Русский Златоуст

Русский Златоуст

«Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток», — говорил отец Иоанн Восторгов.

Его вдохновенное слово всегда воспевало Христа и дела христианские. Этого ослепительного света боится враг, пытаясь скрыться или погасить горящее пламя Правды и Истины.

Священномученик Иоанн Восторгов — сам был горящим пламенем Правды. Он светил многим-многим душам, идущим ко спасению. Его знала вся Россия — от Кавказа до Тихого океана.

Это яркое неземное пламя светит нам сегодня. Светит в небе и над волнами Океана Великого, над Россией и во всей Вселенной. Светит святостью и чистым словом, наполненным любовью к Богу и родному Отечеству, сердечным знанием вечной России, устремленной к своему Востоку небесному и земному.

Исполнилось сто лет со дня кончины священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Отец Иоанн был расстрелян богоборцами 5 сентября (н.с.) в 1918 году у стены храма Всех Святых на Соколе в Москве. С великим мужеством встретил он смерть, первым шагнув навстречу палачам. Сейчас перед храмом высокий поклонный Крест. В память о протоиерее Иоанне Восторгове и тех, кто был убит вместе с ним. Внизу, за церковной оградой — большой парк. Это старое Братское кладбище на Соколе. Часовни, кресты и могилы. Здесь покоятся тысячи погибших во время Первой мировой войны. Юнкера, казаки, солдаты, офицеры…

Желтая кленовая листва, уже прохладный воздух московского сентября. Москва, «восторговская» Москва… Белокаменная столица — здесь на Красной Площади звучали пламенные проповеди выдающегося русского священника и миссионера Иоанна Восторгова. Здесь он служил в последние годы своей сияющей жизни…
Родился отец Иоанн в священнической семье в 1867 году. В год, когда Россия осталась без Аляски, продав эту богатую землю своим вечным врагам и завистникам. Однако в эти же 1860-е годы Отечество наше прирастает плодородными приамурскими и приморскими просторами. Строятся новые русские города на берегах Амура и Тихого океана. Растет морская крепость Владивосток, где после Русско-японской войны предстоит побывать протоиерею Иоанну Восторгову. Во Владивостоке в Успенском соборе выдающийся русский проповедник и миссионер произнесет пророческие и вдохновляющие слова: «Стойте здесь на грани России пред лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте пред лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови, и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока… Тогда исполнится мировое призвание России и та глубокая идея русской Христианской государственности, которая заключена в Священнодействии Коронования Царя на Царство». Эти слова будут звучать как завет. Эти слова будут ободрять и вселять дух христианского мужества и осознания величия Руси, ее исторического призвания и великой роли крепости Владивосток в судьбе нашего Отечества.

…Пути Господни неисповедимы. Будущий священномученик Иоанн появился на свет в предгорьях Кавказа, в станице Кавказская, которая была заложена как крепость еще самим Суворовым в Азово-Моздокской линии оборонительных укреплений. Через год семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую, ныне город Ново-Александровск на Ставрополье. Рос среди широких кубанских и ставропольских просторов, созерцая вдали очертания высоких гор. Подростком был определен в Ставропольскую духовную семинарию. Окончил ее в 1887 году по 1-му разряду.

Став священником, отец Иоанн трудился также законоучителем в Ставропольской мужской гимназии. В дальнейшем все его служение было тесно связано с учительством и заботой об устройстве церковно-приходских школ.

В двадцать лет он окончил семинарию, еще семь лет служил на Ставрополье. После — двенадцать лет на Кавказе, в Азербайджане и Грузии, отправлялся в командировку в Персию для составления обзора дел в Российской духовной миссии в Урмии. В Персии миссионерствовал среди несториан, благодаря чему даже несколько несторианских епископов присоединились к Православной Церкви.

В Тифлисе отца Иоанна назначили окружным Наблюдателем школ церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского Экзархата. Он много потрудился на ниве церковного просвещения и образования.
На Кавказе священник Иоанн Восторгов приобрел выдающийся опыт миссионерской работы, проповеди среди сектантов и инородцев, обустройства церковно-приходских школ в сектантских районах, миссионерства в сложных условиях, среди разных религий и народов.

Весь кавказский период служения Иоанна Восторгова сейчас воспринимается как преддверие расцвета его миссионерской деятельности на всероссийском поприще.

В 1906 году, накануне своего 42-летия, Указом Святейшего Синода отец Иоанн назначается на должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. В Москву отца Иоанна пригласил будущий священномученик, митрополит Владимир (Богоявленский). Они были хорошо знакомы еще по Грузии, где владыка Владимир служил архиепископом Карталинским и Кахетинским.

Из Москвы протоиерей Иоанн по поручениям Синода много ездит по стране, знакомится с состоянием церковных школ и миссионерского дела, проповедует, пишет и издает просветительские работы. Входит в состав Совета Всероссийского Миссионерского общества. Участвует в организации Миссионерского съезда в Киеве. Основывает миссионерские курсы. Такие курсы были созданы даже в Иркутске, Хабаровске. Проводит миссионерские съезды, распространяет просветительские труды.

Глубокое впечатление в сердце священномученика Иоанна Восторгова оставило тогда знакомство со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Кронштадтский пастырь называл Иоанна Восторгова «дивным человеком, обладающим необыкновенным красноречием», говорил: «это Златоуст», «он может великую пользу принести России». И, несомненно, слова святого Иоанна Кронштадтского были пророческими. По сей день священномученик Иоанн Восторгов приносит великую пользу России. Своим небесным покровительством и своим «златоустовским» Словом.

