РОССИЯ. ЦАРСКИЙ ПУТЬ
Царский путь – это путь срединный, мудрый. Путь за Христом. Путь, по которому шли русский цари. И наш последний Государь Император Николай II. Вся наша государственность и государственная политика до революции 1917-го года находились в русле Царского пути. Тогда во главе нашего государства еще стоял Царь – Помазанник Божий. С убийством Царя Россия сошла с Царского пути. В результате государственная политика страны, лишенная главной опоры и сути – Православия, позволила новому государству СССР просуществовать лишь несколько десятков лет – срок ничтожный по сравнению с великой тысячелетней судьбой России. Крушение Российской империи оборвало великие замыслы, в воплощении которых страна продолжала бы следовать своим Царским путем…
У каждой страны, каждой цивилизации есть свое предназначение в судьбе человечества. Россия, Русская цивилизация – это духовный путь спасения мира. Это следование за Христом. Наследница Византии Святая Русь стала государством, которое самим своим существованием удерживает мир от падения в пропасть бездуховности и античеловечности. Устремленная ко Христу Россия формировалась как государство-церковь. В этом и заключается суть Русской цивилизации. С величайшего события в жизни славянских народов – Крещения киевлян в святой купели, начинается судьба русских. И весь их дальнейший путь – это служение Богу. Как только наш народ сбивался, терял свой главный ориентир, он испытывал тяжелейшие страдания. Так было в Смутное время, так стало в 1917 году. В Смутное время русские нашли в себе силы покаяться и вернуться на свой путь. К 1917-му году настолько охладели к Создателю, что, не удержавшись, сорвались в пропасть…
Государственная политика традиционной России до самого ее слома по своей сути была глубоко православной. Особенно ярко проявлялось это в нашей геополитике. Российская держава никогда не вела захватнических войн. И если участвовала в военных действиях, то, либо обороняясь, либо защищая тех, кто просил о помощи, страдая от нападения более сильного противника. В отличие от тех же США, Россия не истребляла и не порабощала мирное население осваиваемых территорий. Напротив, мы всегда способствовали цивилизационному развитию народностей и этносов, входивших в состав нашего государства.
В движении за Христом росла и осваивала новые территории наша великая держава. Все экономические и геополитические усилия – это лишь видимые усилия, которые помогали России твердо встать у берегов трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Русские князья и цари глубоко осознавали предназначение России. Они понимали, что государство имеет Божественное происхождение и служит спасению человеческой души. Сам Царь являлся фигурой сакральной. Помазанник Божий, «епископ внешних дел Церкви», как сказал Константин Великий.
Когда Иоанн Грозный через таинство миропомазания становится настоящим Царем – Помазанником Божиим, происходит удивительное и глубоко символичное событие — наше православное государство обретает огромные территории на Востоке. Мы обогатились Сибирью.
Даже в самом присоединении Ермаком Сибири просвечивается православная суть русского народа. Ведь мог казачий атаман Ермак объявить себя хозяином новых зауральских земель. Далеко до Царя, места труднопроходимые, остатки ханских войск разбиты… Однако Ермак Тимофеевич бьет челом своему государю, принося в дар новые территории. Не для себя старались русские православные люди, а для своего Отечества.
Следуя Царскому пути, русские идут на Восток. Восток Небесный — это символ духовного стремления. И Восток земной – берега Великого океана. Наш многовековой путь в сибирские и дальневосточные просторы – это то земное дело, которое как бы символизирует стремление русского народа за Христом. Путь, символизирующий восходящее, преображающее движение русских.
Подвиг русского народа в освоении сибирских просторов еще мало осмыслен. Суровые и дикие места, народы, населявшие их, были охвачены Светом Христовым, который нес народ-Богоносец. С Крестом и Евангелием, как сказал Священномученик Иоанн Восторгов, пришли русские люди к берегам Тихого океана. Идти Царским путем возможно только с Крестом и Евангелием.
Даже переселялись русские на Восток преимущественно срединным путем. Остроги и поселения, которые позднее выросли в крупные города, возникали на линии, проходящей примерно посередине территории России. Тобольск, Красноярск, Якутск, Охотск – основные вехи на пути воплощения восточной стратегии России.
