Светлана Кузнецова. О Марии Шестовой — бабушке первого русского Царя из Дома Романовых

Мария Шестова

3307_74170В 2013 году в городе Чебоксары состоялось событие, которое вызвало огромный общественный резонанс, невероятный интерес во всем мире – в исторической части города, там, где когда-то располагался Никольский женский монастырь, были произведены уникальные археологические раскопки. Было известно, что в склепе, под южным пределом Никольского монастыря, покоятся останки бабушки первого царя из рода Романовых Марии Шестовой. В 1936 году храм был разрушен, с тех пор не сохранилось ничего, что бы говорило о том, что здесь были храм и усыпальница Марии Шестовой.

Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря о. Василий (Паскье) вместе с подвижниками проделал огромную работу, чтобы увековечить место захоронения Марии Шестовой. Уже был готов проект часовни. На месте, которое стало паломничеством многих неравнодушных к истории своего отечества людей, совершались заупокойные службы. Наконец, власти города приняли решение о проведении раскопок, в которых приняли участие ученые, археологи, историки, искусствоведы, представители Чувашской митрополии. А начинается эта история в далеком 16 веке…

Опала

Федор Никитич Романов на Земском Соборе 1598 года был главным конкурентом Борису Годунову в борьбе за царский трон. Годунов, не доверяя дворянам, решает избавиться от возможных соперников. В 1601 году по доносу казначея Бартенева А.Н. Романов был публично обличен в желании отравить Бориса Годунова. Над Романовыми состоялся суд, а затем последовали ссылки. Федор Никитич Романов был сослан в Антониево – Сийский монастырь и пострижен в монахи с именем Филарет. Его жена Ксения Ивановна (в девичестве Шестова) отправилась в Заонежские погосты как инокиня Марфа, а ее маму, Марию Шестову, заточили в Никольский монастырь города Чебоксары, где она в первый же день, 2 августа 1601 года, была пострижена в монахини. Любопытно, что к тому времени ее внуку Михаилу, будущему первому царю из рода Романовых, было 4 года.

«Житие и убиение царевича Димитрия»

В Никольском монастыре к Марии Шестовой был приставлен надзиратель, который строго следил, чтобы она не общалась с местными жителями, не передавала никаких поручений. Тем не менее, именно с Марией Шестовой связано появление иконы «Житие и убиение царевича Димитрия» — первой иконы, которая стала свидетельством трагичной истории царевича Димитрия: от неудачной попытки отравления до жестокой расправы над ним. Мария Шестова заказала написать икону, в которой явно обозначена вина Бориса Годунова. Самый ранний список с той иконы хранится в Чувашском Государственном музее города Чебоксары.

Никольский монастырь 

Известно, что Мария Шестова была захоронена при деревянном храме Никольского женского монастыря. Храм горел. В 1690 году на этом месте возвели каменный собор, усыпальница Марии Шестовой оказалась под южным пределом собора. На какое-то время эта история теряется в архивах времени и всплывает вновь в 1849 году. Священник Введенского собора А.И. Краковский опубликовал в газете «Казанские губернские ведомости» статью, в которой обосновал свое предположение, что в Никольском соборе, бывшем на территории Никольского женского монастыря, в склепе похоронена бабушка по матери первого царя из рода Романовых Мария Шестова.

1913 год

19 января 1913 года – в год празднования 300-летия Дома Романовых – в город Чебоксары прибыла большая комиссия под руководством губернатора Казанской губернии М.Стрижевского. В комиссию входили ректор Казанской духовной академии епископ Анастасий, губернский инженер Н.М.Андреев, руководитель канцелярии губернатора Н.М. Данилов. 20 января епископ Анастасий вместе с местными священниками совершил панихиду по инокине Марии в Никольском соборе и литию в его склепе, после чего были начаты раскопки. Кроме указанных лиц, в них участвовали местные представители: врач, благочинный, священник, городничий. Результаты раскопок были освещены епископом Анастасием в статье «Инокиня Мария, бабушка царя Михаила Федоровича Романова», опубликованной в казанском журнале «Православный собеседник» в марте того же года.

Комиссия пришла к выводу, что останки принадлежат монахине Марии Шестовой. Был составлен подробный протокол и описание всех подробностей процесса раскопок и находок. После изучения и внесения в каталог все кости и предметы были завернуты в чистые бумаги, опечатаны, положены в маленький гроб и захоронены в том же году в прежней могиле. После этого епископ Анастасий и священники отслужили над ней панихиду. Пол был заделан кирпичом, место могилы отмечено «деревянным аналоем с крестом на нем, окрашенными в белую масляную краску». Акт с результатами раскопок «за подписанием всех присутствующих», передан губернатору для предоставления императору Николаю II.

Разруха

В 1936 году Никольский собор был разрушен. Разобран до последнего кирпичика. Причем, разобран был даже фундамент. Все это послужило материалом для строительства ЦИКовского дома, который до сих пор стоит неподалеку – молчаливый свидетель страшного времени, кровавой разрухи.

Начало

Летом 2013 года при главе города Чебоксары была собрана комиссия, в которую вошли все заинтересованные люди – представители Чебоксарской епархии, археологи, краеведы, историки. Было принято историческое решение – начать раскопки на месте захоронения Марии Шестовой. Сначала было произведено геомагнитное исследование, для которого были приглашены специалисты из Ростова-на-Дону. С помощью магнитов-3 и георадарных исследований они указали на примерное место расположения собора. В этом помогли и архивные изыскания, фотографии тех времен. Сохранилась даже аэрофотосъемка 1926 года.

