном Западе, и занимается собственно обоснованием и доминацией западного либерального (даже постлиберального) мировоззрения в глобальном масштабе.
Таким образом, американцы, ведя речь в своем докладе о трех сценариях, их же и предопределяют, навязывают на уровне дискурса. Они делают их само собой разумеющимися сценариями развития России. Если начать говорить об этих сценариях, обсуждать их всерьез, то многие авторы современной мировой политики России начнут их учитывать не только в своих теоретических разработках, но и при принятии определенных решений. И когда эти решения будут реализовываться, это, в свою очередь, начнет создавать предпосылки для реализации сценариев полностью.
То есть, по сути, американцы не оставляют нам никакой иной альтернативы, кроме предопределенной их собственными сценариями, предусматривающими либо включение России в глобальный западный проект на правах вассала, реализующего волю своего атлантического сюзерена, либо вечное пребывание в конфликте. Нам указывают варианты: либо Россия будет с Америкой, либо она окажется страной-изгоем и будет конфликтовать со всеми. Такой предлагаемый расклад эмоционально подталкивает российские элиты к принятию такой вот навязчивой дружбы со стороны США, со всеми вытекающими отсюда навязанными ими моделями и подчинения их геополитической и цивилизационной логике.
– Быть может, американцы, составляя для России пессимистические прогнозы, тем самым успокаивают прежде всего себя? Мол, что бояться этого монстра, если конец его близок…
– Дело в том, что американские элиты мыслят как раз стратегически, глобально и видят мир целиком: вся картина мировых процессов находится у них перед глазами. Поэтому они могут осуществлять долгосрочное стратегическое планирование на 20, 50 или 100 лет вперед, имея при этом и собственное представление, как нужно формировать будущее человечества. В отличие от них, российские элиты мыслят скорее короткими тактическими интервалами, не представляя себе, что творится за пределами газопроводного пространства, действуют реактивно, отвечая лишь на самые агрессивные вызовы и уколы извне, игнорируя при этом тихие стратегические подвижки и трансформации мировой геополитической реальности в целом.
Поэтому скорее это российские элиты занимаются нынче самоуспокоением, повторяя, что американцы не ведают, что творят, что они пытаются выдавать желаемое за действительное. Но, как раз наоборот, именно американцы формируют реальность, в которой предстоит жить в том числе и нам, а наши элиты лишь вяло отбрехиваются и пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре. И, конечно, если продолжать действовать таким же образом и дальше, то все развалится само собой, Россия станет страной-изгоем, нынешние элиты будут сметены, а новые добровольно включатся в глобальные американские проекты. И тогда-то, собственно, как раз реализуются те самые сценарии, о которых пишут американцы.