Русь Рождественская —
от Киева до Владивостока
На самом краю России, на границе с языческой и атеистической Азией у студеных и покрытых январских льдом бухт и заливов полуострова Муравьева-Амурского, русские православные люди встречают Рождество Христово. Зимний Владивосток — духовный форпост России на берегу океана — украшен не только лучами хотя и зимнего, но южно-яркого обильного солнца. В нынешние годы, после длительной духовной зимы, славный город украшен золотыми куполами православных храмов, которые преображают земные лучи солнца в небесные. Радуют сердце и душу, зовут все существо человеческое возвыситься и устремиться духовно к Своему Создателю и Творцу, вернуться блудным сыновьям и дочерям в Отчий дом.
В великий Рождественский праздник Владивосток духовно омыт белым снегом, праздничным колокольным звоном, запахом ладана, постовыми и праздничными молитвами Церкви, прославляющей Рождение Богочеловека и Спасителя мира, избавившего человечество от проклятия греха и смерти.
Все силы зла противодействовали Сыну Божию и Его Миссии, с самого младенчества, когда малютке-Христу пришлось бежать в Египет вместе с Богородицей и Иосифом Обручником. Злой Ирод хотел убить Его и уничтожил тысячи вифлеемских младенцев. Но мир, бессильный в своей слепой злобе, много раз восставал и не смог победить Христа, не смог помешать Ему испить спасительную чашу страданий за весь род человеческий и искупить нас.
Радостные люди после ночной праздничной Рождественской службы выходят из храмов, бережно несут, полученный в Таинствах, дар — спасительную Божию благодать в сосуде своей души. Весь пост они готовили и украшали свою душу и теперь это их главное приношение для родившегося Богомладенца Христа. Но верующие радуются и веселятся не только духовно: сверкают фейерверки, звучат мелодичные рождественские колядки и новогодние малороссийские щедривки.
Это те песнопения, которые пели предки нынешних жителей Приморья, переселенцы и выходцы из Малороссии, заселявшие край в XIX и XX веках. Многие их предки, прежде чем отправляться пароходом из Одессы в далекий Южно-Уссурийский край через Босфор и Суэцкий канал, мимо Индии, Китая, Кореи и Японии, молились у святынь Киева. И несли это Божие благословение через языческие пределы к берегам Тихого океана, таежной реки Уссури — из Полтавы, Чернигова, Киева, Волыни.
Город Никольск-Уссурийский, что в ста километрах от Владивостока, и сейчас, в начале III тысячелетия местами сохраняет облик малороссийского местечка, а в конце ХIХ века село Никольское, хоть и соседствовало с военной крепостью, прямо напоминало корреспондентам того времени Миргород, Решетиловку или Сорочинцы времен Гоголя. Да и сегодня пройдите святочными вечерами по центральным улицам Никольска: белый снег, дымки из печурок с уютным запахом, маленькие домишки, ясно сохранившие черты украинских мазанок, украшенные елочки и фонарики во дворах. Но только уже не ходит церковная молодежь от дома к дому, не играет гармошка, не звучит смех, и никто не поет малороссийских колядок, не собирает рождественских даров в свои мешки-меха. Но зато поют рождественские щедривки и колядки в храмах Приморья, особенно там, где священники из Ровно, Киева или других мест Окраинной Руси.
У митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, родившегося в Приморье, корни тоже из Полтавы, на что указывает его грозная фамилия «Пушкарь», полученная предками в заслугу за участие в Полтавской битве и за вклад в эту знаменитую победу.
Одна из прабабушек Владыки была в начале ХХ века даже постриженицей Вознесенско-Флоровского женского монастыря в Киеве, с ней время от времени переписывались родственники, перебравшиеся в Южно-Уссурийский край. Но на одно письмо в 1910 году пришел ответ из Киева, что не нужно писать больше во Флоровский монастырь, что «сестричка ваша боголюбивая, как птичка Божия, улетела на Святую
Землю». Эта монахиня-родственница уехала подвизаться в один из русских женских монастырей на Святой Земле… Может быть, по молитвам боголюбивых предков, Владыка и стал пастырем Христовым.
…Все святочные дни Владыка Вениамин обращается к пастве в городских и сельских храмах Приморья со словом о Господе. В великие праздники — Рождества и Пасхи, когда в храм приходит много людей — всегда с амвона возвышается голос архиерея, призывающий людей в Отчий Божий дом, рассказывающий об их любящем Отце и благодатном небесном наследии, уготованном верным Богу, которое можно ощутить уже здесь, на земле. Об этом повествует и новый слайдовый фильм владыки Вениамина «Христос — Спаситель мира». Через фильм Владыка продолжил свою проповедь людям.
В святочные дни мы собрались на просмотр этого фильма. Архиерейская елка со старинными стеклянными украшениями в кабинете епархиального управления у Владыки Вениамина. Среди украшений особенно выделяется красивая Вифлеемская звезда. Небольшой вертеп, где присутствуют в игрушечном виде все участники событий святой Рождественской ночи: малютка-Христос, Богородица, Иосиф, пастушки, волхвы и даже овечки. Подобные вертепы сейчас украшают дворики храмов по всей России.
