НА ВАЛААМЕ ПРОШЛИ VI ВАЛААМСКИЕ ЧТЕНИЯ «ПОСЛЕДСТВИЯ 1917 ГОДА ДЛЯ ЦЕРКВИ, НАРОДА И РОССИИ: ПОПЫТКИ ОБРЕТЕНИЯ УТРАЧЕННОГО»

VI Валаамские образовательные чтения

«Последствия 1917 года для Церкви, народа и России:

попытки обретения утраченного»

К столетию революции в России

0_ecdd2_f41f6771_L

С 19 по 21 мая 2017 г. Православный Культурно-Просветительский центр «Свет Валаама» при Спасо-Преображенском Валаамском монастыре провел на Валааме очередные VI Валаамские образовательные чтения. Тема конференции, «Последствия 1917 года для Церкви, народа и России: попытки обретения утраченного», посвящалась 100-летию революции в России и была призвана привлечь внимание молодого поколения к осмыслению этой даты, ее значения, трагических последствий и их влияния на исторический опыт и современные процессы в обществе.

Валаамские образовательные чтения проводятся раз в два года по благословению Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, и нацелены на развитие церковно-государственного сотрудничества в образовании, воспитании и духовно-нравственном просвещении детей и молодежи.

Заседания участников и гостей чтений проходили в прекрасном конференц-зале недавно отреставрированного комплекса с храмом в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник» во внешнем каре монастыря, где ранее, до опустения обители, располагалась монастырская богадельня и больница.

В VI Валаамских чтениях приняли участие около 30 человек гостей, в том числе министр образования Республики Карелия А. Н Морозов и министр Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями А. А. Манин с супругой, историки Петрозаводского государственного университета, Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН, Карельского регионального института управления, экономики и права, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также представитель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, аспирант Варшавской Христианской академии в Польше Фома Куприянович, представители изданий «Духовно-нравственное воспитание» и «Русская словесность» (издательство «Школьная Пресса»), «Новое время» и «Диалог поколений». Было озвучено 19 докладов и два выступления представлены заочно.

Его Высокопреосвященство епископ Панкратий, благословив участников чтений, в своем приветственном слове подчеркнул: «Последствия революции 1917 г. катастрофичны… Сейчас, с высоты столетия, можно говорить, что утрачены целая цивилизация, страна – огромная и целостная империя, прежде сложная и прекрасная… культура, множество людей, великолепных ученых и художников, интеллектуалов, — исчезла и уничтожена была эпоха. Сотни тысяч людей… были погублены. Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее… Такие вещи относятся к безвозвратным потерям…

Восполнима может быть только лишь наша благословенная память, наше благоговейное восстановление тех имен, того подвига, который был совершен нашими новомучениками и исповедниками, за Христа пострадавшими. Новомученики – это семя Церкви. Своим примером, своим следованием за Христом, истинным самопожертвованием они дают пример всем нам. Подвиг их очень важен еще и потому, что он говорит о подлинном христианстве, о том христианстве, которое действительно показывает, какими должны быть настоящие христиане» [https://valaam.ru/publishing/27426/].

0_ecdc1_bdf1c007_LДиректор и духовный руководитель ПКПЦ «Свет Валаама» игумен Мефодий (Петров) также обратился к участникам чтений с приветствием и сказал в частности: «Ваше Высокопреосвященство наилюбимейший Владыка Панкратий, Ваше Превосходительство наилюбимейшие господа министры, глубокоуважаемые наилюбимейшие братья и сестры, благословите меня от лица всех сотрудников Центра «Свет Валаама» приветствовать всех вас на святой валаамской земле в нашей святой Валаамской обители. Желаем, чтобы вы чувствовали себя как дома, потому что всех нас, хотя мы такие разные собрались здесь: и великие государственные деятели, и великие ученые, и великие педагоги, великие работники культуры и священнослужители, — нас объединяет и связывает одна любовь к родине, к России, к нашему прелюбимейшему Господу, к нашей Святой Церкви, к молодому поколению. Нас объединяет забота, чтобы будущее в России было не такое как после 1917 года.

