Слово Божие особенно нужно нам, живущим в эти непростые времена

Мы живем в такое время, когда наши души, обуреваемые дикими страстями, часто ввергаются в уныние, в страх… Людям, которые особенно ясно видят, к чему ведут сегодня события на Ближнем Востоке, на Украине, внутри нашей страны, порой начинает казаться, что все-все плохо, все потеряно, упущено… И такое состояние охватывает не только тех, кто обеспокоен судьбой своей страны, кто хорошо видит симптомы приближающихся войн и катастроф. Страхи и уныние часто охватывают даже тогда, когда человек и не помышляет о каких-то масштабных процессах, живет интересами своей семьи, своего дома, живет своими мелкими личными заботами.

Всякое безпокойство, малодушие, страхование, уныние и прочее возникают от того, что мы не умеем отдвигать свои помыслы, поддаемся приходящему настроению… Мы попросту маловерны и страшливы, оттого и нет зачастую мира в душе. От того и уныние, боязнь будущего, предстоящих событий.

А ведь достаточно лишь возложить все на Господа, с детской искренностью довериться Ему, и в сердце воцарится мир, исчезнет страх. Как прекрасно сказал об этом в своей недавней проповеди московский протоиерей — батюшка Артемий Владимиров. Слова отца Артемия просты и основаны на самой твердой почве — на Евангелии. И эти замечательные слова достигают глубины каждого сердца, желающего, жаждущего Слова Божьего, которое особенно нужно нам, живущим в эти непростые времена.

БЕРЕГ РОССИИ

Не страшиться никакого страха


О помыслах гордости, страха, нарушении равновесия между умом и сердцем…

15 октября 2016 г. в храме Всех Святых в Москве известный священник,  настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров произнес проповедь на Евангелие от Луки, глава 24, 38: «Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» В проповеди речь идет о помыслах гордости, страха, нарушении равновесия между умом и сердцем. «Как выйти из мутного потока помыслов? Не обращать на них внимания, молиться Господу», — главная мысль, сказанная отцом Артемием. Предлагаем вниманию читателей полный текст проповеди.

21778Поздравляем вас, дорогие братие и сестры, с воскресным днём!

На наступающей седмице во вторник праздник московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия, Макария Московских и всея России чудотворцев. Их молитвами держится наш стольный град, некогда получивший наименование Третьего Рима.

В среду память апостола Фомы, просветителя не только Средиземноморья, но и далёкого полуострова Индостана, где даже сохранились поселения христиан (за все эти две тысячи лет в Индии сохранилось христианство), хотя они вошли в число так называемых дохалкидонитов, то есть не приняли постановления четвёртого и последующих Соборов Церкви и не находятся в литургическом единстве с Православием.

Когда Спаситель явился живым Своим ученикам, собранным в Сионской горнице, Он обратился к ним со словами: «Почто смущени есте? Что вы так смущены? – они были одержимы и страхом, и неверием, – и почто помышления, – сомнения о Божественном достоинстве Христа: Он ли это? Или это призрак? Или это их собственное мечтание? – почто помышления входят в сердца ваша?» (См.: Лк 24, 38 — «что смущeни есте; и почто помышления входят в сердца ваша»; «Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?»)

Исходя из этих двух вопросов Господа мы видим, что обуревание помыслами не только сомнения, но и другого рода греховными помыслами: и гордости, и страха, и нечистоты, и злобы предваряется нарушением равновесия между умом и сердцем – смущением, как названо оно в Священном Писании, потерей сердечного мира, спокойствия. Едва лишь человек позволяет своему уму колебаться – а почва уходит у него из-под ног, когда мы делаемся жертвою страхов, маловерия, досады, волнения и прочих страстей – вот тогда злые помышления получают свободу беспрепятственно наводнять наше сознание и мучить его. Отсюда следует, что люди беспокойные, склонные к паникёрству, легко расстающиеся с душевным миром, постоянно нервничающие, всегда или большую часть времени страдают от помыслов, которые, как некие змеи, вползают в душу, как будто поднимаются со дна человеческого сердца и дополнительно мучают человека, что мы ощущаем особенно в час молитвы.