Многие православные, которые селились в новых землях Сибири и Дальнего Востока, становились, по сути, миссионерами, принося с собой христианскую культуру и образ жизни. Наши переселенцы несли молитву, преображая, возделывая дикое еще неосвоенное пространство. Русский православный образ жизни менял облик далекой Сибири, таежных и скалистых берегов Великого океана. Россия строила храмы и монастыри, а вместе с ними дороги, остроги, крепости и деревни. Шли на Восток русские люди и постепенно там возникали города и порты. Россия продвинулась на Аляску и в Калифорнию, основав там свои поселения. Порт Ново-Архангельск для всех проходящих судов даже стал привлекательнее, чем Сан-Франциско.
Осознание своей духовной миссии позволяло подданным Российской империи не только выживать и сохранять свою культуру в тяжелых условиях незнакомой для них дикой природы, в окружении иных этносов и народов, но и давало возможность влиять на все окружающее социальное и географическое пространство, преображая его. Отправлялись переселенцы в путь с молебнами, при поселении на новом месте в первую очередь стремились построить часовню или церковь.
Велика роль в этом пути наших православных подвижников, просветителей, духовенства. Потрясают своей Верой и мужеством подвиги Святителя Стефана Великопермского, Святого преподобного Германа Аляскинского, Святителя Иннокентия митрополита Московского, Святителя Николая Японского…
Как выразился в своем Слове священномученик Иоанн Восторгов, «мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой».
На всем нашем Царском пути стояли Церкви, молились наши Святые, молился русский народ.
Всей своей силой Святая Русь становилась на берегах двух океанов – Северного Ледовитого и Тихого. Началом этой силы было Православие.
Мы двинулись по берегам Амура к югу, к незамерзающим выходам в океан. В 1861 году родился порт Владивосток. Владеть Востоком – таков величественный смысл в названии города-крепости. Но владеть – духовно.
Владивосток стал началом Великой Сибирской дороги, заложенной, как и железнодорожный вокзал города, цесаревичем Николаем Александровичем Романовым. Впоследствии наиболее мощные усилия в освоении новых земель были предприняты именно Государем Императором Николаем II. Большая Азиатская программа Царя Николая II — цельная государственная стратегия, упор в которой делался на перенесении акцента геополитического развития России в восточные территории с выходом в бассейн Тихого океана. Эта идея была осознана императором Александром III, а воплощать ее стал его сын.
Александр III отправил юного цесаревича в далекое путешествие, где были заложены начала большого движения России на Восток. Транссиб стал своего рода символом Царского пути на Восток. Еще будучи Цесаревичем, Николай Александрович по распоряжению своего отца Александра III становится во главе созданного Комитета Сибирской железной дороги. Комитет занимался практически всеми вопросами, связанными с устройством инфраструктуры для переселенцев на Восток.
В движении на Восток Царь Николай II видит одну из главных задач своего царствования. В этом он отчетливо чувствовал христианскую миссию Российской империи.
Даже после Русско-японской войны продолжается реализация Большой Азиатской программы.
По высочайшему повелению Государя была организована масштабная Амурская экспедиция, исследовавшая весь комплекс вопросов, связанных с освоением восточных территорий России. Экспедиция работала до 1913 года. В состав этого долгосрочного и объемного комплексного исследования вошли специалисты широчайшего круга. По результатам экспедиции было издано несколько томов, обобщающих полученные сведения. По ее отчетам разработан 100-летний план колонизации Сибири и Дальнего Востока.
Огромный замысел, еще более мощный, чем петровское «окно в Европу», прерван мировой войной.
