Кто не знает батюшку — расскажу, что это героический человек, глава многодетной семьи, руководитель и вдохновитель проекта «Детская деревня». Человек, который в экстремальных условиях умудряется еще и миссионерствовать. Мы по возможности рассказываем об этих походах, экспедициях, в ходе которых устанавливаются поклонные кресты. А сегодня поговорим о том, что происходит в последние дни. А здесь всегда что-то происходит. Я знаю, что строятся, по меньшей мере, 10 храмов. Но сейчас мы видим еще сообщения о том, что всюду полыхают пожары. Огнем охвачено все Забайкалье. Заговорили даже о Москве и Подмосковье. Но я знаю, что и вы сами, батюшка, и ваши прихожане — обученная пожарная команда.
-Да, у нас в храме есть добровольная пожарная дружина. Потому что за последние три года выгорели целые деревни. При сильном ветре огонь перепрыгивает даже через реки.
-Ведь раньше так не было? Вы там живете много лет. Что случилось?
-Самое страшное, что довелось в этом году испытать — люди становятся на позиции поджигателей. Сейчас нам не удалось поймать одного из них, мы поехали в Читу и попытались довести дело до конца. Он быстро скрылся. Но потом эта история попала в интернет, и тут люди начали его защищать. Самое странное, что нашлись и сочувствующие. Вот, батюшка не своим делом занимается. А на самом деле мы — добровольная пожарная дружина. Мы не только тушим пожары, но и предотвращаем их. Ведем противопожарную профилактику. Вот, поджигателя пытались поймать. Хотя по прошлому году, когда наша дружина вышла на очаг возгорания, Господь Сам поймал этого поджигателя. Промыслительно получилось, что он поджег траву и застрял в болоте. И к его жигуленку огонь уже подходил со всех сторон. Я думаю если бы наша команда не приехала и не ликвидировала этот очаг, он просто бы сгорел. Мы его принципиально не вытаскивали до тех пор, пока не потушили, чтобы он что-то понял и ощутил до конца, в какую страшную ситуацию он попал. И если бы не Господь — неизвестно, чем бы это закончилось. Он, конечно, потом рассказывал, что это случайно. Но нельзя. Это не Москва же! Очень трудно, конечно, доказать такие моменты. Проблема в том, что у человека в подсознании существует пунктик такой, что это, конечно, плохо, но если нужно — то можно. Я помню, что года 4 назад мы тоже двигались в самый край нашей епархии. И перед нами ехал джип. Справа и слева от него оставались очаги. Ну, здесь потушим, там потушим, но пока мы вылезем, пока потушим. Мы не могли догнать или обогнать. Но этот кто-то сознательно, целенаправленно совершал это. Самое страшное, что в этом мире произошло — человек не понимает, что зло, которое он причинил кому угодно — оно вернется, это закон маятника. Ты уничтожаешь, тебе кажется, траву. А на самом деле это не только трава это букашки, таракашки, это мыши, которые вылезли и которым надо что-то есть, надо кормить своих мышат. Столько смертей за раз, неужели ты думаешь, что это все это останется безнаказанным? Тебя может не поймать милиционер, может не поймать дружинник, никто не поймает, но Господь- то уж поймает. Нельзя нарушать мир, нельзя нарушать закон. Нарушение любого закона в этом мире, например, закона физики, да? Будешь с 5 этажа без лестницы выходить — бедой закончишь. Закон термодинамики. Будешь без шапки зимой ходить — заболеешь. Закон химии. Давай, ешь не то, пей не то. Любой закон — биологии, ПДД, будешь в мотор воду лить вместо масла… любой закон нарушать нельзя. Духовный закон тоже существует. Его нарушая, ты попадешь в беду. Ты и твоя семья. Я уж не знаю, как там распорядится Милосердный Господь. Но все равно нельзя миру причинять зло. Зло рождает в этом мире только зло.
-Поразительно, нас этому учили с детства, было общество охраны природы, все это было. Есть ли оно сейчас? Я, честно говоря, не знаю. Но я уверена, что ваши дети этого делать не будут.
-Мы для этого своих детей и приучаем к тому, чтобы они сохраняли природу, жили в мире, заботились о ней. Когда ей плохо надо ей помогать. Когда ты приходишь в мир, где не ступала нога человека, существует гармония при полном отсутствии симметрии, уникальное состояние. И ты понимаешь, что здесь просто благодать, радость такая. А человек уходит, оставляет бутылки, банки…
Мы своих детей приучаем: пришел — уйди так, чтобы никто не знал, что ты здесь был.
