Концепция острова Русский
и грозное предупреждение
Москва. Там в большом белом доме на Краснопресненской несколько дней назад принято важное решение. Впрочем, все решения, принимаемые в этом доме — важные. Даже, если это касается повышения цены на чашку кофе в правительственном буфете. Сваренный кофе подорожал, но все же это значительно дешевле, чем за стенами дома Правительства…
Хорошо в правительственном буфете пить кофе. Уютно. И чувство причастности к большим делам и решениям возникает. Без этого чувства ни одной правительственной бумаги не может появиться. И, конечно, с этим чувством была подготовлена и запущена к исполнению Концепция развития одного не очень большого острова в Тихом океане. Концепция не вообще, как система взглядов и принципиальных позиций, а концепция до 2027 года. Концепция очень оптимистичная. Внутри крепких правительственных стен среди живописной архитектуры столицы за чашкой вкусного кофе оптимизма всегда больше, чем где-нибудь в заброшенном селе в распадках Сихотэ-Алиня за стаканом водки, сделанной из дрянного китайского спирта…
Хотя в жизни бывает и так. Сегодня ты в правительстве кофе пьешь с коньяком. А прошли выборы, начались перемены и вот ты уже где-то в отрогах Сихотэ-Алиня лес пилишь…
Хотя есть ли еще лес на синих сопках Сихотэ-Алиня? Ведь этот лес с 1990-х годов так безпощадно пилили, что теперь по склонам одни залысины виднеются. С вертолета их особенно хорошо можно разглядеть. Все что на Дальнем Востоке есть полезного для жизни — все давно «попилено». В смысле тронуто заботливыми руками тех, кто хочет сделать свое материальное существование на земле прочнее, уютнее и оптимистичнее.
И все же, есть еще запасы в наших восточных краях. И хорошо об этом знают в соседних странах. Знают, конечно, об этом и в нашем правительстве. И нам бы на этих запасах укрепляться, утверждаться и процветать. Но все с тех же 1990-х укрепляются преимущественно все те же соседи. В Японии, говорят, на наших крабах и рыбе тихоокеанской целые города выросли. В Китае мегаполисы огнями в небо сверкают. Эти мегаполисы тоже за счет наших продаж. Народ дальневосточный торгует уже почти три десятка лет. Чем может народ торгует. Хоть лесом, хоть рыбой, хоть автомобильными запчастями. А вот что-то свое производить, что-то творческое, созидающее, развивающее — с этим трудновато. Странно, что в интереснейшем и богатейшем Приморье в этой торговле почти отсутствует творчество. Даже сувениров оригинальных, тонкой работы, в Приморье почти не найти. Кружки с фотографиями видов Владивостока или незатейливыми надписями, ракушки «на память», магнитики с морской тематикой: дельфинчики, матросики, штурвалы, якоря… Сейчас брендом Владивостока стали мосты. На всех открытках для туристов — мосты обязательно. Хотя есть еще океанариум, университет и вообще целый остров, над концепцией которого долго думали в правительстве.
Остров называется Русский. Вообще концепция этого острова разрабатывалась еще более ста лет назад. Остров-крепость — вот изначальная государственная концепция этого участка суши, соединенного теперь мостами с Владивостоком. Благодаря укреплениям острова в Русско-японскую враг не рискнул подойти к Владивостоку. Мощные крепостные сооружения сохранились здесь до сих пор.
Недавно весь остров принадлежал Министерству обороны. Скоро, вероятно, он будет принадлежать мировому сообществу. Концепция развития острова Русский до 2027 года предполагает, что теперь эта земля в Тихом океане должна стать «центром интеграции России в АТР».
Интересно, у соседей наших заграничных есть такие острова, где они интегрируются в АТР? Странное правительственное решение. Превратить остров Русский в остров Нерусский. Ведь здесь теперь ожидается вся деловая и стремящаяся к развлечениям Азия. На острове будут бизнес-центры, аквапарки, гостиницы, туристы… Остров стратегического значения станет местом для развлечений иностранцев. Но станет ли? Это, как говорится, большой вопрос. Правительство строит большие планы, утверждает концепции. А вот будет ли утверждено само это правительство в нынешнем составе в ближайшее время? Это один не самый существенный момент, способный поменять утвержденную концепцию. Есть ведь куда более значимые факторы. Например, американские авианосцы у берегов Кореи. Военную угрозу в нескольких десятках километрах от острова Русский никто пока не отменял. А угроза нешуточная, коль речь идет о возможности применения ядерного оружия. И на этом фоне планировать интеграцию в АТР, пожалуй, не вполне дальновидно.
Вот если бы мы принялись укреплять границы, вернули бы остров Русский в ведение Министерства обороны, а в приграничном Приморье ввели бы особое положение, связанное с тем, что Корейский полуостров в любой момент может стать полыхающей зоной международного конфликта, — все это было бы оправдано.
Но пока в Приморье утверждается концепция «хлеба и зрелищ» и «повышения объема продаж».
Но ведь остров-то Русский! Почему именно остров Русский выбран в качестве «центра интеграции в АТР»?
А, может быть, Господь так устраивает, чтобы приехавшие на остров иностранцы обратились к Русской культуре? Чтобы они зашли в монастырь в честь преподобного Серафима Саровского, который есть на острове? Может быть, вот так китайцы и японцы, корейцы и индусы узнают о Христе? Может быть…
Только почему-то погода над островом стала хуже, чем в предыдущие годы. Плачет природа. А 9 июня 2017 года над приморским городом Никольск-Уссурийским, что ныне называется Уссурийском, пролетел страшный ураган. Ураган сорвал крест с купола Покровского храма города. Это единственный храм в Приморье, с которого кресты не снимали даже во время большевистских гонений на Церковь. С этого храма никогда не снимали, не сносили кресты. Не есть ли это грозное предупреждение всем живущим здесь, всем, кто с 1990-х годов разворовывает эту землю, всем кто принимает концепции, открывающие наши границы и русские крепости, всем, кто продает Христа!
Да, Россия пришла с Крестом и Евангелием к Тихому океану. И даже в советское время Россия твердо стояла на тихоокеанском берегу.
Нужно очнуться, вспомнить свое призвание. Вспомнить, что у России есть лишь два союзника — Армия и Флот, призванные беречь свое Отечество, защищать его землю, острова и границы. Охранять веру Христову.
Забыли об этом в Москве за толстыми правительственными стенами? Забыли наши дальневосточники, занятые продажами сихотэ-алиньских богатств? Забыли? Но ведь Господь уже напоминает…
Игорь Анатольевич Романов, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»