Истинное движение на Восток — с Крестом и Евангелием – остановлено большевиками. Коммунистическому интернационалу нужны были в первую очередь ресурсы Сибири и Дальнего Востока. А для их освоения — дешевая рабочая сила в виде комсомольцев и переселенцев-временщиков…
Суть советского подхода мало чем отличалась от сегодняшних западных схем социального управления. Государственное регулирование переселений в СССР, также как на Западе, осуществлялось с экономических позиций, где доминировал известный принцип «производственной необходимости». Поэтому советский период переселений принес скорее разрушительные результаты, так как опирался на сугубо материалистическое представление об обществе. Люди, стимулируемые экономическими и пропагандистскими факторами, перемещались на новые места, где, по сути, создавали новое общество, основанное не на многовековых традициях русского народа, а на западной идеологии марксизма-ленинизма, противоречащей российским устоям. Переселенцы, как правило, вырывались из привычной среды с выстроенными социальными связями и традициями, погружаясь в неустойчивую, лишенную твердых ориентиров, социальную атмосферу.
Одним из продуктов советского переселения стал новый социальный слой, сформировавшийся из людей, не рассматривавших свое пребывание в заселяемых местах как постоянное или долгосрочное. Речь идет о так называемых «временщиках». Отношение временщиков к территории, в которой они оказывались, было потребительским и во многом бесхозяйственным. Эти люди не чувствовали ответственности за населяемую ими землю, рассматривая ее скорее как место заработка.
Нередко расселение советских переселенцев организовывалось без должного учета климатических, ландшафтных особенностей заселяемой местности. Главным критерием являлась близость производственного узла. В результате появлялись поселения, где не хватало пресной воды, или, напротив, постоянно существовала угроза затопления. В советское время в переселенческой политике люди рассматривались скорее как производственный ресурс, который перебрасывался в какую-либо местность в зависимости от экономических потребностей государства.
Сегодня мы все дальше уходим от наших традиционных подходов к развитию восточных территорий. До сих пор придерживаемся советских «наработок» в освоении новых территорий. Вместо комсомольцев на Восток едут среднеазиатские мигранты. Их используют ради обеспечения процесса добычи полезных ископаемых.
Коренное население продолжает покидать территорию. Только из Приморья — самого привлекательного региона — в год уезжает до 15 тыс.человек. На этом фоне Концепция миграционной политики России до 2025 года предполагает обеспечить приток населения в Сибирь и на Дальний Восток за счет мигрантов из Средней Азии. Продиктован такой подход экономическим взглядом на развитие России. Общество, проживающее сегодня на Востоке, глубоко маргинализировано в своем духовно-культурном состоянии. Люди утратили свою национальную идентичность. Одной из самых популярных специальностей на Дальнем Востоке является «менеджер по продажам» — продавец. В Дальневосточном федеральном университете время от времени выступают представители дипкорпуса США, специалисты НАТО. А напротив главного входа в университет недавно была установлена металлическая конструкция в виде китайского дракона.
Азиатско-Тихоокеанское пространство сегодня все стремительнее превращается в главный центр мировых событий, где ведущими игроками выступают Китай и США. Однако мы в этом пространстве пока выступаем как какой-то элемент, стремящийся прибиться к большому Азиатско-Тихоокеанскому ядру. Россию со всей очевидностью используют как сырьевую площадку. Наши попытки укрепить свое положение на Востоке через строительство грандиозной инфраструктуры пока не приводят к успеху. В саммит АТЭС были вложены колоссальные средства. Сейчас вступил в действие федеральный закон «О ТОРах», Владивосток готовят к статусу города свободной торговли…
Однако необходимо понимать, что экономическая мотивация не позволит нам закрепиться в территории. Эти земли Россия осваивала благодаря осознанию своей православной миссии. Все инфраструктурные усилия были вторичными. Здесь в первую очередь нужны люди, преданные православию.
В русле православной идеи сегодня необходимо начать заселение восточных территорий. И этому нужно подчинить все масштабнейшие проекты по освоению Сибири и Дальнего Востока. Дело движения на Восток может стать объединяющим для всего православного мира. В первую очередь для разделенного русского народа. Пока Госпрограмма переселения соотечественников не приносит результатов. Потому что нет идеи. Необходимо говорить о собирании Русского мира. Местом это сбора могут стать благодатные земли Сибири и Дальнего Востока.
Требуется возвращение на свой Царский путь. Путь мессианский.