-А как же с другими детьми?
-Очень многое сейчас с экрана преподается как обыденность.
-Да , если уж зло, причиненное человеку, считается чем-то обыденным, то кто там будет «париться» о каких-то птенцах?
-Я не помню, чтобы мы в детстве смеялись над тем, над чем смеются сейчас. Не было смешно, когда человек попадал в беду, когда с ним что-то случалось. А сейчас это норма. Это специально подстраивают. Кто-то упал, что-то разбил — а все вокруг смеются. Это неправильно.
-Внедряется — как ее назвать? Информационная война.
-У нас сейчас сложный период. Я надеюсь, что мы переживем, с Божьей помощью. Но сейчас горит все Забайкалье. Очень сильно. У нас мало снега. Забайкалье — солнечное, почти 350 дней в году у нас солнце. И поэтому мало снега, все выдувает и когда последний раз шел снег — такое было ощущение, что земля всасывала в себя этот снег. И ничего не оставалось. Мы радовались, думали: вот наша трава хоть немножко влаги впитает. Но ничего, с Божьей помощью переживем.
-Да ведь раньше в таких ситуациях крестными ходами ходили, молебны устраивали!
-Да. И кропили все. Особенно в засуху это было благодатно. Даже в чисто мирском смысле, если наступала беда, то вот шла по улице телега, в нее запрыгивали люди, у каждого было то, что нарисовано у него на заборе. Если ведро — то ведро, если лопата — то лопата. И вся команда ехала на тушение пожара. Один раз я такую вереницу видел в Нижнем Стане. Там получилось отстоять поселок. Хотя был сильный ветер и раздувал сильный пожар. Удалось отстоять потому, что вся деревня вышла на борьбу.
До этого три деревни полностью сгорели.
Но в этом году я хотел поблагодарить всех, кто участвовал в молебне. Хотя людей уже оповестили, что собираемся у школы, документы и вещи все — в машины, колонна собирается у школы. То — есть готовились уже к эвакуации. Звоню старосте, спрашиваю – все собрала, детей собрала? Нет, говорит. А чем занимаетесь? Да вот кропим святой водой. Я – ты что?!!! А она: мы тряпочки на лицо одели, водой их помочили и ходим, кропим святой водой. Не сгорим, конечно. И буквально через два часа после того, как я объявил о молитве, народ подключился, там у меня молитвенники. На 180 градусов разворачивается ветер вместе с огнем и уходит на север. Хотя уже было видно зарево и видно, как за деревней полыхал лес. И вся деревня была окутана дымом. Поэтому пожарные машины это хорошо, но все — таки молитва это лучше, оказывается на проверку.
-Слава Богу. Батюшка, а как идет ваше строительство?
Как себя чувствует детская деревня?
-Очень активное нам предстоит лето. Заложили новый храм. Администрация выделила шикарный фундамент. Я думаю, получится прекрасный храм во имя Андрея Первозванного. Чары — это самый верх Байкало-Амурской магистрали. В этом году нам предстоит еще два похода на север. Первый поход будет — нас забросят туда на Ан- 2, мы уже поговорили с нашими летчиками. Последний раз наши дети были на экскурсии в ДОСААФе. Детям настолько все понравилось, что мы с летчиками договорились, чтобы нас забросили на Ан — 2. У нас вариантов нет, я боюсь, что на вездеходе мы туда просто не дойдем. На вездеходе туда идти 12 часов. Это 12 часов на пулемете, потому что у него нет же глушителя. Потом три дня еще будешь отходить. Так что лучше на Ан- 2 промучиться три часа. Ну, мы же прыгаем с парашютами, ничего.
Сразу хочу поблагодарить всех, кто помогал нам организовать зимнюю экспедицию в этом году. Мы всей суммы не набрали, мы подсократили свои расходы. Всех благодарим. Милостью Божьей дошли туда. Сделали два похода вместо одного. Доставили туда гуманитарный груз почти около тонны, доставили солнечные панели. Там поселок Усть-Каменка, он до сих пор не электрифицирован. Поставили там три солнечные панели и сделали в нашем храме круглосуточный свет. И наш храм на сегодняшний день выполняет не только просветительскую деятельность, но и осветительскую. Говорят, есть выражение – глаз выколи, если нет луны на небе — можно пролететь мимо, не увидишь деревню. Мы пару раз чуть не проскочили. Только какой-то блик дал нам возможность вернуться и понять, что мы проезжаем деревню. Мы сейчас делаем так, что наш храм будет стоять и гореть, как маяк. И там освещения хватит, чтобы поддерживать это всю ночь.
