Взорвётся ли Корея?
После четвёртого ядерного испытания в Северной Корее буквально все усилия Сеула сосредоточены на том, как наказать северных соседей, заставить их отказаться от «ракетно-ядерных» амбиций.
Понятно, в одиночку не справиться. Остаётся уповать лишь на помощь заокеанского сюзерена. Прочие же представители западного мира либо погрузились в свои проблемы, как Европа в ситуации с беженцами, либо как Япония преследуют свои собственные, не до конца понятные цели на Корейском полуострове.
Инструментарий же воздействия санкциями США тоже не безграничен – Пхеньян недвусмысленно демонстрирует, что, несмотря на все торговые и финансовые ограничения, он может себе позволить и дальше продвигать разработки в ядерной и ракетной областях, не забывая и о своём народном хозяйстве.
Южнокорейцы же полагают, что нужно лишь хорошо попросить Китай, держащий в своих руках, как им кажется, все основные рычаги влияния на Пхеньян, и всё сразу станет на свои места. Критики на словах, по мнению обиженных на чучхеистов, тут мало, необходимо, чтобы Пекин перекрыл нефтепровод, снабжающий Северную Корею. Это ничего, что в результате подобных действий из-за транспортного и энергетического коллапса пострадает гражданское население, главное наказать «последний аванпост тирании». Убедить руководство самой населённой страны мира принять эти планы Сеулу не удалось, единственный действенный аргумент, которым пытались козырять южане – пересмотр соглашения о зоне свободной торговли с Китаем – не сработал. И уж тем более оказались напрасны посылы о близости культур и накопленном доверии.
Не увенчались успехом и усилия американцев. Конечно, недруги КНДР еще лелеют надежду, что им удастся протащить через Совет Безопасности ООН устраивающий их проект резолюции, но с каждым днём подобные мечты с учётом права вето Москвы и Пекина становятся всё иллюзорнее.
В создавшейся обстановке Сеулу ничего не остаётся, как действовать на свой страх и риск. Об этом может свидетельствовать выступление президента Пак Кын Хе (на фото) на заседании правительства РК по вопросам внешней политики и безопасности.
В своей речи первая в новейшей истории Кореи женщина-глава государства в качестве одной из действенных мер предложила исключить северного соседа из числа участников шестисторонних переговоров.
Но, позвольте, где здесь логика? Если цель данного переговорного процесса состояла в решении ядерной проблемы Северной Кореи, то участие последней в нём выглядит просто необходимым и неизбежным. В этом случае заседающие вправе потребовать от Пхеньяна, к примеру, допустить международных инспекторов на свои ядерные объекты, при этом согласовывать все планы подобных поездок с северокорейцами, проживающими, к слову, в суверенном государстве-члене ООН. В противном случае получится, что в ответ на вполне резонный отказ КНДР рискует получить дальнейшее усиление давления. В итоге пятисторонний формат рискует вылиться в заочный суд без присутствия обвиняемого.
Ещё более пугающими выглядят заявления о том, что решать северокорейскую ядерную проблему следует путём решения проблемы Северной Кореи как таковой. Намек вполне понятный – не будет беспокойных северных соседей, не будет и ядерной проблемы Корейского полуострова. Вполне в духе столь нелюбимого всеми либералами, в том числе и в лице южнокорейской элиты, вождя народов: нет человека – нет проблемы.
В развитие данного тезиса Пак Кын Хе вдруг неожиданно начинает в демагогическом стиле разглагольствовать… об объединении Кореи. Да, воссоздание существовавшего более тысячи лет единого государства – вековая мечта всего корейского народа, но, как говорил один известный персонаж, согласие – есть продукт непротивления двух сторон. Ибо, чтобы перевернуть подобную страницу истории без ужасов войны, необходимо, по меньшей мере, предварительно обговорить с элитой противоположной стороны, на каких условиях может идти речь о передаче властных полномочий. Людей, готовых из альтруистических побуждений отказаться от властных полномочий, в мире не сыщешь. Речь, конечно, может идти о неких компенсациях или предоставлении части постов в новом правительстве.