Для меня как человека, который родился далеко за пределами Святой Руси, последствия 1917 года были весьма болезненны. Никто из нас никогда до конца не поймет, что произошло и как Господь попустил такое тотальное уничтожение русской интеллигенции, уничтожение носителей духа на Святой Руси. Мы знаем из Священного Писания, что пути у человека боголюбивого должны быть мирными, приятными. Они должны быть в правде, милости, в истине, в благоденствии, со славой и в богатстве. Но когда мы сталкиваемся с беспощадным злом, видим такое издевательство над величайшим русским народом – нам остается только утешаться словами нашего Господа, Который сказал: «Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть, как Меня гнали, так и вас будут гнать». Только этот ответ из Его сладчайших уст может утешить нас, потому что то, что произошло с наилюбимейшим русским народом, это великая тайна, великая боль, великая трагедия.

Вы знаете, что наша святая обитель возрастает благодаря трудам наилюбимейшего владыки Панкратия, всех отцев и братьев. Монашество – это тоже тайна Божия. Каждый монах является убежищем для Бога, как говорила святая Кассия Константинопольская: “Монах есть жилище Бога, престол царский, чертог Святой Троицы”. Мы все стремимся к внутреннему очищению и понимаем, как мы далеко от древнего оного великого подвига наших святых отцев. Потому, нужно всем нам работать над собой, особенно в такое трудное время. Примером могут служить недавние события на Украине. Какое мрачное дыхание темных сил на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата! Невозможно даже предположить, какое страшное гонение ожидает наших братьев и сестер на Украине. Мы можем только уповать на Господа, чтобы Он не попустил повторения ошибок, которые мы совершили и в результате которых были погублены столько жизней, столько печали и скорбей было причинено людям на земле.

Свое выступление хотелось бы завершить словами Спасителя: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лук.12:32)».

0_ecdd0_e811e77c_L

Ведущим Валаамских чтений был избран постоянный их почетный гость и участник Андрей Александрович Манин, министр Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями. На Валаамские чтения он прибыл прямо с конференции в Тверской области, посвященной 400-летию переселения карел на тверскую землю. В своем выступлении на открытии Валаамских чтений он рассказал гостям о религиозной ситуации в Карелии, развитии государственно-конфессиональных отношений и поддержке социально значимой деятельности религиозных организаций, позволяющей обеспечивать мирные и добрососедские отношения в крае, где проживают представители разных народов и конфессий.

Министр образования Карелии Александр Николаевич Морозов, уже второй раз порадовавший своим посещением организаторов и гостей Валаамских чтений, рассказал о том, как готовится современная система образования Карелии следовать принятой правительством Российской Федерации стратегии развития воспитания, определяющей воспитательную компоненту как стратегический общенациональный приоритет, о первых трудностях и успехах на этом пути. Министр считает очень важным признание впервые с советских времен того, что образовательная и воспитательная деятельность должна одновременно обеспечивать и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Различным аспектам событий истории собственно 1917-1918 гг. и ближайшего послереволюционного периода были посвящены выступления доктора исторических наук, профессора М. В. Шкаровского «Петроградская епархия в 1917-1918 гг.: опыт и уроки противостояния антирелигиозным гонениям»; директора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского ГУ, доктора исторических наук, профессора С.Г. Веригина «Православная Церковь в Финляндии и Советской России – проблема отношений после 1917 г.»; профессора кафедры отечественной истории Петрозаводского ГУ, доктора исторических наук А. М. Пашкова «Большевистская власть и православное духовенство Олонецкой губернии в 1918 г.»; старшего научного сотрудника сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН, кандидат исторических наук, доцента Е. Ю. Дубровской «Революция 1917 г. в России и Гражданская война в исторической памяти населения Карелии».0_ecf1f_d6d6c4b5_L

Пресс-секретарь Валаамских чтений, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия, кандидат исторических наук Т. И. Шевченко рассказала в своем докладе о провалившейся попытке «церковной революции» в Валаамском монастыре весной 1917 г. и объяснила, как она понимает причины столь своевременного провала.

