Открытое письмо Святогорских Отцов
Священному Киноту Святой Горы Афон
Больше месяца прошло после т.н. «Святого и Великого собора» на Крите, принесшего в мировое Православие больше раздора и лукавства, чем единства и твердого исповедания. Центр свт. Василия Великого в день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира, просветившего наше Отчество Православной верой, предлагает в эти дни обратиться к тому незамутненному духовному источнику, который открылся для нас тысячу лет назад, — к Святой Горе Афон. Голос Афона всегда был слышен на Святой Руси.
В Неделю Святогорских Отцов нынешние афонские монахи решили оставаться в единстве со святыми, а не с патриархом Варфоломеем.
Приводим (с некоторыми сокращениями) Открытое письмо святогорских старцев «Священному Киноту Святой Горы Афон, Двадцати настоятелям афонских монастырей с братией и для информирования христоименитой полноты церковной» как одну из самых авторитетных реакций на «критский собор».
«Уважаемые Отцы,
Предельно внимательно изучив обнародованные итоговые документы так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы и мнения на этот счет авторитетных богословов и архиереев, мы считаем своим долгом изложить нижеследующее.
В результате изучения данных документов сам собой напрашивается вывод, что в итоге состоявшийся Собор показал себя неправославным, разбойничьим и еретическим, поскольку:
1. Собор проходил по новым, не согласным с традицией, принципам в отношении списка обсуждаемых вопросов и самой процедуры проведения Собора.
2. Собор отклонил от участия большинство епископов и упразднил саму соборность Православной Церкви и вообще для его проведения были использованы антиправославные методы.
3. Не было полноценного информирования Полноты Церкви на стадии подготовки Собора; напротив, решения, принятые во время предсоборной подготовки, тщательно скрывались.
4. Собор вводит так называемое «постсвятоотеческое богословие» (отвержение учения святых отцов).
5. Собор узаконивает официально, на соборном уровне сверх-ересь.
6. В конце концов, была достигнута цель придать ересям статус Церкви, то есть было принято утверждение, что папизм (римо-католики), как и остальные ереси, являются Церквами, а не ересями.
7. Собор низводит христианство до уровня социализма («социальное благовестие», то есть мiр на земле, социальная справедливость, безопасность и материальное благополучие).
8. Собор не выражает богодухновенного опыта Тела Церкви.
9. Собор не следует святоотеческому Преданию Церкви, поскольку с самого начала Собора не было признания авторитета предыдущих Вселенских Соборов и, что самое важное, не было признания в качестве Вселенских VIII и IX Соборов (т.е. Соборов, бывших при свт. Фотии и свт. Григории Паламе — прим Ред.).
10. Он упраздняет решения Вселенских Соборов.
11. Собор признает так называемый «Всемирный Совет Церквей», являющийся протестантским по своей сути.
12. Собор пренебрег большим значением в Православной Церкви монашества, и, в частности, проигнорировал позицию афонских монахов в отношении папизма и экуменизма.
«Вселенский Патриарх … по делам и словам своим становится ересиархом»
Собор, соглашаясь с тем, что папизм (католичество) является Церковью, одновременно с этим по необходимости соглашается и с решениями, принятыми во время богословских диалогов с папистами, которые теперь приобретут соборную силу. Но, как вы знаете, в этих документах содержится признание за папской ересью статуса подлинной Церкви, наличия у них апостольской веры, действительности Таинств и апостольской преемственности хиротоний (см. документы, подписанные в Монако (1982 г.), в Бари (1987 г.), в Новом Валааме (1988 г.), в Баламанде (1993 г.)). На основании даже одного этого момента становится очевидным, что этот Собор отпал от православной веры и православного исповедания. <…>
Кроме того, Вселенский Патриарх является главным вдохновителем и инициатором этого Собора, а посему, для нас, афонских монахов и всех православных христиан, духовенства и мирян, по делам и словам своим он становится ЕРЕСИАРХОМ, как Арий, Несторий, Веккос и др., как это доказали на сегодняшний день многие епископы и богословы в своих аналитических публикациях. И не только в отношении сверх-ереси экуменизма, но и в отношении антихристовой Всемирной Религии, которую проповедует патриарх через совместные молитвы с еретиками и даже нехристианами. Он вводит чуждые Православию учения, антиправославные и антисвятоотеческие по своей сути, посему, по заповеди Господа, верующие «за чужим же (пастырем) не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10, 1-5).
«… просим вас о том, чтобы, все мы, объединившись в одно целое, внесли вклад в дело созыва по-настоящему Православного Собора, который бы отменил и отверг прошедший на Крите лжесобор»
<…> Святые Отцы, Православная Церковь и православные христиане объявляются гонимыми. Еретический критский лжесобор уже назвал всех нас,сопротивляющихся отступлению православных христиан, архиереев, священников, монахов и мирян «еретиками», «зилотами» и с особой насмешкой – «суперправославными». Допустим ли мы, чтобы эта дезинформация и подмена понятий проникла в сознание церковного народа? Очень смиренно, со страхом Божиим и любовью к нашей Святой Церкви, просим вас о том, чтобы, все мы, объединившись в одно целое, внесли вклад в дело созыва по-настоящему Православного, Святого и Великого Вселенского Собора, который бы отменил и отверг прошедший на Крите лжесобор».
Полностью перевод на русский язык приводится на сайте «Православный Апологет»