Владислава Романова. Торжество Пресвятой Богородицы

В январском номере газеты «Русь Державная» за 2018 год вышла статья Владиславы Николаевны Романовой «Торжество Пресвятой Богородицы». Материал посвящен чудесному событию — Второму обретению Порт-Артурской иконы Божией Матери и ее прибытию во Владивосток. Эти радостные события произошли двадцать лет назад.

Напоминаем нашим читателям, что первый выпуск газеты «Русь Державная» за 2018 год жители Дальней России через неделю смогут получить бесплатно в иконных лавках храмов Владивостока и Уссурийска.

Во Владивостоке: Покровский собор, Никольский собор, Свято-Серафимовский монастырь на Русском острове, храм Порт-Артурской иконы Божией Матери на Гамарника, храм Кирилла и Мефодия и православная гимназия на Бородинской.

В Уссурийске: в Покровском храме, в Свято-Серафимовском храме.

В селе Алексеевка по трассе Владивосток — Уссурийск: в храме преподобного Тихона Калужского.

В поселке Вольно-Надеждинском: в храме святого Благоверного Князя Александра Невского.

+ + +

ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЫ

В 2007 году, в патриаршество Святейшего Алексия II, было установлено всероссийское празднование чудотворной иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы Порт-Артурская». К этому времени икона была известна не только во всех уголках России, но и во многих странах мира как заступница православных и предводительница боголюбивого воинства. Праздник этой иконы установлен 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) – в день древнего праздника перенесения Спаса Нерукотворного из Эдессы в Константинополь.

В 1998 году 17 февраля чудотворная икона после многих десятилетий ее безвестной утраты была дивным образом обретена в Иерусалиме приморскими священниками, случайно зашедшими в антикварную лавку недалеко от Лифостротона. В лавке они увидели икону, как будто специально дожидавшуюся их. После улаживания всех проблем в связи с вывозом святыни, Порт-Артурская икона была торжественно принесена во Владивосток.

Так, в период духовного возрождения и восстановления Церкви после эпохи богоборчества, Россия вновь обрела любимую икону – заступницу российских пределов на границах с языческим азиатским миром. Как-то один из приморских священников сказал, что в 1998 году Богородица вернулась Своей иконой во Владивосток и Приморье по той причине, что здесь жили и молились люди, которые сильно любили Ее. И на Богородичные праздники надо особо благодарить Матерь Божию за это чудо.

Наш владыка Вениамин в своих проповедях говорит о любви Божией, что она непреходяща, «не так, как у людей – сегодня любим, а завтра предаем и отрекаемся – Господь любит нас всегда». И Он, возлюбив русский народ и Дальнероссийские пределы, послал в начале ХХ века сюда Свою святыню – «Порт-Артурский образ Богородицы». Эту святыню полюбили поколения людей, живших сто лет назад. Многие из них положили душу свою за Веру, Царя и Отечество и пали героями на фронтах русско-японской войны. Наверное, и в память о них, по их молитвам и молитвам их родных, Господь вернул в Дальнероссийские пределы чудотворный образ Своей Матери как символ Его непреходящей любви к нам.

…Владивосток. Покровский кафедральный собор. Литургия завершена. Полдень солнечного божьего дня. Запах ладана, мирный свет лампад и безмолвие в высоком и величественном пространстве собора. Иностранные туристы из Азии – китайцы, корейцы, японцы, зашедшие в православный храм – в молчании останавливаются перед прекрасной живописной иконой Богородицы в Покровском кафедральном соборе. Их удивляет эта большая икона в высокохудожественном окладе из орехового дерева со сканью и флорентийской мозаикой. Они видят загадочное для их азиатской души изображение Девы с воздетыми в молитве руками и платом с Нерукотворным образом Спасителя, которое заставляет их своей кроткой и тихой силой помолчать и задуматься. На иконе – привычные им тихоокеанские пейзажи, скалистые сопки и море, ясное океанское небо, полное солнца, и невиданная Прекрасная Дева. С утонченным ликом редкого овала и крупными ясными глазами. В этом лике есть то, чего не заметят европейцы, но увидят азиаты. Такие черты воплощают в азиатском мире эталон красоты и редкую аристократичность.

В руках Девы плат с ликом Бога, вочеловечившегося и пришедшего на землю спасти всех людей. И их, азиатов, тоже Он пришел спасти. Под ногами Девы сломленные восточные мечи. Чем отзывается в азиатских душах этот древний отблеск Византии? Икона-оранта, молитвенница, и Нерукотворный Спас, воспринимаемый в Византии императорами и Церковью подобно скрижалям Завета, предварявшим еврейские войска в битвах с языческим миром.