В этом пути необходимо продолжение Большой Азиатской программы, способствующей утверждению Православия на берегах Тихого океана, где сегодня разворачиваются главные цивилизационные события.
Продолжение Большой Азиатской программы сегодня могло бы стать масштабным делом, собирающим весь разделенный русский народ. Одним из основных элементов продолжения Большой Азиатской программы является политика переселения в восточные территории граждан России, соотечественников и людей, близких нам в духовном отношении.
Учитывая весь исторический опыт нашей страны, сегодня необходимо пересмотреть подходы к реализации миграционной практики России. В первую очередь нужно осознать, в ключе какой государственной идеи будет осуществляться переселенческая политика.
Если в доминирующем сегодня стремлении к «развитию конкурентоспособной экономики и привлечению инвестиций», то тогда, наверное, можно оправдать ориентир на иностранных мигрантов. Однако в этом случае России грозят окончательная утрата своей национальной духовно-культурной идентичности, межнациональные конфликты и полное ослабление государственности.
Если Россия все-таки начнет возвращаться на свой многовековой путь, взяв за ориентир образ Российской империи, будет стремиться к тому, чтобы стать мощной альтернативой Западу и ядром всей Православной цивилизации, тогда нам необходимо полностью отказываться от завоза инокультурных мигрантов. Тогда России требуется мобилизация внутренних социальных ресурсов и собирание на своей территории социокультурного ядра Русского мира. И для этого нам нужно максимально использовать наши восточные территории – Сибирь и Дальний Восток. В движении на Восток заключался основной геополитический вектор России.
Необходимо, чтобы в движении на Восток участвовали не мигранты из среднеазиатских республик, а наши соотечественники и близкие нам в духовно-культурном плане переселенцы из славянских государств, выходцы из Белоруссии и Украины, граждане России. В этом движении и может произойти сосредоточение Русского мира, укрепление Православной цивилизации.
Большое пространство за Уралом могло бы стать местом формирования прочного социального слоя, способного стать основой возрождения Русской цивилизации.
Сегодня собирание Русского мира уже началось под воздействием тяжелых обстоятельств. На территорию России устремились потоки беженцев с Украины. Возвращающиеся с Украины русские вполне могли бы стать той социальной основой, с которой началось бы целевое освоение и заселение наших восточных территорий. Однако пока этот процесс слабо систематизирован и не ориентирован на заселение малоосвоенных, но перспективных территорий Востока страны.
Восток России — самые малозаселенные территории. При всех ресурсных и геополитических преимуществах этого пространства, здесь имеется огромный земельный потенциал, пригодный для ведения сельскохозяйственной деятельности. Однако пока земельные ресурсы восточных регионов нередко реализуются в угоду иностранным интересам. Уже более миллиона гектар земли в дальневосточных территориях сдаются в аренду иностранным сельскохозяйственным компаниям, в частности китайским. В то время как местный фермер испытывает большие бюрократические препятствия, когда пытается арендовать земельный участок. Пока попытка руководства страны раздать по гектару земли на Дальнем Востоке не подкреплена никакими системными замыслами. Отсутствует единая стратегия движения России на Восток.
Хотя в действительности ведущей сферой занятости переселенцев на Восток России может стать сельское хозяйство. Конечно, сегодня разрушено крестьянское общество, составлявшее до сталинской коллективизации основу социальной системы страны. Раскулачивание и создание коллективных хозяйств подорвали традиционный культурный уклад России. Однако в условиях нарастающего давления Запада и серьезной угрозы продовольственной безопасности России, нам необходимо «возвращаться к земле», восстанавливать село и его традиционную культуру. Большие сельскохозяйственные компании вряд ли способны обеспечить население необходимыми продуктами питания. Земле нужен заботливый хозяин, живой человек-труженик. Сегодня большинство предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, замотивированы не на бережное отношение к эксплуатируемым земельным ресурсам, а на скорейшее получение прибыли. Альтернативой большим сельхозпроизводителям могли бы стать компактные крестьянские хозяйства. Для этого на государственном уровне необходимо принимать системные и комплексные меры по возрождению традиционного русского села. Требуются масштабные долгосрочные информационно-просветительские усилия, направленные на восстановление культуры сельского образа жизни. И вместе с тем, необходимо обеспечивать земельным участком и жильем (хотя бы временным) всех, желающих и способных переселиться в сельскую местность заселяемых территорий.
