Молитесь за Россию!..
Беседа с гл.редактором журнала «Славянка» …
Пусть клевещут на истину, пусть ненавидят любовь, пусть убивают жизнь: истина оправдается, любовь победит, жизнь воскреснет.
Святитель Филарет, митрополит Московский
СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В МИРЕ И В РОССИИ, ПОСТЕПЕННО МЕНЯЮТ И НРАВСТВЕННЫЙ КЛИМАТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ОТНОШЕНИЕ РУССКИХ ЛЮДЕЙ К СВОЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ, К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ. О ТОМ, КАК НАМ ОТНОСИТЬСЯ К ГЛОБАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕНАМ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «СЛАВЯНКА» СЕРГЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ТИМЧЕНКО.
***
Сергей Владимирович, прошло 13 лет с того дня, когда Вы издали первый номер «Славянки». Что, на Ваш взгляд, изменилось за прошедшее время в жизни общества и изменилась ли в связи с этим первоначальная концепция журнала?
Мы начинали в относительно спокойные 2005-2006-е годы. В 2008 году СМИ заговорили о кризисе, но его как-то народ не ощутил. Сейчас о кризисе говорят мало, но он реален и ощутим, и, очевидно, набирает темпы.
В 1991 году Россия проиграла холодную войну с Западом и «благополучно» обрела положение зависимой от ФРС колонии (Федеральная Резервная Система — частный банк, которым владеют финансовые кланы Ротшильдов, Рокфеллеров, Морганов и Ко, обеспечивающий мировую эмиссию американских долларов, контроль кредитной политики США, а также контроль и внешнее управление правительствами крупнейших стран мира в контексте их использования в построении нового мирового порядка). Об этом, кстати, неоднократно заявлял обществу депутат Госдумы Евгений Федоров. Видимо, с той целью, чтобы мы не очень-то критиковали и относились с должным сочувствием и снисхождением к назначаемым Федрезервом российским президентам. Что мы добросовестно и делаем…
Так или иначе, Отечество наше оказалось встроенным в матрицу мирового глобализационного процесса. С чуждой нам идеологией и, фактически, оторванной от нужд государства экономикой.
Теперь уже не только американский, но и русский народ, также отдавший практически всю власть в стране в распоряжение банкиров от ФРС, — активно включился в строительство фундамента «царства антихриста».
Подобно тому, как строилась в ветхозаветные времена Вавилонская башня, в наши дни идет активное строительство «Нового Вавилона» с новым мировым порядком, в котором воплощается в жизнь и утверждается все, что противно Богу и Его Святой Церкви.
По замыслу строителей должны исчезнуть традиционные национальные государства с их территориальными границами. Вместо государства — «госкомпании», ТОРы (территории опережающего развития) с соответствующими религией и идеологией. Должно исчезнуть и само понятие «народ», а с ним и такие понятия, как история, культура, менталитет. Вместо русских, немцев, французов и англичан — «граждане мира», население планеты, которое может жить, «где захочет», делать, «что хочет», но с одним лишь условием: свобода их духовной и материальной жизни будет определяться чипом, который они должны будут добровольно внедрить в свое тело. И будет тот, кто управляет этим чипом, так или иначе ограничивая «свободы» его владельца, у каждого из которых будет своя степень этой самой «свободы»…
Зачем, спрашивается, Господь, без воли Которого и волос не падает с головы человека, попускает все это беззаконие, тайна которого совершается на наших глазах?
Ответ, если искать его человеческим разумением, может быть очевиден. Мы ведь знаем, что сатана — падшее нераскаянное создание Божие и не может сам ничего творить.
По попущению Божию сатана творит беды и несчастья праведному Иову Многострадальному, чтобы испытать (в надежде сломить) его веру в Господа. Знаем и то, что «претерпевый до конца» — тот спасется. Велики были страдания праведного Иова, безмерно его человеческое горе, сравнимое разве что только с самой смертью. Но он перенес все муки, все испытания и не уронил своей веры в Бога. И получил награду сторицей — исцеление от проказы, новых десятерых детей, благосостояние, но, главное, — благую участь в жизни вечной!..
