Заметки с научной конференции
кафедры теологии и религиоведения ДВФУ
Начало конференции «Религия. Культура. Человек» в Дальневосточном федеральном университете было представлено не столь большим количеством участников, как ожидалось. В аудитории с возвышающимися друг над другом рядами присутствовали в основном студенты. Для них, в первую очередь, проводится эта конференция. За высокими стеклами мелкий апрельский дождь, серые волны бухты Аякс и проступающие сквозь туман, словно мачты, — опоры вантового моста над проливом Босфор.
Внутри аудитории атмосфера несколько созвучная погоде – весьма умеренная. На пленарном заседании представлено четыре доклада.
Более духовную атмосферу создало выступление игумена Климента, настоятеля Свято-Серафимовского монастыря на Русском острове. Отец Климент поведал о своей двадцатидневной поездке на Афон. Сопровождая рассказ прекрасными выразительными фотографиями, он своим выступлением передавал афонский дух. Сравнивал русское монашество с традициями Афона…
Отец Климент сказал, что на Афоне молятся за Царя и очень почитают Владимира Путина.
Действительно, в православном мире руководитель нашего государства нередко воспринимается сегодня как православный монарх, как защитник всех христиан.
О том, что православная монархия – это естественное состояние для России, говорилось в обширном выступлении И.А. Романова и В.Н. Романовой, которое называлось «Христианская миссия России в истории человечества». Образ тысячелетней Святой Руси, глубоко осознанный и воспетый великими русскими мыслителями, религиозными философами, государственниками и публицистами, такими как К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, В.Д. Катков, — стал центром и главным ориентиром доклада Романовых. Все выступление было связано с памятью о посещении Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим Императором Всероссийским, Владивостока и Южно-Уссурийского края. Восточное путешествие Цесаревича заложило основы нового мощного этапа в движении России на Восток. И главной миссией в этом деле стало просвещение Светом Христовым иных народов.
В докладе шел разговор и о том, что миссия России – это передача византийского и русского христианского наследства. Россию и Византию роднит не набор внешних признаков, а именно внутренняя идея.
Говоря о личности Царя, в докладе были озвучены слова Святителя Серафима (Соболева) из его работы «Русская идеология»: «Таинство св. миропомазания делаетъ личность царя священной, сообщает благодать Св. Духа для несения подвига царствования, возвышаетъ его авторитет в глазах всего народа, какъ нации, возводит царя на степень верховнаго покровителя православной Церкви в защите ея отъ еретиков и всех ея врагов, почему св. Иоаннъ Златоуст и учил, что царская власть, разумеется христианская, есть начало, которое удерживаетъ пришествие антихриста».
Православие – национальная идея России, глубоко осознанная и раскрытая русской национальной мыслью – вот лейтмотив выступления Романовых, посвященного 125-летию визита Государя Наследника во Владивосток и Южно-Уссурийский край.
Живым и впечатляющим по содержанию оказался доклад С.Ю. Еремина, представителя Русского клуба в Харбине, «Современный этап развития Православия в Харбине и на северо-востоке Китая». Докладчик на уникальных примерах показал картину становления православия в современном Китае. Рассказал о том, как сегодня русские православные вместе с верующими китайцами пытаются восстанавливать храмы в Харбине. Однако ситуация очень сложная, поскольку власти Китая весьма настороженно относятся в христианству.
Пленарное заседание завершилось в русле единодушия и единомыслия. Пребывавшие в этом состоянии участники обменивались своими идеями и контактными данными в коридорах университета.
Завершилось начало конференции кинолекторием «Духовные истоки экстремизма и терроризма», проведенного В.Л. Яцкиным.
Доброе впечатление от встреч на конференции усилилось мыслью о том, что студенты, присутствующие в аудитории благодушно и внимательно воспринимали даже самые сложные выступления докладчиков. И может быть в умах и сердцах молодых людей пробудились интерес к русской национальной мысли, к осознанию духовной сути своей страны и стремление к духовному взгляду на мир и на самих себя.
Берег России