Андрей Хвалин. Похвала преподобному Сергию

Похвала преподобному Сергию

В проповедях архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова), духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры …

Русский православный народ на живом церковнославянском языке воспевает одного из самых своих любимых святых, Игумена Земли Русской: «Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России воеводо и Чудотворче предивный, Преподобне отче Сергие!»[1]

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чудном творении Преподобного, бьется сердце Русской Церкви. В ее стенах не престает неусыпаемая молитва о всех страждующих и обремененных, о всём богозданном мире. Подлинный отец Земли Русской, блаженный Сергий почитается нашим народом, как никакой иной святой. Выдающийся отечественный историк В.О. Ключевский, пишет о Преподобном: «Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших…». И далее знаменитый историк девятнадцатого века говорит, что «творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей — только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[2]. Потому особая благодать будет пребывать на этом месте всегда. Потому и не зарастает народная тропа к Преподобному Сергию, Радонежскому и всея Руси Чудотворцу.

С годами тропа превратилась в Троицкую дорогу, в Ярославский тракт, по сторонам которого выросли деревни, храмы, путевые дворцы. И стар и млад, и князь и простолюдин — словом, вся Святая Русь считала священным долгом поклониться Преподобному Сергию с любовью и признательностью. За то, что указал путь ко спасению каждой православной душе и всего дорогого нашего Отечества.

По Троицкой дороге в 2014 году, в 700-летний юбилей со дня рождения Преподобного, в построенный им дом Святой Троицы притекут тысячи паломников со всей Православной ойкумены, Русского мира и иноземцев, чтобы поклониться «собеседнику ангелов», воздать ему хвалу и услышать Слово в честь Угодника Божиего из уст Святейшего Патриарха, лучших и достойнейших проповедников нашего времени. По сложившейся традиции в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры проповедь об ее основателе произносили «златоусты» нашей Церкви, среди которых Московские митрополиты Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов)[3].

Казалось бы, совсем недавно, в первые десятилетия после революции, когда была закрыта Лавра, прекратились паломничества к Преподобному, навсегда ушло в прошлое и похвальное Слово о нем. Но Бог и Его Угодник святой Сергий поругаем не бывает! Миновало лихолетье и годы открытого гонения на Церковь. Все усилия богоборцев оказались тщетной суетой сует, и возвратился ветер на круги свои (Ср.: Еккл. 1; 2,6). В годы Великой Отечественной войны Россия вновь призвала в ряды своих защитников преподобного Сергия, Игумена Русской Победы. Ибо, как еще в девятнадцатом веке отметил духовный писатель А.Н. Муравьев, «…время общественных бедствий есть его время: когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий!»[4].

Когда началась война с немецко-фашистскими захватчиками, митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх, в своей проповеди 10 августа 1941 года сказал:

«Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству… Мы веруем, что и теперь великий Предстатель за землю Русскую преподобный Сергий простирает свою мощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает нам всем неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы»[5].

После открытия в войну Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, даже несмотря на продолжение политики государственного атеизма, паломничество к святому Сергию не пресекалось. Постепенно оно ширилось и росло. Возобновилась и проповедь о Святом у его мощей и в лаврских храмах. Среди выдающихся церковных проповедников, кто продолжил отечественную традицию «возвещения евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом»[6] во второй половине — конце двадцатого века, по праву стоят имена лаврских духовников, архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова).

В предисловии книги размышлений митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, говорится о том, что «в середине 1950-х годов семья Капалиных стала регулярно ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там они встречали седовласых маститых архиереев, многие из которых были исповедниками веры, постоянно имели общение с лаврскими старцами схиархимандритом Серафимом, архимандритами Петром, Феодоритом, Тихоном (Агриковым), который был их духовником. Лавра оказала определяющее влияние на будущего архипастыря»[7]. Таково было благодатное влияние Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ее духовников на весь русский народ.

Проповедовать, учить, наставлять архимандритам Тихону и Кириллу пришлось несколько иной по своим душевным качествам русский народ, чем он был в царское время, в эпоху того же митрополита Филарета (Дроздова). И хотя цель проповеди — приведение человека ко Христу на примере Его Угодника преподобного Сергия и место — Свято-Троицкая Сергиева Лавра — остались прежними, но время, обстоятельства и церковный народ изменились. Годы тотальной атеистической пропаганды наложили свой отпечаток на паству, особенно на молодежь. Эти глубинные сдвиги почувствовали составители книги проповедей митрополита Московского Филарета (Дроздова) «Приношение Сергию Радонежскому», изданной к 600-летию со дня его преставления попечением Братства прп. Иова Почаевского в Мюнхене в 1993 году.