Раскопки

Поначалу археологи сделали два небольших раскопа, убрали толщу грунта 1936 года, который насыпали, когда на этом месте начали возводить парк. На глубине 3 метров были найдены 4 погребения. Одно из них заметно выделялось необычной формой гроба в виде кокона. При вскрытии гроба отметили потревоженность костей: в 1913 году останки были перезахоронены. В районе головы обнаружены остатки слюдяного украшения, о котором писали после раскопок 1913 года. При вскрытии погребения присутствовали: представитель Дома Романовых К.Немирович – Данченко, представители Чебоксарской епархии, историки, искусствоведы, представители МВД, прокуратуры, судебные медики. После того как было сделано подробное описание останков, их передали на хранение в Свято-Троицкий мужской монастырь.

Находки

Раскопки шли беспрерывно почти два месяца. Особенно тяжелым выдался сентябрь. Интерес к ним не утихал ни на минуту. Никого эта тема не оставила равнодушным: приезжали паломники со всего мира, жители города и республики не скрывали своего волнения. Во время раскопок было сделано огромное количество исторических находок: фрагменты изразцов, гончарной посуды, кованых изделий, украшений Никольского храма, старинных монет. Находки охватывают период от 14 века до начала 20-го.

Что дальше?

К исследованию приглашены специалисты – антропологи. Перед учеными стоит задача – всеми возможными методами науки изучить останки, то есть постараться определить их возраст, сделать подробное описание. Хорошая сохранность черепа позволит сделать реконструкцию облика. Затем будет проведен ДНК- анализ.

На сегодняшний день раскопки законсервированы. Они возобновятся в 2014 году. Планируется максимально расширить площадь раскопа, чтобы вскрыть фундамент Собора. По мере того, как продвигались раскопки, возникло несколько идей о том, как должно выглядеть это памятное место в обозримом будущем. Первоначальная идея о возведении часовни приняла более масштабный характер. Есть идея о превращении парка в историко – культурный центр города. Многие высказываются в пользу восстановления Никольского собора, колокольни, части крепостной стены Кремля. Многим близка идея о переименовании улицы в Соборную – это было ее историческое название.

Покаяние

XX век – время тотальной борьбы государства с Верой, Православием, Церковью. Страшное время. И потому, уникальное историческое событие – раскопки на месте захоронения Марии Шестовой — многие восприняли как покаяние за все то, что было совершено в кровавом 20 веке. А о том, что небеса принимают наше раскаяние, говорили многочисленные Знаки…

28 февраля 2013 года в Чебоксарах проходила международная конференция, посвященная 400-летию Дома Романовых. На месте, где сегодня находится раскоп, была проведена лития, заупокойное Богослужение. Стоял холодный февральский день, с Волги дул сильный, пронзительный ветер, шел снег. Но когда зажгли свечи и началась служба, вдруг прилетели синички и стали петь веселые песни. Все присутствующие восприняли это, как добрый знак, что совершается богоугодное, очень хорошее дело.

В первый день раскопок на месте склепа весь день летала стайка голубей. Голубки срывались с дерева и в радостном танце облетали по периметру место раскопа. Это было доброе послание, которое придало еще большей уверенности в том, что мы на правильном пути.

И еще один знаменательный факт. В 1601 году Мария Шестова была пострижена в монахини настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря. Спустя 400 лет поисками ее останков и возданием ей должных почестей занимается о. Василий (Паскье) — наместник Свято-Троицкого мужского монастыря…

Романовы и Чебоксары

С присоединением Поволжья к России Чувашская земля была пограничной территорией. Сразу за ней начинались земли кочевых и других народов. Затем Поволжье становится настоящим центром страны, Волга превращается в великую русскую реку, важную транспортную артерию. Представители царской семьи, монаршие особы проявляют интерес к природным богатствам Поволжья, населяющим его народам, их самобытной культуре. Первый император, посетивший земли современной Чувашии, был Петр I. В 1722 году Петр Великий отправился в поход против Персии. Остановка в Чебоксарах заняла у него минут 15. Исторические документы сохранили свидетельство о том, что в это время он встречался с чебоксарским купцом Игумновым.

В 1767 году Екатерина II совершала ознакомительное путешествие по Волге от Твери до Симбирска. В Чебоксарах она посетила Троицкий монастырь, Введенский собор, дубовую рощу. А накануне императрица поручала Сенату подготовить доклад: почему исчезают дубовые леса и по каким причинам ухудшается положение нерусских крестьян?

В 1798 году по суше в Казань проезжал Павел I с сыновьями, останавливался в Чебоксарах 23 и 30 мая.

В 1817 году младший сын Павла I – Михаил по завершению образования, путешествовал по стране. Проезжая в коляске, Михаил Павлович заночевал в Чебоксарах. Он щедро отблагодарил всех, кто оказал содействие в его приеме.

1836 год ознаменовался тем, что император Николай I, путешествуя на частном пароходе от Нижнего Новгорода до Казани, проезжал и Чебоксары. В дневниковых записях сопровождавшего его Бенкендорфа было отмечено, как народ стекался к пароходу, выражая бурную радость. Целые делегации с подношениями причаливали в лодках.

В 60 – 80 –ые годы в Чебоксары приезжали сыновья Александра II. Алексей Александрович (впоследствии министр флота России) посетил Ильинскую Пустынь. В знак благодарности жители соорудили стелу, которая увековечила столь знаменательное событие.

В 1902 году состоялось путешествие по Волге Великого князя Константина Романова. Он был в Троицком монастыре и Никольском соборе Чебоксар. Примечательно, что Константин Константинович побывал и в пределе, под которым находился склеп – место захоронения бабушки первого царя из рода Романовых – Марии Шестовой.

История продолжается…

Светлана Кузнецова

журнал «Наследник»

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.