ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СВЯТОГО ЦАРЯ. Царь Мученик Николай молится о России…

Великий подвиг святого Царя

Царь Мученик Николай молится о России

Прекрасны плоды восточной политики святого Царя Николая Александровича Романова, продолжившего дело своего отца Российского Императора Александра III в движении Руси на восток. При Государе Николае Александровиче Россия окончательно утвердилась на восточных рубежах и стала великим источником православного миссионерства и просветительства в Азии.

Православный Царь — носитель Духа Святого. Через Царя Господь удерживал мир от впадения в беззаконие, удерживал от хаоса… Ныне весь мир сорвался и летит туда, где царит беззаконие, где царит новый антихристианский порядок, где власть антихристова…

Святой Царь вместе со своей Святой Семьей молится о России, молится о нас. Господь ждет нашего покаяния. Будет сделан этот духовный шаг нашим народом — будет жить Россия.

Недавно на одном из московских круглых столов, посвященных государственной деятельности святого Царя Мученика Николая, была высказана мысль о том, что Государь якобы чрезмерно сосредотачивал силы и внимание на восточном направлении своей политики. Вряд ли стоит спорить и что-то доказывать в связи с этим утверждением, которое вообще видится надуманным и попросту неуместным в размышлениях о самодержавном царствовании Святого Царя Мученика. Тем более, что нам, живущим на берегу Тихого океана, особенно заметны прекрасные плоды восточной политики святого Царя Николая Александровича Романова, продолжившего дело своего отца Российского Императора Александра III в движении Руси на восток. При Государе Николае Александровиче Россия окончательно утвердилась на восточных рубежах и стала великим источником православного миссионерства и просветительства в Азии. И этому в немалой степени была подчинена вся государственная стратегия Царя Николая II.

25 мая нынешнего года мы на Дальнем Востоке будем особо отмечать 130 лет с того счастливого дня, как Цесаревич Николай Александрович, будущий святой Царь Мученик, сошел на берег бухты Золотой Рог во Владивостоке, совершая свое знаменитое Восточное путешествие. И, конечно, вновь будем вспоминать, как Государь Наследник, по распоряжению своего державного отца Александра III, заложил во Владивостоке начало Великого Сибирского рельсового пути, как встречался с духовенством, военными и светскими властями, какие впечатления записывал в свой дневник, как много совершил великих государственных дел для укрепления Православной Руси на востоке. И мы вновь духовно будем переживать события тех прекрасных дней. Сегодня особенно нужны духовные переживания, духовное осмысление не только Восточного путешествия, но всех державных дел святого Царя Мученика Николая.

В современной научной и публицистической литературе уже довольно подробно изложены многие реальные политические события, решения, намерения и устремления самодержавного правления Российского Императора Николая II Александровича. Интересующиеся люди знакомы с документами, свидетельствующими о важнейших вехах в жизни Государя, о мученическом Подвиге святого Царя и его святой Семьи. Документы эти (дневники, письма, указы, распоряжения, свидетельства разных лиц) имеются теперь в свободном доступе. Историками собран обширный материал о жизни и политике Российского Императора Николая II. И при всем этом, при наличии исторических знаний, при наличии множества книг о Государе, мы до сих пор очень слабо видим духовное начало, духовные смыслы жизненного пути, поступков, великих подвигов Помазанника Божьего, великого Самодержца святого Царя Мученика Николая Александровича Романова. Мы, русский народ, до сих пор не можем осмыслить, кем в духовном отношении был для нас Русский Царь, Хозяин земли Русской. Мы спорим о том, нужно ли было ему сосредотачиваться на восточном направлении, стоило ли назначать министром Петра Аркадьевича Столыпина, дружить со старцем Григорием Ефимовичем Распутиным, заступаться за маленькую Сербию… Мы спорим, судим, даем оценки действиям Государя. Кто-то доказывает, что святой Царь Николай был успешным политиком и полководцем, но при этом якобы не разглядел брожений в обществе и допустил революцию, за которую несет ответственность. Эти споры, эти оценки ранят сердце православного человека, любящего святого Царя Мученика Николая. Рассуждения о нашем Государе как о каком-то современном политике, депутате или менеджере смущают умы тех, кто твердо знает, что Православный Царь — Помазанник Божий. И сердце Царя в руке Божией.

Мы не можем говорить о нашем Государе Николае Александровиче как о светском руководителе России, как бы «вынося за скобки» тот духовный факт, что Царь наш и вся его Семья — святые Мученики.

Прочтем и попытаемся осознать строки из вдохновенной пламенной проповеди святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, глубоко почитавшего святого Царя Мученика Николая задолго до его канонизации Русской Церковью.

Вот как святитель говорил о святом Государе: «Он был носителем и воплощением православного мировоззрения, что Царь есть слуга Божий, Помазанник Божий, Ему должный дать отчет за судьбы вверенного ему народа, за все свои деяния и поступки, не только личные, но и как Правителя. Он смотрел на свое несение Царского венца, как на служение Богу. Он помнил то при всех своих важных решениях, при всех возникавших ответственных вопросах. Вот почему он так тверд и непоколебим был в тех вопросах, в которых он был убежден, что такова воля Божия, твердо стоял за то, что представлялось ему нужным для блага возглавляемого им Царства». (Страстотерпец Николай II. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/)

Скорее, мы можем учиться у Государя, осмысливать духовные начала его дел, но не судить, не давать своих оценок, для которых совершенно не годится наш земной опыт, не годятся наши критерии. Как можем мы судить Помазанника Божьего, если Сам Господь, Царь всех царей уже вынес Свой Суд и прославил Русского Царя в Царствии Небесном. А мы своими поврежденными сердцами дерзаем…

Сегодня даже как будто наметилась какая-то тенденция в публичном пространстве, среди мирян и даже среди духовенства больше говорить, рассуждать и судить о земной политике святого Царя Мученика, отвлекаясь от самого главного — Божественного призвания Царя на царство, от его помазанничества, от его святости. Но если мы рассуждаем о святом Православном Царе как о генеральном секретаре или президенте, то мы совершенно сбиваемся с правильного пути в наших рассуждениях, мы оказываемся в состоянии полного непонимания, что есть Самодержавие, православная монархия и что есть мученический подвиг Царя, принесшего себя в жертву Богу за свой народ.