В Предисловии книги говорится, что «по свидетельству современников, русский народ глубоко ценил слова и беседы митрополита Филарета. Диапазон его влияния был огромен: с одной стороны, профессора Московского университета нередко по понедельникам заставали в аудитории кого-то из студентов, пересказывающего воскресную проповедь святителя, с другой стороны, простые малограмотные крестьяне специально приезжали в Москву, чтобы послушать две-три его воскресные проповеди, а затем пересказать их наизусть своим односельчанам. Это может показаться удивительным современному человеку, особенно когда он сопоставит длину означенных проповедей с возможностями собственной памяти. Вспомним, однако, что память даже недавнего нашего предка не была столь перегружена ненужной и даже вредной информацией, изливаемой на нас современными средствами массовой информации. Образ св. Сергия, напротив, был живой частью его реальной духовной жизни, и он мог поэтому с большей легкостью, чем мы следить за мыслями великого церковного витии»[8]. Образ святого Сергия и запоминающиеся проповеди лаврских духовников архимандритов Тихона и Кирилла вызывали не меньший отклик в душах их слушателей — от профессоров Духовной Академии до самых малограмотных простецов. Косвенным подтверждением народной популярности этих проповедей является их регулярное переиздание. Что же касается мнимой «сложности» проповедей митрополита Филарета, архимандритов Тихона и Кирилла, то все зависит в первую очередь от нас, читающих и внимающих духоподъемному проповедническому слову. Очистим душу, сердце, разум от словесного мусора века сего, всё станет ясным и понятным в проповедях наших отечественных церковных «златоустов».

Русская гомилетика традиционно придавала главное значение содержанию проповеди и личности самого проповедника, а затем уже внешней риторической стороне дела и техническому мастерству[9].

Как и о преподобном Сергии, об архимандритах Тихоне (Агрикове) и Кирилле (Павлове), можно сказать, что они были кость от кости, плоть от плоти русского народа. Война и гонения очистили их души, как золото в тигле, предуготовив к высокому и тяжелому кресту проповедничества Слова Божия в Доме Пресвятой Троицы, основанном преподобным Сергием. И каждое их слово к народу было со властью, потому что оплачено собственной жизнью и кровью.

Архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) родился 28 ноября 1916 года[10] в селе Одоевщина, Саратовской губернии в патриархальной крестьянской семье. Благочестивые родители рано приобщили мальчика к церкви, имея тонкий музыкальный слух, он пел на клиросе. После учебы в школе освоил профессию шофера, которая пригодилась Василию в годы войны. Демобилизовавшись в 1946 году, закончил Московскую духовную семинарию и академию. В июне 1952 года, еще будучи студентом третьего курса академии, принимает решение стать монахом, и его постригают в рясофор. В 1953 году Василий был пострижен в мантию с наречением имени Тихон в честь преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прошел множество монастырских послушаний: был экономом, казначеем Лавры, духовником академии и семинарии, старшим проповедником. Окончив академию, в 1954 году приступил к преподаванию Библейской истории в семинарии, получил в 1963 году звание доцента. Автор курса лекций по Пастырскому богословию для студентов МДА. В 50-60-х годах о. Тихон становится широко известным духовником и проповедником среди православных. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон — на другой. Он становится тем светильником веры, к которому тянутся люди со всей России.

В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России.

В 50-60 годы прошлого века архимандриты Тихон и Кирилл были связаны одной судьбой и взаимной приязнью. Оба они были выходцами из крестьянской среды, оба возрастали в годы богоборческих гонений на Церковь, оба прошли Великую Отечественную войну, в результате чего обратились к Богу, закончили Московские Духовные школы и стали монахами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вместе они молились и пели на церковных службах. Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, теперешнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), который с глубоким уважением и великою любовью вспоминает отца Тихона, ценя его за простоту и благоразумие.

Родился будущий архимандрит Кирилл (в миру Павлов Иван Дмитриевич) 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области в верующей крестьянской семье. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Участник Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1946 году, поступил в Московскую духовную семинарию, а по ее окончанию — в Духовную академию. В 1954 году окончил обучение и принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Был пономарем, затем казначеем Лавры, а с 1965 года и по настоящее время — братским духовником. Автор нескольких книг-сборников, в том числе и проповедей: «Время покаяния», «Ищите прежде Царствия Небесного», «Похвала Божией Матери» и др. В книге «Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди»[11] представлено самое полное собрание его проповедей, в том числе и посвященные преподобному Сергию Радонежскому. Часть из них датируется 50-60-ми годами прошлого столетия и впервые публикуется по машинописному тексту. К тому же периоду относятся проповеди и дневниковые записи о. Тихона (Агрикова), посвященные святому Сергию и вошедшие в книги «Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма» и «У Троицы окрыленные: воспоминания»[12].