В московский период жизни протоиерея Иоанна Восторгова готовятся к изданию его просветительские труды. Собрание сочинений выдающегося русского миссионера было издано еще при его жизни. И теперь пять томов вдохновенных мыслей, проповедей, богословских текстов доступны сегодняшним поколениям.

Для нас, живущих у восточных пределов России, труды священномученика Иоанна Восторгова имеют особое и даже великое значение. Мы читаем его проповеди и осознаем истинное призвание Руси, с которым она шла на восток, к Океану Великому.

«Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток», — говорил отец Иоанн, совершивший две тяжелых и плодотворных поездки на восток. В 1909 году проехал Китай, Корею, Японию. Проповедовал там, крестил язычников. В своем дневнике писал тогда: «Проехал Китай и Японию, посетил Сеул, Чемульпо, а оттуда прорезал всю Корею к северу с большими неудобствами и лишениями через реку Ялу и горы Манчжурии, мимо знаменитого Тюренчена. Посетил всюду могилы русских воинов, совершил везде панихиды».

Ездил на восток отец Иоанн по просьбе самого Государя Николая Александровича. Иоанн Восторгов — преданный Богу и Царю подвижник, истинный монархист. Очень радел об укреплении самодержавной монархии. В Москве даже несколько лет возглавлял монархическое движение.

В последние годы жизни в Москве служил настоятелем Храма Покрова на Рву, который часто именуют Собором Василия Блаженного. Его проповеди в послереволюционные дни смело обличали новую богоборческую власть, обличали самих богоборцев. Видимо, отец Иоанн сердцем знал, что эти проповеди приближают его мученический венец. Говорили, он будто что-то решил для себя и уже без всякого страха обличал тех, кто разрушал Церковь и монархию. Его вдохновенное слово всегда воспевало Христа и дела христианские. Этого ослепительного света боится враг, пытаясь скрыться или погасить горящее пламя Правды и Истины.

Священномученик Иоанн Восторгов — сам был горящим пламенем Правды. Он светил многим-многим душам, идущим ко спасению. Его знала вся Россия — от Кавказа до Тихого океана.

Это яркое неземное пламя светит нам сегодня. Светит в небе и над волнами Океана Великого, над Россией и во всей Вселенной. Светит святостью и чистым словом, наполненным любовью к Богу и родному Отечеству, сердечным знанием вечной России, устремленной к своему Востоку небесному и земному.

…Сейчас дни памяти священномученика Иоанна Восторгова. На востоке России сентябрь в свежем дыхании океана. Сопки зеленой каймой в чистом осеннем небе. Небо над Океаном вдохновенное, восторженное. Зеленые кедры, желтеющий маньчжурский орех, клены, окропленные красной акварелью. Запах далеких костров, грибов и хвои. Запах соленого ветра. Запах осенней радости и тайги у Океана Великого. Благоухания родной земли. Благоухания Родины. Ароматы Святой Руси у волн Тихого океана.

Здесь было пустынно. Таежная пустынь, редко слышавшая человеческую речь. Редкие люди бывали здесь. Ни домов, ни дорог… Тысячи километров глухая тайга, речные долины, скалистые океанские берега в крупных перламутровых брызгах мощного прибоя. Наши крестьяне, солдаты, казаки, промышленники, чиновники, священники шли на восток. Часто в их подвиге мы видим служебный долг, или стремление уйти от каких-то повинностей, обрести побольше земли, разбогатеть, начать новую жизнь. Все это было, судя по архивам, воспоминаниям, книгам. Но больше всего было то, что, наверное, не осознавали те, кто покорял Сибирь.

Вдохновенно и ярко сказал, для чего идут русские люди на восток, священномученик Иоанн Восторгов в своем «Добром слове переселенцу»: «Идут они от тесноты земельной, от бедности, ради дел житейских; как будто и они творят свою волю, потому что переселяются добровольно: а Бог чрез них сотворит Свою святую волю, сделает их проповедниками истинной веры христианской. Конечно, это не значит, что русские переселенцы будут заниматься проповедью Евангелия; для этого дела нужно особое призвание, особые способности и знания. Но они придвинутся своими поселениями к язычникам, живущим во множестве в Сибири; они станут жить близко, около языческих соседних с Россией царств, и самым делом, — устройством храмов, богослужением, христианской жизнью, всем своим бытом ознакомят неверных с нашею святою верою; они, наконец, поселяясь здесь, облегчат и проповедникам веры найти доступ к язычникам. Так, вы видите, что Россия имеет особое, как бы апостольское, призвание на Восток — нести славу Креста Господня, давать счастье веры, свет и спасение Евангелия для языческих многочисленных племён. Переселенцы же русские в Сибири и на Дальнем Востоке незаметно для себя способствуют России исполнению этого великого, святого Божьего призвания».

Это к нам, уже не переселенцам, а укорененным в Сибири и на Дальнем Востоке русским людям обращается священномученик Иоанн. Это нас призывает он сегодня способствовать России в исполнении «великого, святого Божьего призвания». Апостольского призвания России на Восток.

…Столетие со дня убиения священномученика Иоанна Восторгова. Священные Восторговские дни на берегу Океана Великого, во Владивостоке и на Ставрополье, в Москве и Санкт-Петербурге, по всей Руси Великой… Молится благодарная Россия Русскому Златоусту, великому подвижнику и миссионеру Иоанну Восторгову. Молится в покаянии о духовном пробуждении Руси и всего народа русского. Молится о том, чтобы вспомнила Русь свое великое призвание в истории человеческой. Апостольское призвание России.

Ведь, как говорил сам священномученик Иоанн: «Народ русский есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, — призвание сохранить и распространить святую истину православия».

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»

Русь державная

Запись опубликована в рубрике Великий путь России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.