Конечно, в настоящий момент вряд ли возможно в массовом порядке заинтересовать людей сельхозяйственной деятельностью с ведением собственного хозяйства и обработкой земельного участка. Однако ситуация складывается таким образом, что возвращение к земле становится объективной необходимостью. Год назад мало кто мог предположить, что в связи с трагическими обстоятельствами потоки беженцев с Украины будут селиться в России. Так же население России может оказаться вынужденным в экстренном порядке осваивать крестьянское хозяйство.
Нужно создать такие правовые условия, которые гарантировали бы предоставление земельного участка и жилья переселенцу, желающему и способному вести сельскохозяйственную деятельность. Необходимо, чтобы государство в политике переселения не стимулировало иждивенческие настроения переселенцев, как это не редко происходило в советские годы, а побуждало к трудовой активности, к хозяйственному отношению к своей земле и предмету труда.
Успешному осуществлению переселенческой политики следует подчинить масштабные инфраструктурные замыслы. Сегодня существует геополитическая потребность в том, чтобы связать северо-западную и северо-восточную части России мощной, многофункциональной дорогой, которая могла бы стать основным стержнем цивилизационного развития государства. Такую же роль выполнял в начале XX века Транссиб, позволивший заселить Сибирь. Новая трасса способна стать самым коротким путём через Евразию, более выгодным, чем «Новый шёлковый путь» в обход России. Строительство новой трансконтинентальной дороги даст возможность обеспечить надёжный доступ с материка к Северному морскому пути.
Необходима опорная точка развития Востока России, которая одновременно может стать «арктической столицей» нашего государства, и её расположение должно вписываться в траекторию северной трансконтинентальной дороги. Формирование нового административного центра Дальнего Востока — «арктической столицы России» позволит установить непосредственный контроль над самыми богатыми территориями страны (Якутия), к которым сегодня рвётся мировое сообщество.
При этом совершенно безосновательны идеи о переносе столицы государства из Москвы за Урал. Москва является не только традиционным административно-территориальным центром государства. Это, в первую очередь, центр духовно-культурный, соединяющий все ментальное и социально-психологическое пространство страны. Возникающие в СМИ тезисы о переносе столицы лишь уводят общественное сознание в ложное русло, направляя его на решение надуманных, виртуальных проблем.
Сегодня Россия практически не заинтересована в притоке мигрантов инокультурного происхождения. Тогда как важнейшей проблемой сохранения нашей страны и всего Русского мира является сосредоточение и мобилизация его социальных ресурсов. Наиболее удобным и вместе с тем наиболее важным пространством для этого являются восточные территории России. Широко используя опыт Российской империи нам вновь необходимо заняться политикой переселения на Восток.
На Россию смотрят с надеждой все, кто еще сохранил в себе человеческое достоинство. Православные всего мира видят в России спасительный корабль. Однако нашей стране нужно еще самой стать настоящим ядром, где соберется, прежде всего, весь разделенный русский народ. Русских за рубежом более 30 миллионов. Ядро Русского мира — Россия, Украина и Белоруссия, — находится в разбитом состоянии. Части единого целого — Малороссия, Белороссия и Великороссия, — искусственно расщеплены большевиками.
Русские разделены и внутри самих себя. Кто-то упрямо идет под красным флагом с серпом и молотом, кто-то вообще превратился в безликое космополитское существо, даже стесняясь называть себя русским…
России нужно великое дело, способное встряхнуть и оживить русских. Мощный поворот на Восток, освоение и заселение новых земель – это замысел, который позволит разбудить всех, кто имеет духовно-культурное родство с Русской цивилизацией.
Русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров писал: «Чувствую, что на Дальнем Востоке поднялся вопрос всемирно-исторический, при решении которого нам понадобятся все наши способности бороться, устраивать и управляться».
Романов Игорь Анатольевич
6 апреля 2015 года