Основным поводом к произнесению проповедей о святом Сергии оо. Тихоном и Кириллом были календарные дни памяти Преподобного церковного года — рождение, преставление, обретение мощей, или память ученика святого Сергия, преподобного Никона Радонежского. Таковы проповеди о. Тихона — «Лампада неугасимая», «Наш отец», «Церковная свеча», «Сын послушания» и др.; у о. Кирилла — «О кончине преподобного Сергия», «О нищете Христовой. О бедности и простоте в житии преподобного Сергия», «Об обретении мощей преподобного Сергия» и др.

Однако встречаются и проповеди общекатехизического характера, в котором говорящий обращается к образу Угодника Божиего, чтобы на его примере пояснить догматические истины, например, у о. Кирилла в проповедях — «О вере», «О Святой Троице», «Об уповании на Промысл Божий» и др. И, конечно, в каждой проповеди обоих архимандритов сильно выражено публицистическое начало, открытая апелляция к опыту народа, пережившего страшную войну и антицерковные гонения. Выстоять в этих бедах и напастях помогает каждому верующему и всей стране преподобный Сергий.

В своих проповедях оо. Тихон и Кирилл опираются на Евангельские и Апостольские чтения, церковное правило, службы преподобному Сергию, его Житие и жития других святых — прп. Антония Великого, св. кн. Анны Кашинской, св. кн. Михаила Тверского, прп. Серафима Саровского, а также приводят высказывания выдающихся русских историков, например, вышеупомянутого Василия Осиповича Ключевского.

В одной из проповедей о. Кирилл произнес с воодушевлением:

«Преподобный Сергий не отказывает в своей чудесной помощи и всем, кто к нему обращается, спасает их от смерти и дарует им здоровье, утешает от скорбей и помогает им, как любящий отец. Он являлся Минину в Нижнем Новгороде и воодушевил его идти на освобождение Москвы, он помогает продовольствием осажденным жителям Москвы. И много других чудесных вспомоществований совершает преподобный Сергий на благо нашей родной земли и нашего родного русского народа после своей смерти. Поэтому, дорогие братия, прославим преподобного Сергия и поблагодарим Господа, что ради преподобного Сергия мы имеем возможность до настоящего времени спасаться в его тихой, благодатной обители.

Русский историк Василий Осипович Ключевский говорил, что, творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим угодником Божиим, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. «Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[13] Поэтому со слезами умиления будем просить преподобного Сергия, чтобы он и в дальнейшее время не оставил нас сирыми и своим молитвенным предстательством сохранял бы свою обитель и нас всех благодатию Божией сподобил очиститься, от геены избавиться и грядущая в небесех благая улучити, и там с любовью и радостью ему воспевать: «Радуйся, Сергие, скорый помощнице и преславный чудотворче!»« [14].

Слово великих сергиелюбцев архимандритов Тихона и Кирилла, сказанное со властью и обращенное к народу, и учит, и обличает, и наставляет, и исправляет и утешает паству. Его трудно разъять на правильные кирпичики, а тем более повторить в наше пока еще относительно благополучное время. Пусть ученые-гомилеты в будущем подробно исследуют Сергиевские проповеди архимандритов-»златоустов» и отведут им достойное место в истории русского проповедничества.

Чем дальше уносит нас река времени от Сергиевской эпохи, тем ближе православному сердцу его светлый образ. На Преподобного надеемся и ему молимся. Россия опять на переломе судьбы, «и бездны мрачной на краю», как сказал наш Первый поэт. Зажженная чудным Сергием в Доме Святой Троицы лампада не должна погаснуть. Будет жить в наших сердцах Преподобный Сергий — будет жива и Россия!

В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского, 2014-й от Рождества Христова

Андрей Юрьевич Хвалин

___________________________________________________________

[1] Акафист преподобному Сергию Радонежскому, кондак 1.

[2] Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства// Богословский вестник. 1892. Ноябрь. С. 190-204.

[3] См.: Зубов В.П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М., 2001.

[4] Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990.

[5] Алексий (Симанский), митр. Цит. по: Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990 гг. М., 1994. С. 174-175.

[6] Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. Киев. Изд. 2-е. 1908. С. 10.

[7] Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. Минск. Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. С. 7.

[8] Митрополит Филарет (Дроздов). Приношение Преподобному Сергию Радонежскому. К 600-летию со дня его преставления. Мюнхен, 1993. Напечатано по благословению Преосвященного Марка, Архиепископа Берлинского и Германского.

[9] См.: Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад. 1999. — 324 с.

[10] По другому источнику: 28 июня 1916 г. См.: Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма. СТСЛ. 2010. С. 7)

[11] Кирилл (Павлов), архим. Проповеди. СТСЛ. 2003. — 560 С. и переизд.

[12] См.: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание. Проповеди. Письма. СТСЛ, 2010; Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные: воспоминания. СТСЛ, 2012.

[13] Из речи, произнесенной В.О. Ключевским в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 года.

[14] Кирилл (Павлов), архим. Проповеди. СТСЛ. 2003. С. 60-65.

Запись опубликована в рубрике Цивилизация Духа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.