Эту икону еще называют «Дальнероссийскою Вратарницей», именно Она встречает азиатских гостей (друзей и недругов) в христианском городе-крепости на грани с Азией. И указывает на сломленные мечи под Ее ногами.
Эта икона символически отражает всю суть истории Христианской цивилизации. Все века человеческой истории идет битва добра и зла. Веками христианские императоры и князья выступали в битвах на супротивных – со стягами, на которых изображены Нерукотворный Спас и Крест. И всегда «Взбранная воевода», святые и все воинство небесное были на стороне христианского народа. Вот она, суть Православной России и источник ее силы – на стороне Христианских народов Сам Бог.

До революции эта икона, еще не будучи признанной Святейшим Синодом, сразу стала широко почитаться в России. Православные империи знали историю явления Богородицы старому севастопольскому матросу за два месяца до начала русско-японской войны. Икона стала одним из знамений воодушевления и морального подъема русского общества в период тяжелой войны с японцами.

Обе российские императрицы – вдовствующая Мария Федоровна и Александра Федоровна – проявляли попечение об этой иконе. Сам Государь в некоторых случаях отдавал на фронт распоряжения, связанные с иконой. Все серьезные перемещения ее происходили с ведома императорской фамилии и согласовывались непосредственно с Марией Федоровной через телеграф.

После окончания русско-японской войны им лично докладывали о судьбе иконы и причинах неуспеха доставки ее в осажденный Порт-Артур. Кроме того, высказывания любимого русского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского для многих были свидетельством, что через эту икону Матерь Божия проявляла особое попечение о России.

Духовное значение Дальнего Востока как будто предчувствовалось задолго до войны. Ведь еще за несколько лет до осады Порт-Артура в эти края были направлены святыни с Афона. В том числе и в тихоокеанскую крепость Порт-Артур.

Загадочной была сама русско-японская война, проходившая в условиях внутренних измен, предательств и бунтов. Поражение русского воинства языческим народом, в культурном и военном отношении гораздо низшим, было невероятным. По наблюдениям духовных лиц отсутствие Божьего благословения во многих сражениях этой войны было бесспорно.

Глава православной миссии в Корее архимандрит Павел (Ивановский) писал, что в русско-японскую войну было много «странных случайностей», которые вели к неудачам русского войска. Эти случайности он связывал с «карающей десницей Божией»: «под Мукденом в лицо русским войскам несся страшный ветер с тучами пыли и помогал японцам, а в Цусимском проливе в глаза нашей эскадры светило солнце и мешало правильной стрельбе. А сколько еще наберется роковых «случайностей», непонятных упущений, недосмотров! Какая ужасающая непрерывная цепь ударов, поражений, без радостного просвета, без утешительных удач!..»

Да и сама Божия Матерь, по оценкам очевидцев, иконой своей Порт-Артурской, находясь всего в 30-ти часах плавания от героической крепости, «не захотела идти в Порт-Артур» за несколько дней до сдачи крепости японцам. Все время на море был противоположный ветер.

6 мая 1905 года архимандрит Павел (Ивановский) писал: «Вся история иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», поучительная для наших дней, подала нам всем весьма очевидное и знаменательное вразумление. Она явилась испытанием нашей общей веры, а не отдельных лиц, и самое происхождение ее в Киеве так же необычайно, как и тот урок, который преподан нам с такою силою у Порт-Артура».

История этой иконы признается трагической из-за сопротивления холодных сердец членов Святейшего Синода признать доводы горячей сердечной веры простого народа и открыть путь к широкому почитанию иконы. Эта икона, признававшаяся в 1904-1907 годах Синодом лишь «картиною», вопреки желанию простых богомольцев и верующих снять копии, находилась под запретом копирования из-за ее неканоничности – разделения Святой Троицы. И по причине обнаруженного Синодом несоответствия правде надписи о жертвовавших на ее изготовление 10 000 киевских богомольцах. О недостоверности этой надписи сообщило Синоду киевское священноначалие.

Но верующие, лично соприкасавшиеся с иконой, созданной в 1904 году, по описанию моряка-севастопольца известным киевским иконописцем П.Ф. Штрондой, не взявшим за свой труд платы, были однозначно уверены в ее благодатности и чудотворности.

