В каком состоянии пребывает сегодня наша управленческая элита?
Не так давно обсуждался отъезд во Францию бывшего пермского губернатора Чиркунова. За годы своей деятельности в области он наработал значительный финансовый капитал. И вот теперь ему, как он сказал, надоели русские. Кстати, земляк Чиркунова, замминистра финансов России Вавилов еще раньше уехал в США. Также по причине успешной реализации своих бизнес-интересов на госслужбе. Теперь вот из Франции не могут вернуть бывшего министра финансов Подмосковья Кузнецова. Более свежий пример среди губернаторов – Юрченко, Новосибирская область. Отстранен от должности в связи с утратой доверия Президента. Юрченко пока никуда не уехал, но все тот же материальный фактор довлеет над его судьбой.
Даже этих примеров достаточно, чтобы очень серьезно обеспокоиться состоянием кадрового потенциала власти.
Сейчас государство пытается путем антикоррупционных мер воздействовать на свой кадровый аппарат. Получается, что людей, пришедших на госслужбу с материальными интересами, мы будем пытаться через угрозу наказания загнать в какие-то рамки.
А не проще ли набрать других госслужащих, преобразовав систему подготовки и отбора кадров?
Сегодня наблюдаемый в России кризис кадрового потенциала власти во многом определен неспособностью значительной части управленцев мыслить в государственных измерениях, принимать политические решения в соответствии с духовными, цивилизационно-культурными особенностями нашей страны. И вряд ли какими-либо жесткими мерами можно «переделать» этих людей. Если человек изначально стремится делать карьеру во власти, стремясь к материальным благам, он уже неправильно ориентирован, он уже потенциальный коррупционер.
Видимо, в сознание многих наших государственных менеджеров глубоко проникло западное мировоззрение. В соответствии с западными установками, на госслужбе распространен бизнес-подход – мотивация профессиональной деятельности определяется не стремлением «нести службу», а возможностью «получения прибыли» — денежного вознаграждения и всяческих дивидендов в зависимости от уровня занимаемой должности. В системе государственной службы доминирует дух стяжательства, удовлетворения частных или узкогрупповых интересов, карьеризма и незаинтересованности в деле государственного управления.
Госслужба – не работа по найму, а несение своего Креста, тяжелейшая ответственность. Нормальный государственно ответственный человек вряд ли будет стремиться делать карьеру, пытаясь запрыгнуть со ступеньки на ступеньку кадровой лестницы.
Многие сегодняшние госслужащие рвутся на высокие должности, на такие позиции, где требуется полное отречение от своих личных привязанностей, карьерных амбиций. Это ступени, где принимаются судьбоносные для России решения. И вот мы видим, что на этих должностях оказываются люди, чьи рассуждения не всегда соизмеримы с масштабами страны. Зачастую они просто не знают своей страны, не чувствуют ее духа, пульса ее великой судьбы.
Похоже, отчужденность по отношению к многовековой русской жизни, ее тысячелетнему укладу мешают сегодня в работе многим нашим губернаторам, мэрам, да и рядовым чиновникам. Отчего в Приморье, где уже реализованы колоссальные проекты, до сих пор не достроен прекрасный Преображенский собор? Этот величественный храм на берегу бухты Золотой Рог имеет большое значение для всего Дальнего Востока. В этом ведь и выражается наша многовековая идентичность. И в пограничных территориях это особенно важно. Гигантские, фантастические вантовые мосты над океаном возникли в течение трех лет. Собор строится дольше и пока губернатор видимо не находит возможности способствовать завершению процесса. Неужели театр к саммиту АТЭС важнее?
События на Украине ярко показали, что политическая элита, ориентированная на западные ценности и поиск возможностей материального обогащения, не имеет прочных основ. В условиях серьезных угроз, как это было в Киеве, она стремительно распадается. Примеры бегства и откровенного предательства со стороны множества высокопоставленных чиновников Украины свидетельствуют об этом.
Обращение Президента России В.В. Путина 18 марта 2014 года по итогам референдума в Крыму показывает, что стратегические приоритеты внутренней политики России должны выстраиваться в русле многовековых традиций и ценностных ориентиров нашего государства, в согласии с его исторической природой. И этот курс требует глубокого обновления кадрового корпуса государственной власти.
Игорь Романов