Публикуем архивные материалы, разработанные в рамках проекта «Берег России»: «Золотой пояс» России
«Золотой пояс» России
Создать оптимальные условия для быстрого социально-экономического развития Севера, Сибири и Дальнего Востока можно лишь при условии строительства новой трансконтинентальной магистрали, идущей параллельно Транссибу и соединяющей Тихий океан и Атлантику.
Подъём и преображение России чаще всего проходили в ходе реализации крупнейших проектов и планов, вовлекавших в свою сферу миллионы людей. Это строительство Транссиба, освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока, план ГОЭЛРО, освоение целины и БАМа. Только большое социально-значимое дело способно вывести из состояния внутреннего кризиса как одного человека, так и весь народ. Предложить сегодня масштабный проект возрождения России представляется делом трудным и неблагодарным. Слишком глубок внутренний социально-психологический кризис государства, да к тому же тот, кто предлагает проекты, по размаху сопоставимые с планом ГОЭЛРО, скорее всего выглядит фантастом или сказочником, даже несмотря на достаточную обоснованность и аргументированность идеи. Но именно сейчас для подъема России требуется дело настоящее и нужное стране. Ведь складывается реальная угроза исчезновения России в ее нынешних границах с политической карты мира. Возродить державу старыми методами невозможно. Необходимо ее полное обновление. Это произойдет в первую очередь благодаря возникновению новой, более совершенной цивилизации в малоосвоенных территориях российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти регионы представляют наиболее удобную и ресурсно-обеспеченную площадку взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, уже ставшего полюсом развития мировой цивилизации. Транспортная система, которая должна стать обязательным условием освоения этих земель, позволит связать два центра мирового развития — Тихоокеанский и Атлантический. Транзит грузов по новому транспортному пути даст России мощный экономический эффект. Создание условий для возникновения нового, более совершенного социума на этом пространстве возможно на основе целевого заселения. Что это означает на практике? Прежде всего государственное стимулирование добровольного переселения людей, содействующих социальному и экономическому развитию заселяемых мест и укреплению влияния страны в зоне обживаемого пространства. Вопреки известным высказываниям о том, что сегодня «на Восток никто не поедет», в стране пока еще есть интеллектуальные люди, высококвалифицированные специалисты, готовые при определенных государственных гарантиях жить и работать в этих регионах. Такой миграционный потенциал существует среди наших соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве и желающих переселиться в Россию. По оценкам экспертов, их не менее четырех миллионов. При этом вопрос количества переселенцев представляется не самым главным. Гораздо важнее уровень их ценностных ориентаций, потребностных характеристик, мотивационных установок, а также степень образованности и культуры. Одним из условий государственной поддержки целевых переселенцев является наличие у мигранта четкого плана экономической деятельности в местах заселения. Он должен встраиваться в общую стратегию укрепления национальной безопасности России на ее восточных территориях. Государственная поддержка целевых переселенцев может осуществляться путем наделения мигрантов земельными участками в постоянное пользование для реализации целевых проектов, предоставления жилья, льготного кредитования и налогообложения экономической деятельности, а также упрощенной схемы получения российского гражданства. Иностранным гражданам, желающим поселиться на этих территориях и обладающим необходимыми социально-экономическими параметрами, также может оказываться государственная поддержка. Однако земельные участки могут предоставляться им только во временное пользование. Стимулом для переселения лиц, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и содействующих социально-экономическому развитию северо-восточных территорий, может стать реализация масштабных инновационных проектов. Высококвалифицированным специалистам, готовым переехать на восток России, могут быть оказаны те же формы государственной поддержки, что и переселенцам по самостоятельным планам. Создать оптимальные условия для быстрого социально-экономического развития Севера, Сибири и Дальнего Востока можно лишь при условии строительства новой трансконтинентальной магистрали, идущей параллельно Транссибу и соединяющей Тихий океан и Атлантику. Проект такой международной трансконтинентальной стратегической магистрали под названием «Золотой пояс» уже создан. Ее российская часть может проходить по шестидесятой параллели — от Санкт-Петербурга до Магадана. Возможен другой, северный, вариант по линии Санкт-Петербург — Вологда — Котлас — Сыктывкар — Приобье — Ноябрьск — Тура — Вилюйск — Якутск — Магадан. Магистраль предполагает несколько ответвлений с выходами на БАМ, Транссиб, ряд азиатских и европейских стран, а также к Северному Ледовитому океану. Ее строительство необходимо вести параллельно с развитием Северного морского пути, представляющего наиболее короткий маршрут между Атлантикой и Тихим океаном. Освоение этого морского пути предполагает строительство крупных портов и терминалов в бухтах северных морей. Подобный проект разрабатывался еще в 1927-1929 годах. Строительство суперсовременной транспортной системы определит новую схему расселения населения по территориям Севера, Сибири и Дальнего Востока. Экономический эффект магистрали будет определяться интенсивным ростом социально-экономической инфраструктуры региона и притоком экономически активного населения, доходами в госбюджет от международного транзита и турбизнеса, а самое главное — появлением наиболее короткого и удобного доступа к природным ресурсам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Строительство магистрали имеет реальные перспективы благодаря активному привлечению отечественных и зарубежных инвестиций. Это позволит не только решить проблемы финансирования, но и снять напряжение, вызванное притязаниями ряда стран на эти территории. Также допустимо предоставление иностранным компаниям в долгосрочную аренду участков земли вдоль магистрали под строительство промышленной, торговой и туристической инфраструктуры. Для реализации планов освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока в России уже в ближайшее время будет создан научно-исследовательский центр. Его основными задачами станут полное научное обоснование процесса освоения этих регионов, социально-экономическая и геологическая диагностика территорий, разработка генеральной схемы расселения и строительства социально-экономической инфраструктуры, подготовка законодательной базы целевого заселения и освоения этого пространства, а также бизнес-планов строительства участков магистрали, инфраструктурной застройки и инновационных проектов.
Игорь РОМАНОВ
Парламентская газета от 23.09.2005 г. № 167 (1784)
Запись опубликована в рубрике
Геополитический взгляд. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.