Сегодня мы вместо покаяния выносим «суд» над Святым Царем, уверенно указывая на его «ошибки». Но ведь ключевой вопрос сегодняшней исторической ситуации в России — отношение нашего народа к греху цареубийства. Есть ли вообще осознание этого греха в русском народе?

Современный священник из Санкт-Петербурга Сергий Чечаничев пишет: «Но большинство из нас повинны в том, что верили и продолжают верить в гнусные мифы о Государе и его семье. И даже оправдывать совершившееся цареубийство — мол, «это он — сам Царь и виноват в гибели своей семьи и в развале России». Значительное большинство наших православных современников, в том числе священнослужителей, считают, что мы — потомки тех, кто не встал на защиту Государя и его семьи, не несем никакой ответственности за грех клятвопреступления и цареубийства. Поэтому и не требуется никакого покаяния. И все, кто продолжает верить в сфабрикованные революционерами мифы о Государе, о его семье, об их друге Григории Распутине — все, кто поддерживал и поддерживают версию о т.н. «добровольном отречении Государя» и продолжают твердить, что «значит царь был такой слабый», что «он был обязан навести железной рукой порядок» в стране, заблуждаются в духовной оценке исторических событий. Они остаются в стане врагов Царской Семьи — на стороне тех революционеров-клятвопреступников, которые свергали Государя и убивали Царскую Семью. Разве в этом не следует покаяться?» (Священник Сергий Чечаничев. Молитва пророка Даниила, или О покаянии за 1917–1918 годы. Размышления о призыве к всенародному «Чину покаяния» https://ruskline.ru/news_rl/2020/08/13/molitva_proroka_daniila_ili_o_pokayanii_za__gody).

Но мы до сих пор живем без этого покаяния. И сами своим жалким земным существованием, направленным на обретение комфорта и материальных благ, укрепляем врагов нашего Святого Отечества, тех, кто ненавидит Христа и нашего Святого Царя.

Мы, современные потребители материальных благ, мерим поступки святого Царя теми же мерками, которые привычны тем, кто живет не ради Христа, а ради собственного комфорта. И такой «царь», который в нашем представлении руководствовался простыми земными мотивами, нам, конечно, понятнее. Такой «царь» не заставляет нас расти духовно, преображаться нравственно: «Да, что там Николай Второй! Не так надо было ему действовать, не тех людей слушать, не туда ходить и ездить…». И при этом сегодня мы замечаем, что как будто популяризируется образ Царя Мученика не как великого святого, не как Помазанника Божьего, а как такого же, как мы, как обыкновенного человека, который занял высокую политическую должность и в чем-то был «успешен», в чем-то «провален». И отсюда эти споры, мол, нужно или не нужно было ему делать акцент на восточной политике, вступать или не вступать в войну…

Даже недавняя и кем-то искусственно подогреваемая история с «екатеринбургскими останками» представляет нам Царственных Мучеников не как святых, чей образ вызывает трепет и молитвенное вдохновение. Нет, вынесенные на обсуждение публики споры вокруг неизвестных останков выглядят кощунственно, заставляют публику вместе с циничными экспертами обсуждать анатомические подробности… Чего только мы не слышали в ходе этих публичных споров, тиражируемых даже православными СМИ! И всё, что мы слышали, не имеет отношения к святости. Какая уж тут святость, когда не Дух Святой развеивает сомнения и указывает верное решение, а земные эксперты, среди которых даже есть атеисты.

Но там, где нет Духа Святого, где нет благодати, там действует зло и совершается беззаконие. Православный Царь — носитель Духа Святого. Через Царя Господь удерживает мир от впадения в беззаконие, удерживает от хаоса. Не то главное, что Царь построил Транссиб, накормил и одел народ, победил врагов и супостатов… Главное то, что Царь, Помазанник Божий, самодержавно ограждал Россию от падения в духовную пропасть, ограждал от зла.

…При попущении нашего народа наш Царь был убит. И Россия сорвалась… Весь мир сорвался и летит сегодня туда, где царит беззаконие, где царит новый антихристианский порядок, где власть антихристова.

Святитель Иоанн Шанхайский говорил: «Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их. «Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 27, 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха». (Кровь Его на нас. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/krov-ego-na-nas/)

Вот об этом нужно нам размышлять в первую очередь сегодня на круглых столах, на наших православных встречах, посвященных памяти святого Царя Мученика Николая и его Святой Семьи.

Мы видим, что Господь еще не оставил нас. Мы видим, что Господь еще терпит нас и ждет нашего покаяния.

Нам следует покаяться. Нам необходимо покаяться. Покаяться даже вопреки стараниям тех, кто активно трудится сегодня, чтобы не допустить покаяния, чтобы вообще десакрализировать Святого Царя Мученика, чтобы «развенчать» и деканонизировать его.

Святой Царь вместе со своей Святой Семьей молится о России, молится о нас. Господь ждет нашего покаяния. Будет сделан этот духовный шаг нашим народом — будет жить Россия.

Игорь Анатольевич Романов,
Директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус»,
доктор социологических наук

газета РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.