Митрополит Вениамин (Пушкарь): Слава Триединому Богу, явившемуся на Иордане!

СЛОВО

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВЕНИАМИНА

МИТРОПОЛИТА ВЛАДИВОСТОКСКОГО И ПРИМОРСКОГО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Всечестные отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас с Крещением Господнем! С Богоявлением!

Когда-то этот праздник отмечался вместе с Рождеством Христовым. Ведь это два праздника Богоявления.

По Рождестве Своем Бог явился во плоти. «И Слово стало плотью».

Крещение Господне – это тоже Богоявление, но уже всей Святой Троицы во всей полноте.

До тридцати лет Господь жил в Назарете со Своей Пречистой Матерью Девой Марией и праведным Иосифом. Он становился юношей, взрослым человеком… Он выучился ремеслу у Иосифа и, когда тот умер, кормил Мать трудами Своих рук, работая также как работают и поныне плотники Назарета. Только уходя из города на цветущие лилиями холмы, оставался Он наедине с Отцом Небесным, ожидая знака, который призовет Его на служение людям. И знак был дан.

То было необычайное время. Атмосфера ожидания приближающихся великих событий была раскалена до предела. Жажда очищения, обновления, всеобщего духовного и общественного переустройства была у всех народов. Но особо сильно было ожидание Мессии в еврейском народе. «Не ты ли мессия?» — вопрошали люди у каждого, чей глас возвышался над толпой.

Тогда Римом правил Тиберий. В Иерусалим прибыл очередной наместник – Понтий Пилат, а первосвященниками были Иосиф Каиафа и Анна.

И вот в это время на зеленых берегах Иордана раздался голос последнего ветхозаветного пророка Иоанна Крестителя. Он призывал людей к очищению сердец, к покаянию. Пророк Иоанн говорил о скором наступлении Царства Божия. О том, что это Царство духовное, Царство любви, добра, милосердия и правды. И если не очистишься, не покаешься – не войдешь в Царство Небесное. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!»

И вот на берегах Иордана появился Иисус из Назарета. Он был в простой одежде галилейского плотника. Не выделяясь среди других, смиренно Он вошел в воду, чтобы принять крещение от Иоанна. И тут все были поражены. Великий пророк, обращаясь к Иисусу Назарянину, сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Оставь теперь, — ответил ему Христос, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И последний пророк Ветхого Завета простер руку над Основателем Нового Завета.

Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Его мессианского служения. Когда Иисус с молитвой на устах выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь» с распростертыми крыльями и осенял Христа. В это же время Иоанн Креститель услышал голос Отца Небесного, свидетельствующего о Христе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Нужно ли было Христу креститься, нужно ли было очищаться? Не нужно. Для Иисуса Христа крещение в водах Иордана не было символом очищения, как для всех ветхозаветных людей, ибо Христос был безгрешен. Но это было Божественное свидетельство о Его совершенной чистоте, святости и Богосыновстве.

Воды Иордана были пропитаны грехом. Со времени грехопадения все стихии мира были пронизаны грехом человечества. Погружаясь в стихию, Христос освятил воды иорданские. Благодать Духа Святого коснулась водных струй. В момент крещения Иисуса Христа Триипостасный Бог явился людям: Сын Божий крестился, Дух Святой Нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне.

Это было первое откровение Триединого Божества миру. Отныне Сын Человеческий начинает Свое служение людям.

Отныне те грехи людей, которые Иоанн Креститель омывал в «струях Иорданских», Христос берет на Себя, чтобы через крестные страдания спасти человеческий род от вечной смерти и примирить его с Отцом Небесным. Служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит от греха многих.

Вот о чем говорит нам этот день Крещения Господня. И поныне, когда Дух Святой касается простой воды, освящаемой в храме, вода очищается и превращается в святыню, в великую Агиасму. И весь год с благоговением мы принимаем эту воду, пронизанную благодатью Духа Святого. Принимаем ради очищения, оздоровления своей души и тела, освящения своих жилищ. И когда батюшка в храме кропит нас святой водой, мы знаем, что эти благодатные капли, льются в вечность.

Дорогие братья и сестры, прославим Господа, Который смиренно вошел в воды Иордана, освятил их, взял на Себя наши грехи, чтобы потом, просветив нас Светом Евангелия, понести эти грехи на жертвенник Божественной любви, ради нашего спасения.

Слава Триединому Богу, явившемуся на Иордане!

Аминь.

С любовью во Христе

+митрополит Вениамин

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.