ТОРЖЕСТВО ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

22869Двенадцатого июля завершается пост, установленный Церковью в память об апостольских трудах. И в конце этого пути, когда христиане по мере сил отстраняются от всего мирского, очищают свое сердце и духовное зрение, они должны подняться к воззрению образа двух великих и святых мужей, торжественно и величественно возведенных Церковью в звании первоверховных апостолов Петра и Павла. И подготовившись постом, встретить этот праздник и это торжество Святой Церкви, утверждавшейся Духом Святым, трудами великих мужей-апостолов, верою и мученической кровью первых христиан.

Господь в День Своего Вознесения благословил учеников и велел им не расходиться из Иерусалима. В день Пятидесятницы родилась Церковь – Дух Святой сошел на апостолов. В этот же день апостол Петр, который в Новозаветных текстах предстает как старший и авторитетнейший из апостолов, привел в Церковь значительное число людей, пришедших в Иерусалим на иудейский праздник, которым он проповедовал. Они стали первыми носителями благовестия в языческом мире.

Страх, немощи человеческие, скорби – все исчезло, Дух святой двигал апостолов и своими трудами они уловили всю вселенную в ходе первого века, и создали церкви, рукоположив епископов, пресвитеров. Назидая паству своими посланиями и встречами, обошли всю известную тогда вселенную и просветили многие города, основав там святые алтари Единого и Истинного Бога.

Одного из апостолов не было в Сионской горнице в день пятидесятницы, Савл – ревностный ученик иерусалимских фарисеев, напротив, считал появившееся Христианство злом. Но с ним произошло чудо – Явление Самого Господа Иисуса Христа по дороге в Дамаск. Господь, ранее призвавший рыбарей себе в ученики, Сам лично призвал в число своих последователей будущего апостола Павла. Бывшего гонителя и ненавистника Христианства. И его апостольство, как говорил сам Павел – «не от человеков, но от Господа Иисуса Христа».

Апостол Петр, получив знамение свыше о том, что и язычникам нужно проповедовать Христианство, положил первые основания вселенской церкви Христовой, Церкви в которой нет ни эллина, ни иудея. Апостолы создали множество церквей, крестили великое множество людей и рукоположили множество пресвитеров – священников. Ведь им был дан особый дар – Дух Святой. Территория их проповеди охватывает все границы Римской империи.

До 60-х годов первого века Собор Апостольский в Иерусалиме, возглавляемый апостолом Петром действовал не только на все церкви в Палестине, но и на многие другие.

Апостол Павел, встречавшийся в Иерусалиме с апостолом Петром, свои труды положил на создание и взращивание церквей на обширных территориях от Ближнего Востока до Балкан, Македонии, греческих островов, Малой Азии, Рима и даже Испании. Он проповедовал там, где еще неизвестно было имя Христово. Павел проповедовал среди язычников, снискав звание «апостола языков», Петр же в основном взращивал церкви среди христиан – бывших иудеев.

Как говорит святитель Филарет (Дроздов) в проповеди на праздник апостолов, они «всемирные завоеватели…без войска и оружия… делят между собою народы, не уступая друг другу, не в том, кому более владеть вселенною, но кому более страдать за спасение вселенныя…»

Торжество первоверховных апостолов Петра и Павла напоминает нам и о скорбях и трудах, которые понесли апостолы.

Деяния апостолов, их послания свидетельствуют о том, какие труды и скорби они понесли, и сколь много угроз было для возникавшей Церкви – разнообразные ереси, нестроения среди братии, деления на партии, угрозы гностицизма и страшных гонений, в которых апостолы укрепляли свою паству. Достаточно сказать, что апостолы проповедовали много в портовых и торговых городах – таких как наш русский Владивосток – богатых, но часто своенравных, интеллектуальных, но бездуховных столицах, таких как Афины.

Суетной философии и премудрости мира сего они противопоставили то, что этим миром, ориентированным на силу, власть, сытость почиталось безумным. Их послания – свидетельство и зарождения Христианского Богословия, вдохновленного Святым Духом и столь отличного от убогой мудрости суетного мира.

Церковь Христова утверждалась на крови исповедников и мучеников – свидетелей Христовых до смерти. И основная масса апостолов завершила свою жизнь мученически. Церковь установила празднование памяти двух великих апостолов в один день – Петра и Павла – великих первоверховных апостолов. Наивысших по своему положению среди апостолов по своим заслугам и авторитету. Скорее символически их память объединена одной датой – скончались они в одном месте – в столичном Риме, но с разницей в несколько лет. Сначала апостол Павел как римский гражданин был казнен через усекновение главы, а затем апостол Петр в гонение Нерона был распят вниз головой.

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия! 

Берег России

 

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.