И ныне Россия — подножие Престола Божия, земной удел Руси Святой — место, где, подобно горнилу, испытывается на прочность веры русский человек, русский народ.
Поэтому не так страшно, что Господь попускает завладеть иноверцам и иноплеменникам всем достоянием русского народа, богатствами Русской Земли — не мамоной и не имуществом жив русский человек. Страшно потерять веру, надежду на помощь Христову и не устоять в Истине.
Понимают это и те, кому особо ненавистна Православная Россия. Те, кто за последние годы настолько укрепились во власти, что почти перестали опасаться народа, создав одну из самых крупных в мире армию полицейских. Руками «иванов, не помнящих родства», оторванных от веры предков, укрепляется беззаконие на нашей земле.
Чтобы образумить народ, возродить в нем веру, необходима Церковь. Это очевидно, как день. Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Без Церкви невозможно сегодня объединить на благие цели народ. Но Церковь традиционно опиралась на помощь государства. И вот сегодня мы видим, как целенаправленно происходит демонтаж государственного устройства. Государство, обязанное заботиться о здоровье, образовании, судебной и правовой безопасности своих граждан, все более и более утрачивает эти функции. Духом коммерции и коррупции скрепляют вновь создаваемые декорации для нового государства-химеры, которым хотят заменить традиционное национальное государство. Уже начинает вырисовываться вместо некогда великой державной России, уродливый облик химерической «Раши». Сегодня для населения этой «Раши» в недрах Минздрава вовсю идет работа по созданию чипа, который должен заменить карту обязательного медицинского страхования. Пока только карту…
На что же надеяться нам, русским, когда нас загоняют в резервации в собственной стране?
Одна лишь надежда — на Церковь и Армию. На благодатных отцов-молитвенников и на патриотизм и мужество таких боевых русских солдат и офицеров, как полковник Юрий Буданов, капитан I ранга командир АПЛ «Курск» Геннадий Лячин, капитан I ранга начштаба дивизии подводных лодок Владимир Багрянцев, казачий полковник Владимир Наумов, рядовой Евгений Родионов — вечная им память!..
Надежда и на то, что кризис образумит нас, отрезвит, наконец, отвратит от телевизоров и, вместо шопинга и футбола, направит в храмы Божии… Ведь пенсионная реформа и дальнейший рост неподъемно-коммерческих медицинских услуг очень скоро отсекут старые сучья от народного древа. Молодые же, крепкие ветви посекут в военных конфликтах, к которым активно готовятся и подталкивают нас устроители мирового порядка.
Поэтому, чтобы выжить, сохранив свое национальное достоинство, нам надо жить по-своему, русскому уставу.
Во-первых, подобно Иову Многострадальному, за все, за доброе и злое, что происходит с нами, благодарить Бога, не терять уверенности, что Он более, чем кто-либо, заботится о нашем спасении.
Во-вторых, не впадать в грех нерадения и не унывать.
В-третьих, неустанно, днем и ночью, просить Господа, Божию Матерь и святых угодников о помощи не только в наших личных и семейных делах, но и о спасении Земли Русской от коварного ига иноверцев-иноплеменников. Ежедневно творить пусть самое малое дело во спасение России, хотя бы раз в день сказать в своем сердце: «Господи, спаси Россию».
В-четвертых, твердо стоять в вере православной, жить не в страхе перед людьми, не в угождении им, но в страхе Божием, в угождении Богу; и учить тому, прежде всего остального, своих детей.
В-пятых, помогать своим братьям во Христе не корысти ради, но ради нашего православного единства.
В-шестых, всегда помнить, что ни на минуту не перестает диавол творить свою разрушительную работу: день и ночь его ратники — чубайсы и грефы — с их подопечными трудятся не покладая рук над порабощением русского народа.
…Вы видите, я не сказал ничего нового, но из сказанного проистекают новые задачи и обновленные цели «Славянки»: по мере своих скудных сил поддерживать православный дух народа Божия в наше апостасийное время; быть ему поддержкой в деле охранения Святой Церкви от ересей и разрушительного духа безбожия, внедряемого в церковную жизнь.