Вполне реальный вариант начал было прорисовываться в последние годы «либеральных», если переводить на политический язык, сеульских правителей левого толка – Ким Дэ Чжуна и Но Му Хена. Речь шла о воссоединении путём слиянии экономик двух частей некогда единой страны. Вначале создание особых экономических зон, в которых Юг и Север открыли бы совместные предприятия, в которых сочетались бы южнокорейские передовые технологии в области производства бытовых товаров и дешевая высококвалифицированная северокорейская рабочая сила. Первым шагом на этом пути стала Кэсонская экономическая зона вблизи демилитаризованной. За нею, по замыслу южнокорейских либералов, должны были бы последовать и другие подобные проекты, что со временем могло привести к объединению большей части экономик двух стран. А это, в свою очередь, уже очень веский аргумент сначала к созданию конфедерации, а затем, после неизбежной на практике взаимной притирки, и к строительству единого государства.
Однако эта благостная картинка не для нынешних напряжённых межкорейских отношений, даже в недавние годы рисковавших скатиться к вооружённому противостоянию. Всем памятны публичные высказывания южнокорейских правых о необходимости привлечения Ким Чен Ира к судебной ответственности даже в случае приезда по официальному приглашению руководства РК. Сейчас ситуация куда сложнее – традиционно издевающимся над телосложением Ким Чен Ына южнокорейцам сегодня по нраву выкладки военных аналитиков о том, как в ходе спецоперации коммандос может быть уничтожено всё северокорейское руководство.
Становится понятно, что в этих условиях южнокорейская элита взяла курс на силовой вариант, предполагающий поглощение Северной Кореи. Этот вывод подкрепляется словам Пак Кын Хе о необходимости готовиться к трудным временам.
Откуда же у южнокорейцев уверенность в том, что их план сработает? Ведь северокорейская армия превосходит южную по численности, боевому духу, к тому же северяне будут в обороне. И это всё даже без учёта ядерной бомбы. Можно с большой долей уверенности предполагать, что подобные расчеты зиждутся на вере в то, что южнокорейское военные смогут, хоть и не без труда, справиться с задачей по смене власти в Пхеньяне. Основанием же для оптимизма южнокорейских военных стало окончание разработки новых баллистических ракет, которые могу поражать цели на территории всей КНДР, по этому поводу было очень много шума во второй половине прошлого года. В этой копилке и создание, кстати, не без российского участия, новых комплексов ПВО, а также уже имевшиеся в арсенале американские комплексы «Пэтриот», которые могут ограниченно работать и по баллистическим ракетам. Плюс корабли типа «Седжон великий» с системой ПРО «Иджис» – их планируется выдвинуть в акватории поближе к северокорейским ракетным базам. За счёт этого комплекса мер планируется отбить ракетный удар возмездия Пхеньяна. Немалая роль отводится и американцам – наивных южнокорейцев впечатлил недавний пролет звездно-полосатого Б-52 над своей территорией. А ведь, с блеском в глазах нашептывают в Сеуле, второй самолёт оставался в это время вне досягаемости северокорейской ПВО и был готов нанести удар ракетами по Пхеньяну.
Так что, начнись реальная война, рассуждают «ястребы», за счёт превосходства на море и в воздухе можно, высадив десант, захватить северокорейское руководство и одержать победу.
После этого, как наивно полагают в Сеуле, северокорейский народ радостно встретит своих освободителей от «тирании». Расходы на объединение-де можно будет покрыть за счёт неплохих запасов ценных полезных ископаемых и создания предприятий, использующих всю ту же хорошо обученную северокорейскую рабочую силу. В этом случае можно будет не размениваться на «пряники» для чучхейской элиты.
По-видимому, кратного усиления напряженности на Корейском полуострове следует ожидать уже в ближайшее время – в феврале должны стартовать масштабные американо-южнокорейские учения всех родов войск. Не зря Пак Кын Хе говорила о «возможных провокациях Пхеньяна» – скорее всего, имелись в виду планы Сеула бездоказательно обвинить северокорейцев в очередной военной «провокации», как это было в августе прошлого года. О многом может говорить и факт продления срока службы южнокорейских «срочников», подлежащих демобилизации.
Готова ли к обострению ситуации на восточных рубежах Москва? Хотелось, чтобы это было так. Пока же мы ничем себя не проявили в этом направлении. Между тем КНДР отвлекает на себя сегодня основное внимание заокеанских сторонников противостояния с нами. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: сдай Пхеньян свои позиции, и давление на нашу страну усилится многократно.
Дмитрий Мельников