Русь. Осталась ли она в нашем имперском Уссурийске?

Никольск-Уссурийский сегодня — это просто Уссурийск. От имперского города, где генерал царской армии Михаил Константинович Дитерихс пророчествовал возрождение России, ничего не осталось. На месте высоченного Никольского собора, рассчитанного на две тысячи молящихся, стоит здание военного штаба с пушками и танками в качестве музейных экспонатов. Разбитые дороги, обшарпанные советские здания, жители в пляжной или рабочей одежде, праворульные авто и китайские, узбекские и еще какие-то нерусские торгаши на улицах…

Вид местных китайцев оставляет дурное впечатление. Они сплошь какие-то неопрятные и, судя по поведению, малограмотные и маловоспитанные. Одеты совершенно безобразно и даже неряшливо. Видно, что это «подросшие» бедняки из приграничных районов, начинавшие когда-то возить баулы с барахлом на приморские рынки. Сейчас они разбогатели на наших потребителях и самодовольно прогуливаются по городу.

Доводилось встречать здесь и других китайцев. Интеллигентных, с прекрасными манерами и очень доброжелательных. Правда, это было давно. Тогда Поднебесную еще не так сильно захлестнул западный ажиотаж потребительства и накопления. Да и люди те были в основном старшего поколения, занятые в педагогике и искусстве. Общение с ними оставило самые теплые впечатления.

Сегодняшний Уссурийск — русско-китайский городок по своему внутреннему содержанию. Правда, русской культуры здесь почти и не осталось. Да, пожалуй, просто культуру уже трудно встретить в сообществе местных жителей.

…Местный музей, здание которого принадлежало церковно-приходской школе. За весь день несколько посетителей. Еще пара интересующихся приморской культурой заглянули за пятнадцать минут до закрытия.

— Можно у вас здесь немного посмотреть, а уже завтра подойдем для полного ознакомления? — интересуются посетители.

— Платите по пятьдесят рублей и смотрите, — сердито отвечает музейный работник — низкорослая бледная женщина с короткой стрижкой, — или вы хотите «понадкусывать», а потом заплатить? Это она выдала такое рыночное сравнение с попыткой поверхностного знакомства с музеем.

…Под редкими дождевыми каплями в легком тумане унылый августовский Уссурийск. Перед Покровским храмом «нищие» просят подаяние. Просят довольно требовательно.

— Ну тогда часы отдай, — уверенно заявляет «нищий» одному из прохожих, ненашедшему мелочи.

 У храма старый уссурийский рынок. За последние годы там «проросло» множество узбеков. Словно самые коренные жители города, они уверенно торгуют саженцами деревьев, которые вряд ли когда-то приживутся на приморской земле.

Выходцы из Средней Азии активно осваивают Уссурийск. Странного вида, давно небритые, среднеазиатские мигранты бродят по улицам со своими спутницами, укутанными до бровей в длинные ткани. В городе уже появилась огромная мечеть. Такая даже Пятигорску не снилась. У входа в мечеть небритые нерусские ребята собираются кучками и обсуждают актуальные вопросы. Таксист не пожелал останавливаться, когда его пассажиры — гости из Санкт-Петербурга — хотели выйти у мечети и сфотографировать.

— Я проблем не хочу. Номера запомнят, потом будут звонить, спрашивать, — ответил молодой уссурийский водитель, служивший когда-то в ВДВ.

В Уссурийске всего три небольших православных храма. Зато сектантских зданий-учреждений — не менее десятка. Начиная от баптистов и заканчивая иеговистами и мормонами…

Мелкий дождь, серое небо и призрачный туман затягивают Уссурийск, город, названный в честь Святителя Николая, великого Угодника Божия.

Дом художника — большое серое здание советской постройки. Небольшая выставка произведений приморских авторов. Чувствуется талант. Широкими мазками живописцы оставляют чудесные впечатления приморской природы. Чуть дальше, в другом зале, — выставка-продажа антиквариата. Здесь полная каша из предметов советского прошлого, китайского настоящего, останков чжурчженьской эпохи и слабых отголосков Российской империи. Знамя с Лениным, бронзовые бюсты Дзержинского, Сталина, октябрятские звездочки, старые чемоданы, советские рубли. Бронзовые китайские статуэтки, дырявые монеты Чжурчженьского царства, опиумная трубочка из меди… Крупный поддужный колокольчик с изображением одноглавого орла — старинная вещь 1810 года. Одноглавый орел — символ упразднения патриаршества на Руси…

Русь. Осталась ли она в нашем имперском Уссурийске? Или окончательно ушла вместе с истинным названием города и именами его старых улиц? Не потерял ли уже наш Двуглавый Орел своей головы, смотрящей на берега Тихого океана?

Пока, после одного дня прогулок по дальневосточному городку возникают тяжелые чувства…

Но эти чувства рассеиваются как августовские облака над городом. Ведь сияют величественные купола Никольского, Покровского  и Свято-Серафимовского храмов над городскими тополями и елями. Льется колокольный звон над маньчжурскими сопками. Идут русские православные люди к Богу, неся в своих сердцах любовь к родной Руси, родному Дальнему Востоку и дорогому Никольску-Уссурийскому…

Б.Р.

Запись опубликована в рубрике Российская государственность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.