Вы хотите сказать, что концепцию «Славянки», которую мы знали, скажем, пять лет назад, дополнила политическая составляющая?
Я хочу сказать, что нас «подсадили на новости» и на «политологов» с «аналитиками» с целью полностью отвратить народ от всех государственных проблем и реальной политики государства, заморочить ему голову так, чтобы он оказался не в состоянии вообще что-либо понять из происходящего вокруг. Глава Сбербанка Г. Греф, уже не стесняясь, высказался со ссылкой на тысячелетний опыт иудейской каббалы о том, что, «как только люди узнают правду, манипулировать ими будет тяжело»… Поэтому и существуют, как отметил Греф, «специально обученные люди», которые через СМИ доносят населению то, что необходимо для манипулирования их сознанием.
Благодушествование в вопросах политики привело к тому, что от народа «благоуспешно» скрывают правду о происходящем в стране. Однако именно в силу духовного инстинкта самосохранения для верующих не может быть безразлична мораль общества.
Со времени пророка Моисея, мы видим, что и священству небезразлично духовное состояние народа и его правителей. Так, узнав, что в народе Израильском возобладало поклонение золотому тельцу, пророк Моисей призвал 300 сынов колена Левина и приказал им казнить идолопоклонников, и было убито около 3000 израильтян, отошедших от правой веры и поклонившихся золотому истукану. Пророк Божий Илия, подобно нам, жил в обществе, где основная масса его единомышленников предалась безбожному язычеству, поклонению чудовищу Ваалу. Томимый ревностью по Богу, святой пророк потребовал от нечестивого израильского царя Ахава, чтобы тот перестал следовать за волхвами Ваала, и, доказав их полную духовную несостоятельность и немощь, умертвил собственноручно несколько сотен жрецов у потока Киссова.
Смелым и грозным обличителем идолопоклонства и нравственной распущенности в обществе был святой пророк Исаия, за верность своих пророчеств названный ветхозаветным евангелистом. Из библейской Книги пророка Исаии мы узнаем, что за обличение нечестивого иудейского царя-идолопоклонника Манассии он был предан мучительной казни. Но и Манассия был наказан Господом. Его заковали в цепи и отправили в Вавилон. В ассирийском плену Манассия глубоко раскаялся в содеянном в прошлые годы и по восстановлении на престоле возродил богослужение в Иерусалимском храме, оставив потомкам знаменитую покаянную молитву. Другой великий пророк священник Иезекииль, который пребывал в плену с коленом Дановым, так же за обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя был предан казни побиением камнями.
Но и в новозаветные времена мы имеем яркий пример неравнодушия к нравственным качествам народных правителей в лице «величайшего из рожденных женами» Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который подвизался на поприще общественного служения «в духе и силе Илии» (см. Лк. 1, 17).
Когда Ирод Антипа, сын Ирода Великого, в нарушение норм иудейской морали взял себе в жены супругу своего брата Филиппа Иродиаду, святой пророк Иоанн подверг тетрарха Иудеи резкому обличению, за что и был заточен в темницу. Иосиф Флавий в своих знаменитых «Иудейских древностях» писал, что «Ирод казнил этого праведного человека (пророка Иоанна), который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми другу к другу, из страха возникновения народных волнений».
В истории Русской Церкви мы имеем пример преподобного Сергия Радонежского, который умирял междоусобную вражду князей, так или иначе влиял на их политику управления княжествами. Святитель Ермоген из заточения выступал против польского ига. Святитель Тихон Задонский решительно выступал против языческих требищ и ревностно увещевал священство в их строгой ответственности перед Богом за сохранение от погибели христианских душ и не побоявшийся сказать «сильное слово» в адрес властей, попускающих народное растление и кощунство над святынями. Наконец, святитель Тихон, патриарх Московский, выступавший с обличением зверств и беззакония большевицкой власти.
И подобных примеров несть числа. Духовное состояние народа никогда не было чуждо пастырям нашей Церкви. Но кто, скажите, может утверждать, что борьба за традиционные духовно-нравственные ценности — это не политика?