-Ну, долг вы еще не покрыли.
-Да, там еще маленечко остались должны, но, тем не менее, все завезли и на лето себе сделали задел, завезли фанеру, стройматериалы. И мы надеемся, что за лето мы закончим, и амвон, и пол, и потолок, и тепло там будет, и светло.
Последний раз со мной ездил туда городской человек, юрист. И он говорит: я не знаю, что такое рай, но мне кажется, что где-то рядом с Каменкой.
-Такая красота и первозданность! Я только по фильму «Миссия» могу судить. Они уже все закончились. Новый тираж не уговорил пока напечатать.
-Да его у нас везде показали. И в деревнях, и в школах. Он интересен и самим забайкальцам. Несмотря на то, что там показывают красоту региона, и это интересно людям из других мест. Иначе дети не будут ценить историю своего края и вообще малую родину. То, с чего она начинается.
— Но возвращаемся еще к храмам. Вы пишете, что еще заложен храм во имя святых Веры, Надежды, Любови.
-У нас в этом году самая интересная закладка — село Мерсаново. Заложили храм Царя Николая. Это где у нас казачья школа. Царевич у нас там останавливался. И есть памятная доска. Мы думаем: может быть, этот дом когда-нибудь станет музеем? И поэтому совершенно логично, что там заложили храм в честь Царя Николая. Он в то время был еще наследником Цесаревичем, окормлял казачество. Это было такое его послушание. И в деревне очень активная глава администрации, дай Бог ей здоровья. И директор активный, и дети, и взрослые. Мне очень нравится Версаново.
Там хотела помереть школа, мы ей не дали. Потому что весь мир подключился, сохранили село и набрали в прошлом году первый 10-ый класс. В этом году у нас будут еще 11-ый. Уже новых педагогов набираем. И меня отправляют в пединститут.
Ну, а что поделаешь?
В поселке Харбоне заложили храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Очень нужный нам всем храм. Это добродетели о них говорить, воспевать, их иметь, русский народ просто обязан. Храм Никольский в Казаново. Крестовоздвиженский в Митрофаново. В Нижнем — Стане святителя Спиридона Тримифунского. Архангела Михаила в Верхних Усуглях.
-Как- то вы сразу на все размахнулись.
-Нет, не размахнулся. Как-то на нас все размахнулось. Потому что в нашей епархии в Забайкалье на 54 храма 12 священников. Конечно, хотелось бы, чтобы каждым храмом занимался отдельный священник. Потому что здесь и попечение молитвенное требуется и, простите меня, и кирпичи кому-то надо руководить, как класть. Охота быть везде, но не получается.
Поэтому лето у нас будет короткое, но очень насыщенное. И два похода. Второй поход тоже на север надо будет организовать. Но в этом году я в первый раз в жизни побывал здесь, в Москве на китайской литургии. Я записал на китайском языке «Херувимскую». Такое ощущение, что ты детское пение слушаешь. И в этом году с нами собираются несколько православных китайцев поехать.
Пускай попробуют. Всех надо окормлять. Кому надо, того и надо окормлять. Вот Коренгинцам надо было, настолько, что они собирали деньги, отправляли в соседнюю деревню, без возможности у себя создать храм они думали: Вот будет храм хотя бы за 200 км.
-И слава Богу, а то я понимаю, ситуация была уже не простая, что мы можем проснуться уже в китайском пространстве.
-Ну, да. Возможна такая ситуация. Хотя сейчас неизвестно, сколько там, на той стороне, народу. Но мы постоянно теряем народ. Сейчас народонаселение чуть-чуть больше, чем при царе Николае. Это как будто Великая Отечественная война прошла. Вот у нас вымирают деревни. Я думаю, что такая ситуация много где, не только на севере. Но север — это анклав, его надо заселять. Обязательно. И мы даже в этом году пытались реализовать свой проект. Он еще не дописан. Мы проговорили его, но еще немножко не готов.