На экране замечательные слайды с греческими и русскими иконами, художественными изображениями истории Светлого Рождества. Рождественские церковные песнопения. Яркая звезда сияет на Востоке, атмосфера зимнего Вифлеема, где в тесной пещерке для скота родился Господь Иисус Христос. Слайды сопровождает рассказ Владыки. Но только это голос не сегодняшнего митрополита Вениамина, а отца Бориса Пушкаря, преподавателя Московской духовной академии, который еще тогда составил этот слайдовый фильм, записал на магнитофон свой рассказ и музыкальные, хоровые композиции о Рождестве Христовом и земной жизни Спасителя.
И вот, очень яркий момент фильма — народные песнопения-малороссийские колядки в исполнении Ивана Семеновича Козловского.
Торжественно, с хором, в сопровождении народных инструментов знаменитый тенор поет: «По всьому світу стала новина: / Діва Марія Сина родила; / Сіном притрусила, в яслах положила / Господнього Сина».
И снова громко под музыку народных инструментов с ликованием всех слушающих и подпевающих Иван Семенович повторно поет: «Сіном притрусила, в яслах положила / Господнього Сина!». Это записывалось в 1970-м году 18 января, в Большом зале Московской консерватории. В честь 70-летия великого тенора в порядке исключения ему разрешили спеть любимые им колядки и народные песни.
Сегодня нам уже не запрещают славить Господа, и мы знаем много колядок и щедривок, поем их на Рождество и на святках. А в свое время крошечный тираж пластинок с колядками в исполнении Ивана Семеновича Козловского, поступивший в продажу во Львове, был уничтожен — просто растоптан грубыми сапогами спецсотрудников. Потому запись славословий Господу в исполнении великого православного певца, это духовное ликование в атеистические годы, очень волнует душу. Ведь за этим стоит выражение живой православной веры, таившейся в глубине народной души, сохранявшейся не смотря на все запреты, опасности и гонения, не смотря на закрытые и порушенные храмы. Веры, на которую возводит и ныне свою лютую злобу враг Бога и рода человеческого.
С радостью мы посмотрели глубокий фильм-молитву Владыки, напитались духовно дарами этого фильма — песнопениями, молитвами. И еще долго звучали в сердце церковные песнопения и колядки зимнего концерта Ивана Семеновича Козловского в 1970-м году. Не оставляла мысль о том, как сильно люди этого поколения любили Бога. Владыка Вениамин тоже из этого поколения, которое «не то, что нынешнее племя — богатыри не вы». Что питало это поколение? Вера православная проходила через всю ткань русской культуры. Через музыку русских композиторов, через русскую литературы мы сохраняли связь со своими корнями. Это обеспечило возрождения и расцвет Православия после эпохи безбожия, после празднования 1000-летия Крещения Руси. Но враги Христа и силы ада, рычавшие на Него в своей злобе даже тогда, когда Он еще только лежал в Вифлеемских яслях, объявили борьбу и русской национальной культуре и любой культуре, имеющей христианские корни. Но особенно, великой и богатой русской культуре, созданной всеми слоями нашего общества под водительством великих русских императоров, и прославленной во всем мире. А прославленной по той причине, что она свидетельствует о Боге.
Музыка М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, которая во времена И.С. Козловского была доступна многим в оперных театрах, концертных залах, по радио, на грамзаписях, сегодня — достояние лишь небольшого числа людей. Да и многие ли сегодня знают о самом великом русском теноре, скончавшемся всего лишь 25 лет назад — в 1993 году? Уничтожение памяти о русской культуре привело к тому, что и о Боге, о своей отеческой вере знают далеко немногие русские. Наше общество питается «свиными рожками» — антирусской и антихристианской пищей-суррогатом, потому не ведает еще, какое великое наследие уготовано всякому человеку в доме Отца Небесного — Царстве радости и благодати.
Малороссийские колядки тоже напоминают нам о мирном и мощном времени великих свершений императорской России. Когда не было еще искусственных разделений великого народа и православного отечества на уделы, когда вера Православная, выстраданная русскими Малороссии, Белоруссии крепко хранилась большей частью населения империи. Когда народ за верность своему Богу и Царю, за смиренность сердец и жизнь по правде, за неприятие греха достигал множества благ и великих свершений, создавал великую культуру. Когда народ был един в своей судьбе.
Праздник Рождества Христова дарует радость всем, утешает многих жителей Приморья, родные которых оказались в числе неугодных, гонимых людей на Украине. Гонимых со стороны группы политических преступников. В лукавые времена Господь собирает избранных от малого стада Своего. Как медный змей Моисея, вознесенный на кресте, спасал ветхозаветных евреев от укусов ядовитых гадин, так и наше спасение в земной жизни и будущем веке зависит от неустанного обращения наших сердец к родившемуся ныне Богочеловеку Иисусу Христу. Все мы собираемся сегодня в духовном Вифлееме, чтобы почтить нашего Спасителя.
В Приморье живут люди, родным которых и нашей общей вере брошен вызов силами ада. С Запада и из Стамбула ползут на Церковь древние гадины. Но не нужно преувеличивать силу зла. Вифлеемская звезда сияет на Востоке и отсюда, с Востока, может прийти и избавление русскому народу, стенающему и взывающему к Богу о всех своих страданиях и гонениях. И у нас, и у гонимых православных Малороссии, и у всего православного человечества есть Христос Спаситель, Царь Царей, смиренно и скромно пришедший в мир, чтобы искупить от вечной смерти человеческий род. Чтобы создать Свою Святую Церковь, которую не одолеют врата адовы во веки веков.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»