Сергей Владимирович, все примеры, приведенные Вами, относятся к духовным лицам: пророкам, монахам, архиереям. Но «Славянка» — это женский светский журнал. Вы — тоже светский человек. Как соотнести это со всем тем, что Вы сказали выше?
Именно — светский. То есть причастный Свету, а не тьме…
Все мое детство и юность прошли с отцом-пограничником в Закавказье на границе с Турцией. Повсюду, где мы жили, каждый офицер обязательно имел в квартире радио, которое никогда не выключалось. Передачи велись с 6 утра и до 12 ночи, начинались и заканчивались гимном СССР. Когда случались нарушения границы, чаще всего глубокой ночью, отряд поднимали по тревоге, и по радио звучали позывные, например, слово «тайга»… Я не раз слышал сквозь сон, как под эти монотонно повторяющиеся позывные, гулко стучали за стеной в подъезде сапоги офицеров, бегущих в отряд. Эта атмосфера тревоги и ответственности за нерушимость государственной границы осталась в моей памяти навсегда. Один нарушитель, какой-нибудь иностранный разведчик, и — сотни военных, поднятых по тревоге!
А теперь — тысячи этих «нарушителей» открыто громят Российское государство, рушат границы русских семей — и никакой тревоги, никакой ни у кого ответственности…
От отца-пограничника, отдавшего 30 лет охране государственной границы, видимо, и передалось это и непреодолимое неравнодушие к «нарушителям» всех мастей, естественное стремление по мере своих сил препятствовать их тайным и явным козням по разрушению России, которая нам, русским, дорога, как родная мать.
Наверно, с этим связана и «царская тема», которая красной нитью проходит через журнальные публикации «Славянки» последних лет?
Судите сами, если мы только и будем озабочены сугубо проблемами своей карьеры, своей семьи, своего прихода или своей епархии, уже очень скоро мы столкнемся с такими проблемами и бедами, в сравнении с которыми все наши сегодняшние проблемы станут просто ничтожными.
Тяжелый государственный недуг измены своему народу может внезапно обрушиться на нас трагическими последствиями, когда уже поздно будет излечить его малой кровью. И уже не до спортивных секций, детских кружков, не до репетиторов, не до кулинарных тем будет и нашим женам…
В то время, когда правители, вопреки достойной заботе о благосостоянии народа, попускают его разорение, у народа остается одна надежда — на Бога, на молитвенную помощь Пресвятой Богородицы и угодников Божиих, подвизавшихся на Русской Земле.
И вот здесь, спрошу я вас, кто более всех в нашей истории заботился о единстве и укреплении русской нации и Русского государства? Святые и благоверные вожди, великие князья и русские цари, исполнившие свое царское служение богобоязненно и с честью, не жалея своей жизни. Если мать молится от своих детях, то царь — обо всем своем народе! Поэтому к кому, как не к царям, искренне печалившимся о своем народе и о его благе и всей России, обращать сегодня наши молитвы?
Великие святые князья — равноапостольный князь Владимир, Креститель Руси, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской с преподобной Евфросинией Московской, благочестивые цари Иоанн III, Иоанн Грозный, Федор Иоаннович, Павел I, Александр III, святые царственные мученики боговенчанные царь Николай и царица Александра, цесаревич Алексий, великие княжны Ольга, Татьяна, Анастасия и Мария — более 150-ти русских князей и особ царского рода прославлены в лике святых Русской Православной Церковью, и молиться о спасении России, обратившись к ним за помощью, наша соборная обязанность.
Уже не один год «Славянка» выражает свою печаль и надежду в том, чтобы изменился чин обращения на отпусте во время богослужений к святым царственным страстотерпцам, до сир пор не удостоенным поименного возглашения. На всю Москву, может быть один единственный благочестивый и верный протодиакон, возглашающий каждого царственного страстотерпца по имени.