Проект расселения детских домов на севере. Когда у нас вопрос возник с АУЕ, с этими «синими китами», у нас поселок Первомайск занял второе место в мире по суицидам. Назрела необходимость структуры, которые объединены в систему, разъединить. Каким образом? Можно их разделить на севера.
-Да еще этот печально знаменитый ваш читинский детский дом.
-Да, там много у нас славы. А еще сколько неизвестных! Понимаете?
То, что вышло в СМИ — это только то, что дали озвучить. На самом деле проблемы серьезнее. Но сор из избы лучше не выносить. Потом не отмоюсь никогда в жизни. Но печально, что эта проблема касается судеб человеческих. Сейчас в чем проблема усыновления заключается? В том, что человек, который собирается усыновить ребенка, должен пройти школу приемных родителей. А так как на севере этого невозможно сделать, мы предложили такой вариант. Мы на наши вездеходы загружаем специалистов, которые могут это провести. Мы выезжаем на севера, находим адекватные семьи. Определяем их нужду. Если кому-то надо ремонт сделать — помогаем, что-то пристроить, проводим там двухнедельные курсы, принимаем у них экзамены и даем им возможность выбрать детей. При том, что там вообще никаких денег нет. Вот они берут 4х детей, и у них хоть какая-то зарплата!
-Ну, главное чтобы это не стало главным.
-Матушка, я не могу сказать, надо или не надо. Не хочу, конечно, чтобы это был определяющий фактор, в любом случае, в Забайкалье не столько платят чтобы этим обогатиться. Уж поверьте мне, если человек хочет заработать денег — он уж не на детях их будет зарабатывать.
Но, тем не менее, у людей хоть какая-то возможность появится существовать. И мы сможем. Я уж посчитал, что мы за месяца два работы активной мы сможем наши детские дома расселить по северам. Даже если по одному ребенку возьмут в поселке, у нас их штук 25 вот уже 25 детей расселили. А два три пять… и разъединим структуру. Там понимаете не до АУЕ. Там вода, печка, там надо с папой в лес ходить. Там нет компьютеров. Нет интернета.
-Все эти вещи от безделия возникают.
-Да. Там нет общака. Там насущные проблемы. Люди решают проблемы, просто связанные с выживанием. Поэтому задача наша как педагогов чтобы в нашей казачьей школе создать детям такие условия, чтобы они постоянно внедрялись в мероприятия и так активно, чтобы у них даже не было времени подумать о чем-то лишнем. Чтобы вечером, как у хорошего солдата, дойти бы до подушечки и поспать бы. И поэтому этот проект мы будем подавать в общественный совет МВД.
-Идея прекрасна. Дай Бог, батюшка. У вас столько энергии! Я верю, что это удастся пробить. Даже вспоминая вашу многострадальную детскую деревню. Казалась бы, уже очевидная польза, а вместе с тем, как долго все это шло!
-Но, несмотря на все искушения, слава Богу. Деревня сегодня находится в процессе передачи. И сейчас единственный вопрос -недострои. Не могут найти, чьи. А все остальные дома переданы. И летом начнется формирование уже парковой зоны. И Господь силы даст, и силы будут, и парковая зона будет достроена, потому что она у нас связана с процессом реабилитации. С процессом социализации.
-Ну это тоже нужны и средства, и жертвователи.
-Да. Думаю что проект нужный, полезный и, в конце концов, мы даже один из домов, который будет в детской деревне, мы собираемся сделать для детей — инвалидов. Потому что у нас и этой категории детей хватает. Дальше – хотим, чтобы в каждом доме жил хотя бы один инвалид. Чтобы в семье понимали, что есть дети, которые нуждаются в особенной помощи. Нельзя скрывать их. Люди дети должны видеть инвалидов. Как мы научимся милосердию, состраданию, как научимся любить, если мы на сегодняшний день физически этого не видим?
-Мы и у многих из них учимся мужеству, смирению.