Большой интерес вызвало выступление старшего научного сотрудника Отдела библиографии и краеведения и руководителя Центра «Возвращённые имена» при РНБ, человека чье имя известно каждому, кто занимается темой репрессий, А. Я. Разумова, показавшего презентацию о Левашовском мемориальном кладбище, иллюстрирующую шокирующую историю преступлений советской власти в Ленинграде. Левашовское кладбище — место захоронений жертв репрессий – было не так давно рассекречено и представило миру правду о злодеяниях безбожной власти. В настоящее время на кладбище устраивают памятные доски и устанавливают памятники родственники жертв и люди разных народов и конфессий, многочисленные представители которых оказались погребенными здесь.

Об аналогичной трагической истории массовых репрессий только теперь в Москве и Московской области в своем докладе «Неизвестное Бутово» рассказала старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, известнейший специалист в данной теме и кавалер ордена св. равноап. княгини Ольги III степени Л. А. Головкова. Она заметила в частности: «Истреблению по большей части и при всех обстоятельствах подлежала мужская часть населения. Из 20 760 человек на Бутовском полигоне было расстреляно 860 женщин, остальные – мужчины… Кроме русских, которых в Бутове примерно 70 % от числа здесь лежащих, преобладают латыши, поляки и евреи, за ними по численности идут украинцы, немцы, белорусы. Всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти… Подавляющее большинство расстрелянных (80-85%) были люди беспартийные; около половины из всех имели низшее образование. Словом, это были люди, далекие от политики. Здесь расстреливали и 15–16-летних подростков, и 80-летних стариков… Если говорить о классовой принадлежности и роде занятий.., то больше всего здесь… загублено простых рабочих; за ними, по численности, следуют служащие советских учреждений, потом крестьяне – в меньшей степени колхозники, в большей – единоличники, записанные в делах как кулаки, крестьяне-середняки и даже как бедняки. В следственных делах они называются “землепашцами” и “хлеборобами”, то есть – кормильцами Русской земли… Вслед за крестьянами по количеству расстрелянных следуют люди, пострадавшие за веру. Чада Русской Православной Церкви – священнослужители и миряне, убиенные на Бутовском полигоне, занимают особое место среди пострадавших. По количеству казненных за веру Бутово не сравнимо ни с одним из других мест массовых расстрелов и захоронений. Здесь было расстреляно 934 человека, единственная вина которых заключалась в исповедании Православия».

Директор Государственного музея истории ГУЛАГа, член Общественной палаты г. Москвы и руководитель Фонда «Увековечения памяти жертв политических репрессий» Р. В. Романов в докладе «От темноты забвения к светлой памяти» рассказал о современной технологии формирования мемориальной культуры. Он напомнил, что технологии уничтожения не только самого человека, но и памяти о нем практиковалась у нас в стране более 70 лет и теперь нам предстоит выходить из этого болезненного и длительного состояния не менее мучительно и долго.

В конференции также участвовали заместитель заведующего научным отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин, который рассказал о последствиях революции в России для взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей и, конкретно, о некоторых компрометирующих Константинопольский Патриархат действиях в отношении Русской Православной Церкви в послереволюционный период.

Заведующая научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета, доктор церковной истории, доктор исторических наук, так же профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Сухова, представившая доклад о возрождении духовной школы в России в 1940-50-х гг., проанализировала в своем выступлении проблемы духовной школы при безбожной власти.

Проблему современного отечественного духовно-нравственного образования школьников в контексте истории России и вызовов современности представил в своем выступлении заведующий лабораторией воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и научно-методическим кабинетом Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, доктор педагогических наук, профессор И. В. Метлик. Он указал на ошибки планирования и реализации программы по духовно-нравственному воспитанию и образованию в школе.

0_ecdf1_ba7467e6_L

В течение рабочего дня конференции чтение докладов прерывалось своевременно организованными службой игумена Мефодия по приему гостей кофе-паузами, во время которых участники могли обсудить услышанное и пообщаться. Обеды и ужины участников проходили в архондарике о. Мефодия и также готовились службой по приему гостей. По окончании чтений гости выразили свою признательность и благодарность всему персоналу и организаторам чтений.

Первые два дня конференции посвящались докладам. В воскресение, на которое выпал третий день чтений, гости посетили Литургию, за которой все пожелавшие, прежде исповедовавшись, причащались Святых Христовых Тайн в главном соборе монастыря. Затем была организована экскурсия по скитам и монастырскому музею.

0_ecf0b_b84045a4_L

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.