А ведь непроизношение имен царственных страстотерпцев — это очевидное неуважение и непочтение к святым венценосным мученикам. Преподобномученицу Елисавету и инокиню Варвару, по обычаю следующих за ними, именуем, а царскую семью — нет! Святых иноплеменников, подвизавшихся сотни лет назад в Египте и Средней Азии, именуем, а величайшего русского святого царя-мученика Николая, отдавшего в жертву за русский народ и свою жизнь, и жизнь любимых детей — нет! «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский царь Николай», — говорил знаменитый старец Николай Гурьянов, поднимавший государя на уровень «самого великого Русского царя».
…И в столетие со дня гибели Царственных мучеников мы продолжаем надеяться на изменение этого малодушного момента богослужебного чина, составленного, по всей вероятности, в страхе перед потомками распинателей Христовых и богоотметных убийц царских…
Есть определенное мнение, его поддерживают даже в церковных кругах, что нужно достойно прославить царственные останки из Поросенкова Лога под Екатеринбургом…
Уже доказано научно, и результаты научных экспертиз подтверждены в Германии в судебном порядке, что эти останки не имеют никакого отношения к царственным мученикам. Нет их почитания и в народе Божием. За все годы их пребывания в Петропавловском соборе — ни одного чудесного исцеления, ни одного случая чудесной помощи. А ведь молиться можно было и на некотором отдалении от них, просто находясь в храме… Старец Николай Гурьянов, о котором архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, как о святильнике, подобном Серафиму Саровскому, неоднократно свидетельствовал: «Царских останков нет! Они в свое время сожжены были — храните эту истину, которая необходима в вечности!.. И те, кто поверят клеветнику и будут идти против царя, творить зло с подложными останками — участь их страшна в вечности! Сохрани Бог! Нельзя верить лжи!..»
Признание «екатеринбургских останков» святыми мощами — дело совести и веры каждого из нас. Зачем и кому необходимо прославление лже-мощей, мы уже писали в «Славянке».
Сергей Владимирович, я думаю, читатели уже обратили внимание на Ваше неравнодушное отношение к личности Иоанна Грозного. Вы могли бы пояснить свою позицию?
Почитание святых, помимо всего прочего, подразумевает наше желание подражать тем подвигам, которые они совершали, а так же приобщиться духовно той благодати, которую они стяжали при жизни.
Но ведь царь Иоанн Грозный не причислен к лику святых Русской Православной Церковью?
О его общецерковном почитании как святого речь и не идет. Это не означает, что у нас нет права келейно почитать его как святого. Преподобный Серафим был прославлен Церковью в 1903 году. Но все, кто знал батюшку, почитали его как святого и до его канонизации, и никого это не возмущало. И своих родителей мы любим, независимо от того, как к ним относятся другие. Не «канонизирована» и Земля Русская, на которой совершалось и немало беззаконного, но для нас, русских, она святая, и мы любим ее сыновней любовью…
Личность царя Иоанна Васильевича Грозного, по моему убеждению, может служить лакмусовой бумажкой нашей русскости.
Но Вам должно быть известно отрицательное отношение к Иоанну Грозному патриарха Алексия II?
Да, известно. Я присутствовал на том самом московском епархиальном собрании, когда Святейший публично озвучил свое мнение о царе Иоанне Грозном.
Мы благодарны Святейшему Патриарху Алексию II за его твердую позицию по екатеринбургским лже-останкам. Он, как и все православные, однозначно отрицал их принадлежность царственным мученикам. Однако его мнение о первом русском царе, помазаннике Божием — совершенно ошибочно. «Всякий человек может ошибаться, — говорил известный одесский старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), — и патриарх может иметь ошибки».
А какие тогда у Вас аргументы к почитанию Иоанна Грозного?