-Да, мы взаимно обогащаем. Поэтому у нас, кроме строительства храмов и миссионерских походов, конечно, основная проблема — это детская деревня. У нас в этом году началось строительство подворья детской деревни, потому что у нас изначально трудотерапия была заложена как одна из частей реабилитации детей. Представляете, что ребенок из детского дома приходит, он ничего не умеет. Чая пакетик положить — это единственное, на что он способен. А на самом деле трудотерапия нам нужна, даже когда она нам не выгодна. Дешевле купить в магазине, чем самому. Тем более с нашими непутевыми детьми. Часто проще взрослому сказать: уйди, я сам все сделаю. А вот не надо. Надо вместе с ним делать. Пускай будет плохо, пускай будет некрасиво. Придется переделать, но надо делать вместе с ним. Во-первых, человек должен участвовать в процессе созидания. Ему это должно быть это интересно, он должен это полюбить. Человеку почему нравится разбивать бутылки? Потому, что от точки А до точки Б маленькое расстояние, чтобы сломать. А чтобы сделать что-то — от точки А до точки Б большое расстояние. Но человеку нужен законченный процесс. Увидеть результата. И обязательно надо похвалить даже за то, что он криво забил гвоздь, креативные такие гвозди у тебя, прямо не как у всех. И обязательно человека надо и хвалить, и мучиться с ним в этом смысле. Даже когда это тебе неудобно и не выгодно. Вот поэтому мы собираемся делать подворье, строить свою конюшню, псарню, курятник, теплицы. У нас там три дома сейчас на детской деревне. Около одного была теплица, в мае мы уже ели свою редиску. Второй раз посадили. Своя редиска всегда вкуснее.
-Меня просили задать вопрос: как оградить детей от вредного воздействия?.
— Ну, я думаю, мы на этот вопрос ответили.
— Но, с другой стороны, у вас там есть куда приложить силы, а в городе куда их девать? Как учить?
-Матушка, а редиску можно и на подоконнике выращивать. Вот у нас, в самом доме, в нашей квартире два аквариума с рыбами, рак, лягушата, попугай, шиншилла, две паучихи, две колонии мурашей-короедов. Как увижу, что ребята заскучали, я говорю: давайте почистим — и мы начинаем чистить, и наваливаются все. Даже если он чистый можно все равно почистить. В процессе этого это не только милосердие, сострадание и любовь воспитываются, это еще процесс изучения. Мы в процессе ухаживания, они же нам ничего не дают, яйца не несут, мяса не дают, но с другой стороны дети написали доклады, один — про короедов, другой — про муравьев.
-У вас детей сколько?
-Ну, на каникулы собирается много, а вот так, чтобы дома человек 6 осталось… Точно мама знает.
Вот, вроде суетная жизнь, но с другой стороны — как расслабишься, как начнется отдых у тебя, у твоих детей, так это чем-то чревато. С детства у детей все точно знают, если они в детской притихли — значит, чем-то недобрым кончиться. Пускай лучше шумят. Поэтому мы организуем спортзал, что угодно, лишь бы на виду. У нас дети не гуляют, я не люблю гулящих. Как сказала одна москвичка, мать пятерых детей: свежий воздух вреден для поведения человека. Он стимулирует на что-то нехорошее.
Вот, нам лошади нужны. С ними всегда есть чем заняться.
Вообще наше забайкальское общество помощи детям и наша казачья школа выживает только благодаря тому, что есть люди понимающие, что есть люди нуждающиеся. Им надо помогать. Поэтому я вас благодарю.
-Батюшка, может, успеем несколько слов сказать о теме, вам близкой, женское служение и вообще семейный мир. Когда много детей, когда некогда выяснять отношения, кто главный кто какой? А с другой стороны, женщины сейчас стали такие нетерпеливые, такие несмиренные, все нам хочется жизнь свою устроить. И вот такого жертвенного семейного служения уже, к сожалению, не так много встретишь, мы с вами как-то собирались поговорить на очень важную тему – почему никогда, ни при каких условиях нельзя бранить мужа даже мысленно?
-Прежде чем сказать о человеке плохо, скажи о нем хорошо. Вот такой афоризм. На самом деле, что значит плохо. Любая женщина вокруг себя может создать рай. Любая. Она может стать королевой, принцессой, кем угодно. Но понимаете, что королева — это жена короля. Не бывает, что он у тебя какими-то другими эпитетами обладает, чем ты сама. Каждая женщина, которая мужа взяла и назвала козлом — ну у козла кто жена? Это значит, ты сама себе подписала приговор. Если у тебя муж плохой, значит надо понять, что безумие, когда правая рука предъявляет претензии к левой. В том, что она левая, а не правая. Тут как ни старайся. И вообще выяснять отношения в доме это вообще полное безумие. То есть, когда человеку говоришь, что он дурак — он от этого умным не становится. Вообще человек не может ничего сделать с другим человеком. Но если он хочет разрушить с ним отношения- конечно, вот я таким словом кого-то назову- и у нас с ним разрушатся отношения.