В их числе – много порадевший о доставке иконы в Порт-Артур чиновник Николай Николаевич Федоров, который свидетельствовал Синоду в своих записках, что в период, когда он сопровождал икону (из Владивостока в порт Чифу в декабре 1904 – январе 1905 годов), у него, больного человека, появлялись сверхъестественные силы и здоровье для выполнения миссии по доставке Образа в Порт-Артур. Нигде он не встречал затруднений, и обстоятельства ему благоприятствовали. Он же отмечал, что икона, пребывая в нескольких часах плавания из Чифу до Порт-Артура, «не пожелала туда отправиться», так как все время погода и ветер не благоприятствовали и доставка иконы затягивалась – до роковой сдачи Порт-Артура.
Помимо этого, икона сразу явила свою помощь русскому воинству.

После падения Порт-Артура следующим объектом нападения японцев должен был стать Владивосток. По общим ожиданиям, в Порт-Артуре решалась участь Владивостока. Потому во Владивосток была возвращена эта чудотворная икона.

Авторы книги «Отвергнутая победа» приводят факт, что с прибытием иконы во Владивосток 9 мая 1904 года совпали военные успехи русских – на четвертый месяц войны. Тогда произошла гибель сразу нескольких японских военных судов.

Правда, во Владивостоке икона была выставлена для поклонения только в начале августа 1904 года, но прибыла туда еще в начале мая и находилась у командующего Тихоокеанским флотом адмирала Н.И. Скрыдлова, который не счел возможным доставить ее в Порт-Артур!

Сегодня известно, что в 1905 году чудотворная икона Божией Матери «Порт-Артурская», предназначенная для морской крепости, вернулась во Владивосток из ставки главнокомандующего А.Н.Куропаткина, где пробыла четыре месяца после сдачи Порт-Артура. Возвращению иконы предшествовала переписка владыки Владивостокского Евсевия с главным полковым священником протоиереем Сергием Голубевым о нахождении иконы.

Из ставки главнокомандующего икона вернулась во Владивосток 26 мая 1905 года. Ее встретили на железнодорожном вокзале. Сопровождал ее протоиерей Сергий Голубев. В Успенском кафедральном соборе отслужил литургию епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий.

По мнению духовных лиц, сопровождавших это принесение иконы, «Порт-Артурская» была более необходима во Владивостоке, чем в ставке. «…Во Владивостоке не поставили сего светильника «под спудом, но на свещнице», а потому доступного всем и каждому», – отмечал глава корейской миссии архимандрит Павел.

Чудотворный образ Божией Матери встретил особенное почитание в этом городе, с него делалось, и без разрешения Синода, множество копий, и празднование иконе осуществлялось 16 августа по старому стилю.
Считается, что в октябре 1905 года, в период кровопролитных бунтов низших чинов армии и флота во Владивостоке, недовольных тем, что их не отправили домой после завершения войны, икона спасла Владивосток. В городе были устроены бунтовщиками пожары и грабежи. С чудотворной иконой был осуществлен крестный ход в горящую часть города. На следующий день был молебен на площади и панихида по убитым. Произошло примирение.

Позднее икона пропала, хотя Дальняя Россия дольше всех сохраняла порядки Российской империи. В 1938 году был взорван Успенский собор, в котором находилась икона. В каком году она исчезла, пока точно неизвестно.

Но известно, что обретенная приморскими клириками в 1998 году в Иерусалиме икона попала туда, предположительно, через русских эмигрантов из Гонконга. И 6 мая 1998 года она торжественно была встречена верующими в кафедральном Свято-Никольском соборе Владивостока. Владыка Вениамин, тогда епископ Владивостокский и Приморский, сказал в своем слове: «Возвращение этой иконы в наше время, безусловно, имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста».

Сегодня эта икона – символ необоримой Христовой Церкви, духовный символ Православной России, над которой простирается Покров Божией Матери и возносится молитва от Балтики и Кавказа до Тихого океана. И в то же время, это молитвенный памятник павшим русским героям, православным воинам и морякам, которые остались лежать в чужой азиатской земле, освящая ее своим христианским подвигом. Во многих городах России построены храмы в честь этого любимого русским народом образа Богородицы. Перед Пресвятой Девой, держащей в руках главный духовный и воинский стяг христианского мира – плат с Нерукотворенным Образом Спасителя – молятся христолюбивые русские Армия и Флот.

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ. №1. 2018.

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.