Николай Павленко. Об иерархии современного общества

Об иерархии современного общества

В любом обществе невозможно устроить жизнь без иерархических отношений. Существует семейная, социальная иерархия, иерархия ценностей, которой следует та или иная общность людей. Обычно обращает на себя внимание социальная иерархия: кто является руководителем, вождем, лидером в данном общественном организме, кто составляет его окружение; структура общества и т.д. Ценностная иерархия менее очевидна и для большинства представляется не столь важной. Вместе с тем, ценности, приоритетные для общества, являются определяющим фактором не только в формировании элиты, но и в определении направления и стратегии развития данного общества. Древние (ветхозаветные) общественные системы, имея вполне аналогичные социальные структуры и институты, имели несколько разные иерархии ценностей, так как после грехопадения нарушилась связь между Творцом  и творением, в результате чего люди утратили ясное представление об истинных ценностях, которые должны быть положены в основу бытия. Находясь во власти своих страстей и субъективных представлений, люди ставят тварь на место Творца и выстраивают свои взаимоотношения с этим идолом, идя на поводу своих прихотей и сиюминутных желаний. Лишь одному народу даются в виде особого откровения подлинные представления о мироустройстве и миропорядке, которым нужно неукоснительно следовать в личной и общественной жизни для достижения подлинного благоустроения.

После явления в мир вочеловечившегося Бога — Иисуса Христа — в жизни людей, уверовавших в него, появляется ясное видение того, опираясь на какие ценности можно устроить благополучное общество, состоящее из людей, осознанно и добровольно следующих этим ценностям. Воскресение Христово дает помимо того и особые благодатные возможности для осуществления этого социального преображения. В основу общественных отношений полагаются принципы любви, жертвенности и важный иерархический принцип служения вышнего низшим. В жизни христианских сообществ эти ценности объявляются главными и становятся приоритетным ориентиром в разрешении основных вопросов социального устройства и развития. Важно отметить, что когда в жизни людей, в системе их взаимоотношений, главными ценностями являются любовь, жертвенность, милосердие, сострадательность, уважение и забота о ближнем, то социальная иерархия не довлеет над человеком, человек чувствует себя подлинно свободным в творческой реализации свои желаний, идей, способностей.

Сегодня очень часто говорится о свободе, как величайшей ценности в цивилизованном обществе. Но все дело в том, как понимается эта свобода. Мы видим, что свобода, которую человек реализует безотносительно абсолютных нравственных ценностей, заложенных в основу мироздания Творцом, приводит к разнузданности, распущенности, развращению и деградации личности, и влечет за собой соответствующие социальные недуги и нестроения. Любое общество настолько жизнеспособно, насколько оно готово исполнять заповеди Божьи, пребывать в послушании у своего Творца.

Современный мир стремится всеми силами построить самодостаточную жизнь без Бога, в которой можно было бы полностью предаться во власть своих страстей и всевозможных прихотей. Это пагубное желание со всей силой обнаружилось еще в потомстве одного из первых людей — Каина, после совершения им братоубийства. Сегодня происходит новый виток этого акта непослушания и самостийности в безумном стремлении к богоотверженности. Идеология секулярного общества решительно игнорирует Творца, Его авторитет как Создателя, Законодателя и Промыслителя, отказываясь следовать его заповедям. Молчаливое принятие большинством ценностей такого общества, приводит к кардинальному изменению сознания людей, элиту также формируют те, кто разделяет секулярные ценности. Таким образом, происходит полное изменение социальной и ценностной иерархии в обществе, в семье (феминизм, утверждение прав детей, как самостоятельных субъектов правоотношений). А поскольку эти изменения носят глобальный характер, они порождают серьезнейшие угрозы существованию цивилизации, становятся катализаторами процесса распада во всех сферах жизни человечества.

Выходом из создавшего положения может стать только возвращение к тем исконным принципам и ценностям, которые даются нам в Божественном Откровении. Любовь, как готовность «положить душу свою за друзей своих»,  должна стать краеугольным камнем человеческих отношений. Необходимо понять, что подлинная элита – это те, кто готов жертвовать собой ради блага других, а не наоборот. Эти исконные ценности должны быть восприняты и реализованы современным обществом, должно произойти покаяние как изменение сознания людей, потому как «без покаяния нет спасения». Современный человек со всей серьезностью и ответственностью должен осознать свое бедственное положение и то, что он нуждается в этом спасении. Только тогда он может обратиться к Спасителю, две тысячи лет назад ставшему человеком именно для осуществления этой миссии. Только тот, кто стремится ко спасению и дает себя спасти (а человек  с момента своего создания имеет свободную волю и свободу выбора), может обрести его.

Николай Павленко

г. Ставрополь

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.