Дмитрий Мельников: «Инвесторы — инвесторами, а блюсти интересы державы надо!»

Превратится ли Дальний Восток в «новый Сингапур»?

Эксперты по-разному оценивают итоги состоявшегося во Владивостоке первого Восточного экономического форума

Дмитрий Мельников

Превратится ли Дальний Восток в «новый Сингапур»?

Начнем с положительного. Представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что в ходе форума было заключено контрактов на сумму примерно в 1,3 триллиона рублей.

Конечно, наивно надеяться, что вся указанная сумма будет вложена в развитие восточного форпоста России. Будет хорошо, если в ближайшие годы хотя бы ее десятая часть вольется в экономику региона. Но не будем забывать, что и бюджет Владивостока пополнили средства, оставленные многочисленными гостями мероприятия.

Об огромном интересе к форуму может красноречиво свидетельствовать тот факт, что из двух с половиной тысяч заявок была одобрена лишь тысяча. Многие крупные игроки, в основном из Китая, были, как говорится, оставлены за бортом, причем в самый последний момент, имея на руках и авиабилеты, и гостиничную бронь.

При этом, конечно, необходимо помнить аксиому: иностранный инвестор и опасается за судьбу своих вложений, и стремится получить прибыль. Мы твердо объявили о намерении снять тревоги инвесторов. Наиболее кардинальный шаг – озвученное в ходе форума главой министерства развития Дальнего Востока Александром Галушкой намерение освободить зарубежных предпринимателей и финансистов в дальневосточных регионах от проверок контролирующих органов. Отныне наши налоговики, пожарники и «санитары» будут иметь право проверить фирму, попавшую у них под подозрения, лишь по разрешению того самого министерства. Честно говоря, решение, вызывающее вопросы, ведь всегда могут найтись бизнесмены, нечистые на руку – но фактически они станут пользоваться правом неподсудности. Но даже если допустить, что все иностранцы будут чисты перед законом, нашим контролирующим органам даже для проведения крайне необходимой проверки придется «писать бумаги» руководству министерства, и закрутится-завертится бюрократическая машина…

На форуме продвинули также идею создания территорий опережающего развития — ТОРов. Речь идет об ограниченных районах, где инвесторам — как российским, так и иностранным — будут предоставляться особые права для реализации своих проектов.

Например, в Комсомольске-на-Амуре намечается организация производства деталей самолетов для производственного авиастроительного объединения: ранее их выпускали заграницей. Только вот никто не гарантирует того, что в число работников иностранных предприятий не попадут «любознательные индивидуумы», ведь на Дальнем Востоке есть и закрытые флотские базы, и новый космодром. А «принять меры», как уже говорилось, будет крайне трудно. К тому же для ТОРов выделяются совсем уж непонятные с точки зрения экономики места – взять тот же остров Русский. О каких промышленных производствах там можно говорить?

Другая мера того же порядка — изменение режима функционирования портов региона. Понятно, что для иностранного инвестора важно иметь возможность вывезти за рубеж произведенную продукцию. И морской порт как раз и берет на себя такую функцию. Проблема в том, что наши порты далеко не всегда справляются с возложенными на них задачами. Чтобы уменьшить подобные риски, и был принят закон об объявлении Владивостока так называемым «свободным портом» со значительно облегченным режимом пропуска товаров. Планируется, что аналогичный режим будет распространен и на другие 15 гаваней региона, следующий этап – объявление свободным портом Петропавловска-Камчатского.

Скептики уже высказались по этому поводу, саму идею поддержали, но заметили: вначале необходимо обеспечить грузопоток, который сейчас не превышает 8 миллионов тонн в год. Нет смысла без перевалки иностранных грузов расширяться порту в Петропавловске-Камчатском, нет смысла вкладываться и в развитие Северного морского пути. Иными словами, от успеха или неудачи этого нового транспортного коридора напрямую зависит, превратится ли Дальний Восток в «новый Сингапур», который живет за счет транзита грузов.

Северный морской путь можно использовать лишь несколько месяцев в году, к тому же, говорят эксперты, у нас сегодня нет компании, которая бы проявляла интерес к организации крупномасштабного арктического судоходства.

Об этом свидетельствует и сокращение числа судов, проследовавших по СМП: с 71 в 2013 году до 30 в году 2014.

Попутно начинают выясняться совсем уж любопытнее детали: оказывается, все это рассчитано, главным образом, на вывоз зарубежных грузов. В случае с портами Приморья речь идет не о «перехвате» глобальных линий грузопотоков, а лишь обслуживании нужд северо-восточных провинций Китая, чей валовой региональный продукт более чем в триллион долларов, кстати, превышает общероссийский. Именно для этих целей создаются международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Первый из них протянется от Харбина до Владивостока, второй – от Чанчуня до Зарубино.

Одно из обязательных условий успеха таких масштабных инициатив Центра – поддержка населения. У российских властей на Дальнем Востоке она, по большому счету, есть. Многие мои собеседники положительно оценивали меры, предпринимаемые сегодня российским руководством. Как они рассказывали, в «лихие девяностые» по городу бегали стаи крыс, были перебои с водой и электричеством. В то же время, положение не стоит идеализировать: существуют большие диспропорции в развитии административных единиц, имеющих выход к морю, и тех, что расположены внутри материка. Один из печальных примеров – судьба города Спасска. А ведь, как показывает опыт того же Китая, создание свободных экономических зон лишь увеличивает этот разрыв.

Еще один, оставшийся без ответа вопрос – где брать людей для вновь создающихся рабочих мест, ведь отток, судя по признаниям чиновников министерства развития Дальнего Востока, все еще продолжается, хотя и в меньших объемах.

Показателен в этом отношении пример автомобильного завода «Соллерс», руководству которого лично приходилось уговаривать жен своих сотрудников перебраться во Владивосток. Но это случай исключительный, не каждый руководитель примется заниматься подобной «дипломатией». Видимо поэтому некоторые участники форума выражали опасения, что либерализация режима пребывания иностранцев на Дальнем Востоке – это и упомянутое смягчение режима проверок плюс обещанная президентом выдача восьмидневной визы любому, приезжающему сюда иностранцу – вполне может ослабить контроль Москвы над регионом.

И – последнее, но очень важное. Инвесторы — инвесторами, а блюсти интересы державы надо. Чего только стоят карты, которые демонстрировали некоторые иностранные участники в ходе форума: там исконно российские территории либо фигурировали под чужими названиями, либо были закрашены в цвета территорий сопредельных государств.

Давайте помнить незаслуженно забытое слово «бдительность».

Столетие

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.