Аргументов более, чем достаточно. Во-первых, помимо патриаршего, есть, или вернее, было очень положительное отношение к царю Иоанну Грозному старца Николая Гурьянова и митрополита Иоанна (Снычева), которые относились к нему как к местночтимому московскому святому. Я думаю, никто не посмеет отказать им в искренней любви к России, к русскому народу и в преданности святому Православию. Митрополит Иоанн, кроме того, имел историческое образование, имел степень доктора церковной истории, и, насколько мне известно, в Санкт-Петербурге уже идет работа по подготовке материалов к его канонизации. Ну, а в святости отца Николая Гурьянова вряд ли кто сомневается. Батюшка глубоко почитал царя-мученика Николая II и царя Иоанна Грозного и говорил своим духовным чадам: «Если услышите, что кто-то хулит царя Иоанна, сразу просите Господа, чтобы Он простил этого человека. Он ведь может умереть без покаяния!» Батюшка справедливо полагал, что хула на богопомазанника — это хула на Духа Святого, грех, который не может быть уврачеван и мучениями, если не было в нем раскаяния. «Царю Иоанну не нужно оправдываться, — говорил батюшка, — он хранил Господом врученное ему царство и Церковь от врагов и ересей, он был первовенчанным царем, собравшим воедино Святую Русь…Это был высокой жизни и святости царь».
И что, Вы мне посоветуете, — пренебречь этим отношением святых и глубоко любимых мною людей?
Во-вторых, у нас есть и другое, документальное свидетельство еще одного православного подвижника — протоиерея Валентина Амфитеатрова, которого считает святым известный московский проповедник отец Димитрий Смирнов. Отец Валентин был настоятелем кремлевского Архангельского собора, где в алтарной части пребывают мощи царя Иоанна. В течение нескольких лет отец Валентин собирал и тщательно записывал в особую книгу все случаи чудесной помощи, которую посылал нуждающимся Господь по молитвам к царю Иоанну Грозному, которые возносились у его гробницы. В начале XX века эту книгу отец настоятель показал государю Николаю II, и тот, ознакомившись с нею, отдал монаршее распоряжение подготовить материалы к общецерковному прославлению царя Иоанна Грозного. Известно, что особым почитанием первого русского царя отличалась и государыня Александра Федоровна.
Зная об отношении к царю Иоанну святых царственных мучеников, глубоко почитаемых в народе русских старцев, — как можно было принять противоположную точку зрения иных несвятых и никем не почитаемых людей среди современников, большинство которых, как правило, заражено духом либерализма, особенно популярного в московской «православной» среде?
Взойдя на великокняжеский престол, юный князь столкнулся с огромной тяжести скорбными обстоятельствами. Десятилетиями на Русь делали набеги крымские и казанские ханы, уводя в плен до 20 тысяч славян ежегодно. Особенно ценились молодые женщины, которых продавали в гаремы, а также дети, мальчики и девочки, специально для которых в огромных количествах брались в походы плетеные корзины для перевозки. Казань была главным рынком работорговли, откуда невольников через Феодосию продавали в Средиземноморье и Малую Азию. В «Казанском летописце» можно прочесть, как казанцы «приводяще к себе Русь пленную, яко скот, толпами привязанных держаху и на торгу продаваху иноязычным купцам». Завоевав Казань, юный царь освободил из адской неволи до 100 тысяч русских пленников и положил конец самому выгодному в те времена рабовладельческому «бизнесу», который контролировали в ту пору, по преимуществу, радхониты — странствующие еврейские купцы. Впоследствии царь Иоанн категорически запретил «иноязычным купцам» даже временное пребывание в границах Московского царства. А на упреки по этому поводу указывал на «лихие дела от жидов» и «как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья в наше государство привозили и многие пакости людям нашим делали…»
Ничего не напоминают и ни о чем не говорят Вам эти слова царя Иоанна?..
Он дал свободу, сохранил жизнь, уберег от насильственного обращения в Ислам десятки тысяч русских людей, грозной царской властью оградил их от растления и лихих дел иноверцев внутри своего царства, желая, «чтобы в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущения…», за что и был причислен к врагам иудейского народа.
Таковы упрямые исторические факты, а не их лживое истолкование историками, профессию которых не случайно причисляют к одной из самых древнейших профессий…
И, наконец, еще один важный факт правления Иоанна Грозного.
