Мы еще сомневаемся, не выдумка ли это, не лубочная ли картинка, что Дальняя Россия созидалась как земля миссионерская, земля, с которой свет православия должен пролиться на всю Азию и Тихий океан. Нет, это не выдумка. Это сама суть всей государственной политики России на востоке, это главная цель государственной деятельности святого Русского Царя-мученика Николая Александровича Романова. Мы, общество, слишком мало знаем сегодня о тех делах, Государя, которые сделали наши Приамурье и Приморье истинной Россией, несущей Евангельское слово народам.
Вот, возьмите, хотя бы эти слова из книги Дмитрия Струкова «Столыпин»: «Переселенческая политика Николая II превратила храмостроительство в уникальное явление русской и мировой истории. Ни в одну историческую эпоху в такие короткие строки и на таком огромном пространстве не возводилось столько новых часовен и церквей. Но как ни старалось государство удовлетворить потребности всех переселенцев в церкви и священниках, эта задача оставалась выше человеческих сил. Но все, что могли, власти делали, хотя бы в экстренном порядке, в краткосрочном, временном виде оказывать духовную помощь. По Транссибу курсировал переселенческий поезд, один из вагонов которого назывался вагон-церковь; везли церковную утварь, иконы для раздачи духовенству и переселенцам. В большом количестве стали создавать переносной сборный вариант храма — походные церкви для передвижного причта, причем их приобретение могло обойтись в умеренную сумму — 300 рублей.» [Струков Д.Б. Столыпин. М. 2012. С. 434].
И ведь это лишь фрагмент большой политики движения на восток. Но это движение на восток правильнее было бы назвать великой миссионерской деятельностью России, руководимой своим Царем.
Транссиб, КВЖД, порты и дороги, города и села, которые имели преимущественно православное происхождение — вот части, элементы этой миссионерской деятельности Руси. Все Приамурье и Приморье своим предназначением до 1917 года были посвящены единственному главному делу — утверждению православия в Азии и на берегах Тихого океана. И в этой миссии Россия все более полно раскрывала себя миру, обогащая человечество бриллиантами веры православной, истинными знаниями — правдой Христовой. Множество священников-миссионеров прибывало в наши таежные края, великое множество православных людей, поселившихся на диких амурских и южно-уссурийских просторах. Все эти люди проповедовали здесь Христа. Священники проповедовали церковными богослужениями и горячим пастырским словом, простой люд — своим христианским образом жизни, устроением своего быта. Во главе всего этого христианского делания стоял Царь. Царская дорога — Транссиб, задуманная Государем Александром III и построенная его сыном Императором Николаем II, стала путем, по которому православие и русская культура стремительно двинулись к Великому Океану.
Так что же сегодня мы забываем об этом? Что же сегодня несет Россия на восток? Мы привлекли сегодня в наши земли множество иноплеменников. Но разве приезжие китайцы и среднеазиаты менее достойны услышать Слово Божие, чем их предки, узнавшие христианскую Россию в прошлые века? Разве сегодня мы не можем, не выезжая за рубеж, заниматься православным просвещением азиатов, которые теперь уже сами пришли к нам? Можем. Только самим нам надо преобразиться. Самим стать православными. А если не станем, то зачем мы тут нужны? Зачем мы вообще нужны? Ведь если соль обуевает, то в конце концов ее выбрасывают. Но не будет этого, если здесь на востоке мы вспомним о великом призвании нашего народа. О нашем миссионерском призвании. Наши края как никогда нуждаются сегодня в православных миссионерах. В людях, которые всей своей жизнью будут возрождать Россию у Океана. Будут возрождать Россию.
БЕРЕГ РОССИИ