Молится Царь, чтобы мы молились Христу
К 133-летию посещения Цесаревичем, будущим Российским Императором, Николаем Александровичем Романовым Владивостока
Царь – вершина земной власти. Царь Православный – Помазанник Божий, человек, которого ставит над людьми Сам Бог. Господь избирает Царя, не люди. В иерархии земной власти никого нет выше Помазанника Божьего – Царя Православного. Но, конечно же, Царь Царей — Господь. Царство Божие на Небесах. Земной Царь, служа на земле Богу, стремится приблизить свое земное царство к Небесному. Стремится построить земное царство по подобию Царства Небесного. Закон Божий – основа всех законов, издаваемых на земле Царем Православным.
Цари земные, Помазанники Божии имеют особую благодать от Бога на управление своим земным царством. И сердце Царево в руке Божией.
Обратимся молитвенным взором к Иконе Святого Царя Мученика Николая и всей его Святой Семьи. Вот наш Царь, Помазанник Божий, дерзко и злобно убитый теми, кто не желает Божьего порядка на земле, кто ненавидит Христа и мечтает о своем адском миропорядке, противном Богу. Наш Святой Царь Николай Александрович Романов нерушимой стеной стоял на пути сил ада. Стоял вместе со своей Семьей, с Царицей и Царевнами, со своим Наследником Цесаревичем. И эта стена не рухнула, а выросла до Небес.
Все царское дело Государя Николая Александровича – святой труд о приближении нашего Русского Православного Царства к Царству Небесному. Всё, чем занимался Святой Царь Николай, окормляя Отечество наше, всё было подчинено духовному возвышению России и народа её. Будь то путь Державы нашей на Восток или на Запад, будь то строительство новых городов, дорог, фабрик и заводов… Будь то битвы с врагами Руси и защита других православных государств от врагов. Всё было ради Христа, со Христом и во Христе.
Еще юным Цесаревичем Государь Николай Александрович начал свое служение Богу в укреплении Державы Российской. Во всей России, а особенно у нас, на Дальнем Востоке, во Владивостоке по сей день помнят благодарные потомки, как впервые в истории Руси Наследник Царского Престола посетил самую далекую окраину Державы Русской. В 1891 году, по благословению своего Державного отца Российского Императора Александра III, Наследник Цесаревич совершал Великое Восточное путешествие[1]. 25 мая (н.с.) 1891 года Цесаревич сошел с борта фрегата «Памяти Азова» на берег бухты Золотой Рог во Владивостоке. Здесь он благословил всю Дальнюю Россию, назвав Владивосток «великим портом будущего». Здесь заложил начало Великого Сибирского рельсового пути, открыл Восточный институт и сделал много добрых дел ради утверждения Православия и России на берегах Тихого океана.
Как ликовал тогда наш народ! Как встречал Наследника Престола на дальнероссийских рубежах! До нас дошли богодухновенные слова простого полкового священника, встречавшего вместе с восторженным народом Цесаревича на земле Дальней России: «Россия любит своего Царя! Что впрочем эта встреча наша? Это – только искорка от той пламенной любви, которая всегда горит в сердцах Русских к Своему Царю. – Весь свет знает, слышит, как любят Русские Своего Царя. Кто же учит нас, Русских, так любить Своего Царя? Кто внушает такую любовь к нему? Святая Православная Церковь, как верная руководительница во всем. Ведь у нас Православных нет почти моления, при котором бы не молились о Царе? Дня, ночи, часа Церковного не проходят у нас без того, чтобы не молились о Царе. Русские, можно сказать, родятся с любовию к Царю: любовь эта – у нас чувство как бы врожденное нам. И не переродятся в России Сусанины, Минины и Пожарские, доколе сыны Ея пребудут Сынами Церкви Православной. Она – наша Божественная, Благодатная: Она учит так любить Царя, как мы Его любим».
Так начинал свой Державный путь наш Святой Царь Николай Александрович. И в дальнейшем всего себя на этом Царском пути он отдавал России и Церкви…
Сегодня как будто забывают об этом. Забывают в нашем государстве, забывают в Церкви. Какое отношение у нас к Святым Царственным Мученикам? Всё чаще, словно по какому-то негласному распоряжению от каких-то дальних и ближних врагов нашего Отечества, о Русском Царе говорят как о простом человеке. Был, мол, такой исторический деятель, вместе со своей семьей принял смерть от врагов и стал святым. Вот так – был такой святой – Царь-страстотерпец Николай со своей семьей. Такие «идеи» уже уверенно звучат даже с церковных амвонов, даже от некоторых архиереев. Забывают о тяжелом и трудном пути к святости, о каждодневном подвиге святых и о том, что Святой Царь Мученик Николай шел на свою Голгофу, с юных лет. Шел, совершая великий Подвиг Царского служения Богу и России.
«Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему её более своей жизни Государю?» — вопрошает великий святой ХХ века Святитель Иоанн Шанхайский. «Она отплатила ему клеветою, – отвечает на свой вопрос Святитель Иоанн, — Он был высокой нравственности – стали говорить об его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие Государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других, слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчётливая злоба сделала своё дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но их не допустили. Страшная оставленность Царя… Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни»[2].
Почему сегодня с церковных амвонов так мало говорят о любви Святого Царя Мученика к России? Почему часто мы слышим только лишь о том, что Царь был примерным семьянином? И редко узнаем от духовенства, а тем паче от государственных деятелей, что Государь Николай Александрович был примерным Главой народа Русского. Был примерным Царем, который не только своей мученической кончиной от рук христоненавистников и сатанистов вошел в Царствие Небесное, но всем своим подвижническим христианским служением на Российском Престоле.
…Если народу не нужен Царь, Господь отнимет его у народа. Народ без Царя – не народ, а племя. Заблудшее племя…
Отрекся народ от Царя, но Царь не отрекся от народа. Он молится о нас. Молится о нашей Родине, о нашей Церкви, о нашем народе. Молится о том, чтобы мы молились Христу.
Есть в нашем народе верные сыны России, любящие Бога, помнящие о великом Мученическом Подвиге Святого Царя Николая и всей его Семьи. Совсем недавно молилась особо вся Святая Русь в День Иова Многострадального, в День рождения нашего Царя. Молился Русский народ, вспоминая Государя, в его День Ангела, в День Святителя Николая Чудотворца. Молится сегодня наша Дальняя Россия в святой день, когда Царь Мученик, будучи еще Наследником Престола, ступил на тихоокеанский берег Руси Христовой, совершая свое Апостольское путешествие на Восток.
Эти майские дни, Царские дни, наполнены молитвенными воспоминаниями о нашем Святом Царе Мученике Николае, о его великих делах и подвигах во Имя Христа и Руси Христовой. В эти дни вся наша Россия, Царская Россия с берегов Тихого океана и до самых западных окраин с молитвенными слезами благодарности восклицает: «Россия любит своего Царя!». Молится православный народ своему Царю. Молится и верит, что воскреснет Русь! И расточатся врази ея!
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
___________________________________________________
[1] См.: Журнал «Берег России». №1(7). 2021. Номер посвящен 130-летию Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича Романова.
[2] Памяти владыки Иоанна, архиепископа Шанхайского, Архиепископа Брюссельского и Западноевропейского, Архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского. //Сборник материалов, или Малая энциклопедия христианской жизни. //Составил протоиерей Вениамин Жуков. Издание храма Свв. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских. Вильмуасон – Париж. 2017. С. 444.