-Ну, к этому тоже сейчас легко относятся. Ну и разрушим. Давай следующего найдем. Все стало легковесным. Многие этого не боятся.
— Ну да. Несерьезность этих отношений и приводит к тому, что вокруг развал. Я вспоминаю какую-то губернию, там количество разводов было 0,06 — это до революции. И писали, что губернатор по полной получил, за то, что у него такой разврат. А у нас сейчас из трех браков два разваливаются. Вот поэтому нам и в священники некого рукополагать. И, простите меня, здоровых детей нет. Почему? Потому что здоровые дети — это результат целомудрия мамы с папой. А сейчас 97% детей рождаются изначально больными.
-Я с таким уважением смотрю на женщин с Кавказа, которых у нас сейчас много стало! Гляжу, как они одеты и думаю: нам бы у них поучиться! Мы привыкли относиться к ним свысока, что они не местные, не такие не сякие. Но как они все — таки целомудренно выглядят!
-Мы вряд ли успеем за 7 минут это проговорить. Но, знаете, закрытая женщина более интересна мужчине, чем открытая. Вот представьте на секундочку, даже ради эксперимента. О какой женщине может возникнуть мысль, что была бы у тебя такая супруга: которая полностью закрыта или которая полностью открыта? Которая полностью открыта, если и вызывает какие желания у мужчины — то совсем не те, чтобы жениться на ней.
-Увы. Ну, конечно, тему эту мы не обсудим, но хотя бы как-то поговорить. У нас есть и молодые слушательницы, и мамы, и бабушки. Вот, посмотришь — девочки все прекрасны, ангелочки. А потом куда все уходит?
-Я могу объяснить схему, по которой работает мужской разум. Ведь мужской разум — это разум творческий. Он всегда себе рисует то, что не видит. Он может фантазировать, выдумывать, проектировать. Вот если женщина вся закрыта полностью сверху донизу, даже если у нее есть куча физических недостатков — мужской разум всегда нарисует идеальную женщину. А если все открыто — ну, простите меня, там рисовать нечего. Что тут показывать?
-Да. Даже бывает неловко. Это же наши дети и наши ровесницы.
-Знаете, современный мир учит человека преодолевать стыд. Это очень плохо. Если человек, не дай Бог, на пляже останется один в его пляжном костюме, а вокруг все будут в костюмах просто, он будет себя чувствовать неловко, хотя это пляж. Почему?
А когда все голые здесь уже ходят — это уже все. Понимаете? И вот, человека учат преодолевать это чувство стыда. Его нельзя губить в человеке! Не приведи Господи. Отсюда и шутки такие плоские, и всякое хамство и нецеломудрие. Невозможно сейчас смотреть шутки, потому что если люди начинают шутить, то это всегда опускается на уровень ниже пояса. Это очень некрасиво.
-Вот так у людей снижается порог стыдливости. Значит, это можно. Провокативные дела это. Губительство такое
-Недавно мне прихожанин говорит: ну, батюшка, ну, показывают же по телеку — а я говорю: а у меня почему не показывают, знаешь? 25 лет назад выкинул его в окошко и забыл, что показывают.
— Там сейчас есть полезные вещи, каналы православные.
-Возможно. Везде можно найти хорошее. Так же, как и свинья везде грязь найдет. Нет, ну мы с детьми тоже смотрим какие-то фильмы, но обязательно в присутствии родителей и при их непосредственном комментарии. Даже военные фильмы какие-то, старые.
-Старые-то полезны, там есть элементы идеологии, но она, скажем так, не душегубительна.
-Это в комментариях родителей смягчается, даже если что-то есть. Но чтение намного более полезно. Вот, у нас есть девочка в семье, она к нам попала, у нее были серьезные проблемы с интеллектом, и мы даже думали оформить ей инвалидность. Но, благодаря тому, что она регулярно и постоянно читала — она сейчас учится у нас в 6 — ом классе. Она мне недавно про предложения с деепричастными оборотами как выдала! Чтение — это же гимнастика для мозга. А сейчас и книги не очень любят читать – все бы им за компьютер!