В 1572 году в знаменитой битве при Молодях, что около 50 км южнее Москвы, царские войска, будучи в многократном меньшинстве, наголову разбили 120-ти тысячную армию крымского хана Дивлет-Гирея и окончательно положили конец золотоордынскому игу на Руси. Это при том, что всего лишь за год до этого, в мае 1571 года, хан одержал победу над русскими, сжег почти всю Москву, разорил многие русские города и с огромным пленом ушел в Крым. Так неоднократно случалось в русской истории, когда народ и цари опирались на помощь Божию…
В-третьих, царь Иоанн Васильевич не допустил Церкви Русской и малейшего сближения с еретической католической Церковью, категорически отверг все предложения римского папы о сотрудничестве, сохранив Православие в надлежащей чистоте и силе.
В-четвертых, он, как благочестивейший отец, дал нашей Церкви и личный плод — два его сына, блаженный царь Федор Иоаннович и благоверный мученик царевич Димитрий, причислены к лику русских святых. А не по плодам ли познается и древо?..
Имеющий уши да слышит, а имеющий ум и очи сердечные — отвергнет ложь и клевету на местночтимого московского святого царя Иоанна, на долю которого выпал самый тяжелый мученический крест «умирания во все дни» ради «тишины без всякого смущения» в народе русском….
Сергей Владимирович, не кажется ли Вам, что мы как-то позабыли, что «Славянка» — это православный женский журнал? Что бы Вы сказали в адрес наших жен?
Лет, может быть, десять назад, помню, пришел я в один из летних праздников на раннюю службу в храм святителя Николая в Хамовниках. Народу было очень мало, в основном старушки и женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Исповедовал знакомый батюшка, он выдернул меня первым из толпы, стоявшей на отдалении от него. Поисповедавшись, я обернулся на женщин и старушек и вдруг увидел в лицах, обращенных в нашу сторону, не жен, а воинов — столько было духовной силы и крепкой веры в их глазах. И как были прекрасны и совершенно лишены всяких признаков возраста их православные лица! Вот оно, наше православное воинство, духовная сила земной Церкви, ее ратники и молитвенницы: наши жены, матери, бабушки!
Невозможно переоценить роль женщины в Церкви, в семье, в обществе. Я уже говорил когда-то, что именно благодаря осознанию этой роли и значения женского служения в нашей жизни, мы взялись за издание «Славянки».
Сегодня эта роль еще более усилилась, так как усилилось давление со стороны колониального чиновничества на семью, школы, вузы. Известное выражение «хочешь победить врага — воспитай его детей» — сегодня стремительно воплощается в жизнь. И именно те, кому безразлична судьба наших детей, по подсказке пресловутых «западных партнеров» безпардонно вмешиваются в их воспитание уже с самого детского сада. А ведь от того, как воспитаем мы своих детей, будет зависеть то, какое у нас будет будущее.
«Дело воспитания детей — самое святое из всех дел», — писал святитель Феофан Затворник. Вот что нам надо уразуметь всем и положить на душу. Самое святое! Помимо талантов, которыми Господь одарил каждого человека, Он дает нам «в приложение» детей, за которых Бог спросит с такой же строгостью, как и за использование дарованных нам талантов.
Не отдавайте самое дорогое, что дает вам Бог, на откуп чужим людям. Очень скоро пролетит время, и вы поймете, что ваша любовь к ним, и любовь ваших детей к Вам — ни с чем не сравнимое сокровище. Не дайте возможности воспитать их в чуждых нам антихристианских традициях. С младых лет воспитывайте их в страхе Божием, чтобы взрастить в них крепость духа, способного принять на себя тяжесть величайшей Христовой заповеди: «Да любите друг друга». Всегда помните наставления святителя Феофана о том, что «большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам… также и дома — …частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном …вообще — все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».
…Да, нас побеждают, но мы непобедимы, когда с нами Бог!
Всех духовных благ и помощи Божией нашим самым прекрасным в мире православным женам!
Беседовала Вера Первова
Православный женский журнал «Славянка», №6(78), ноябрь-декабрь 2018 г.
Примечание:
Документальным свидетельством монашеского почитания как местночтимого святого служит запись в святцах Коряжемского монастыря за 1621 год от 10 июня по ст. ст.: «… обретение святого телеси великомученика царя Ивана».