Едва лишь только обратимся к Богу, как тотчас эти сторонние помышления, самого разного рода мечтания, воспоминания, иногда навязчивые помыслы и даже зрительные представления облепляют человека, подобно тому, как слепни облепляют телёнка и не дают ему спокойно жевать травку. Видя это состояние апостолов, Христос Спаситель вкусил пред ними мёда и печёной рыбы, засвидетельствовав истинность Своего телесного воскресения, преподал им благодатный мир, утешил их обещанием, что весьма скоро Дух Утешитель снизойдёт на учеников, если они будут по повелению Господа неисходно пребывать в Иерусалиме, чая этого великого события – возрождения силою Святого Духа.

Мы с вами уже приняли Святого Духа в Таинстве Крещения и святые отцы не зря говорят, что человек собственной силой не может победить греховные помыслы, за которыми всегда прячется лукавый дух. Именно демоны внушают нам эти злые помышления, смешивают их с нашими собственными. Так что, не различая своё и чужое, христианин наполняется всякого рода страстями, иные из которых нам хорошо знакомы, уже названы: маловерие, испуг, боязнь, тревога, досада, обида, гнев, нечистые мысли и чувства, гордостное самоутверждение и носит в своей душе эту неизбывную муку, которая увеличивается, чем более человек погружается в собеседование с самим собою и заживо бывает угрызаем всякого рода помыслами.

Для того чтобы выйти из этого мутного потока, христианин призван для начала перестать обращать внимание на тревожащие его помыслы, быть выше их, предстоя Господу и живо веруя в то, что очи Господни устремлены вглубь наших сердец. Вера открывает нам реальность духовного мира, поставляет нас пред Богом Всемогущим и Всеблагим. Вера побуждает нас устремиться единственною мыслью нашей молитвы, молитвы, за которой следует и чувство: благоговения, страха Божия, сознания, что Бог неизреченно близок к нам, что Он как любящий Отец не оставит нас в руках наших врагов. И таким образом христианин, не обращающий внимания на помыслы и домыслы своего сердца, с терпением призван призывать Господа, прося Его милости, испрашивая у Него прощения, исполнения сокровенных нужд, а главное – славословя Его как Господа, Который, создав человека и искупив Его на Кресте, никогда не оставит в беде нашу немощную душу.

Тот, кто учится не собеседовать с помыслами, не уходить умом на страну далече, не отождествляет себя со своими настроениями и нестроениями, благодарит Господа, претерпевая эти внутренние напасти и кресты, получает от Господа дар спокойствия, мира. Притом что этот дар не естественного характера – как есть люди меланхоличные, а есть беспокойные – но вышеестественного. Потому что Божья благодать приходит свыше и осеняет всякого христианина, искренне кающегося и молящегося, по слову Христа: «Приидите ко мне, труждающиеся и обременённые помыслами и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя, – иго всегдашней устремлённости к Нему, молитвенного собеседования с Ним, – и получите покой душам вашим» (См.: Мф 11, 28–30 — «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»).

Такой человек обретает от Господа благодатный дар мира, спокойствия, бодрости, благодарения, рассудительности и напоминает собой уже не подрубленное дерево, не камыш, который волнуется и склоняется вслед за направлением ветра, подобен скале, вокруг которой, может быть, бушует море, однако никакая волна не повредит этому утёсу, высящемуся над морской пучиной.

Вот этому и должно прежде всего учиться: обретя дар веры, не страшиться никакого страха, не отождествлять себя со смущениями нашего сердца, но иметь полную уверенность, что Господь Бог силён разогнать все тучи и лучами Своей благодати высветлить, согреть душу, даровать ей покой и благодатный мир в Воскресшем Христе.

РНЛ

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.