Свет мира
«Доколе свет с вами, веруйте в свет,
да сынами света будете» (Ин. 12, 36)
«Свет Христов просвещает всех». Эти замечательные слова мы слышим на умилительном великопостном богослужении – Литургии Преждеосвященных Даров. Бог неизменен и еще в первый день творения Он изрек: «Да будет свет». И вот теперь каждый день Церковь молится: «Христе, Свете истинный, освящаяй и просвещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет Лица Твоего, да в Нем узрим Свет непреступный…». Этот божественный свет от начала мира незримо пронизывает все мироздание и жизнь каждого из нас. Отчего же столько бедствий, нестроений, скорбей и болезней в окружающем нас мире? Только лишь от нашей неспособности воспринимать этот свет, а значит, неумения этим светом творчески преображать и оплодотворять свою душу, жизнь своих близких и мир вокруг себя.
Все это случилось после того, как однажды человек, имея до этого жизнь, наполненную радостью, божественным светом и любовью, решил попробовать иной путь – путь непослушания своему Богу и Творцу. С тех пор люди, больные тяжелым недугом непослушания и своеволия терпят неисчислимые бедствия: обречены жить в тусклом отблеске божественного света, во тьме лжи, лукавства и самооправдания, довольствуются пошлыми суррогатами подлинной радости, предаются низменным инстинктам и вожделениям, от удовлетворения которых сами же безмерно страдают.
Христос явился в мир для того, чтобы разрушить это средостение, и чтобы жизнь каждого человека смогла вновь воссиять подлинным светом Божественной любви и радости. «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси, Свет Непреступный» — так об этом говорится в кондаке праздника Богоявления (Крещения Господня). Теперь перед каждым из нас стоит выбор: быть чадом света или чадом тьмы. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов отмечает в своем первом соборном послании: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Апостол дает простой и очень точный совет как же восстановить в себе способность воспринимать Божественный свет во всей возможной нам полноте, наполнять окружающий мир этим светом. Необходимо покаяние в грехах своих, то есть в тех наших деяниях, словах и помыслах, которые противны Божественной Истине, и которые создают в нашей душе преграду для Света Истины. И тогда Всемогущий Господь попалит и истребит в нас всякое греховное терние, и, очистив свои сердца, мы станем способными видеть Бога («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф., 5, 8)), видеть его Божественный свет («Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10)).
Главное сокровище России – Православная христианская вера и Церковь Христова – хранительница истиной святости и благочестия. Возрождение и преображение жизни в нашей стране невозможно без обращения к спасительным источникам света. Именно с этого должно начинаться все доброе на Руси. В этом мы черпаем силы и вдохновение для всех наших созидательных начинаний. Как решить многочисленные проблемы, стоящие перед нашим обществом сегодня? Только двигаясь вышеозначенным путем, исполняясь Духа Божия, ибо дух творит себе формы. Необходимо твердо помнить о том, то Бог ближе к нам, чем кто-либо другой и всегда откликнется на нашу просьбу о помощи, если мы угодное Ему творим.
Все наше общество, как единый организм, должно стать прекрасным светильником, горящим и светящим, являющим всему миру главную истину христианства о том, что Бог – есть любовь. Мы исполним одну из важнейших заповедей Нагорной проповеди: «Вы – свет мира» (Мф. 5, 14) и увидим подлинную божественную красоту Православия. И тогда Русь Святая горняя и дольняя обретет свое единство в Боге, воплотившемся в мире для того, чтобы принести спасение людям и открыть для них источник неиссякаемой радости, текущий в жизнь вечную. И никто и ничто не сможет нас отлучить от любви Божией и заслонить собой Его Божественный свет.
Николай Павленко